Найти в Дзене

МАТЕРИАЛЫ ПО ЕВАНГЕЛИЮ НЕДЕЛИ 26-Й ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ (ЛК. 13:10-17)

ИСЦЕЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СУББОТУ ВСТУПЛЕНИЕ Евангелие этой Недели переносит нас в синагогу, где в субботний день Иисус Христос исцеляет женщину, восемнадцать лет бывшую в духе немощи. Это чудо становится не только действием милосердия Христова, но и откровением о подлинном смысле Божьего Закона. Здесь сталкиваются два мира: мир живой, спасающей веры, приносящей освобождение, и мир мертвого, формального благочестия, видящего в религии лишь свод ограничений. Начальник синагоги, негодуя, что исцеление произошло в субботу, олицетворяет собой закон, возведенный в абсолют и заслонивший собой Бога. Христос же, называя его «лицемером», обнажает суть проблемы: когда правила становятся важнее человека, религия теряет свой дух и становится орудием осуждения и рабства. Сегодня мы вместе становимся свидетелями этого исцеления, чтобы понять, что истинная суббота, истинный покой — это свобода от греха, дарованная Христом, и что милость и любовь — суть и исполнение всего закона. [БЛОК 1] ИСЦЕЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ

ИСЦЕЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СУББОТУ

ВСТУПЛЕНИЕ

Евангелие этой Недели переносит нас в синагогу, где в субботний день Иисус Христос исцеляет женщину, восемнадцать лет бывшую в духе немощи. Это чудо становится не только действием милосердия Христова, но и откровением о подлинном смысле Божьего Закона.

Здесь сталкиваются два мира: мир живой, спасающей веры, приносящей освобождение, и мир мертвого, формального благочестия, видящего в религии лишь свод ограничений. Начальник синагоги, негодуя, что исцеление произошло в субботу, олицетворяет собой закон, возведенный в абсолют и заслонивший собой Бога. Христос же, называя его «лицемером», обнажает суть проблемы: когда правила становятся важнее человека, религия теряет свой дух и становится орудием осуждения и рабства.

Сегодня мы вместе становимся свидетелями этого исцеления, чтобы понять, что истинная суббота, истинный покой — это свобода от греха, дарованная Христом, и что милость и любовь — суть и исполнение всего закона.

[БЛОК 1] ИСЦЕЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ И РЕАКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА СИНАГОГИ (СТ. 10-14)

Текст:
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Параллельные места:

  • Ис. 58:6-7 — Истинный пост: «разреши оковы неправды... раздели с голодным хлеб твой».
  • Ос. 6:6 — «Ибо я милости хочу, а не жертвы».
  • Мих. 6:8 — «...и требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
  • Ин. 5:1-18 — Исцеление расслабленного у купальни Вифезда в субботу и последующая полемика.

[А. Фактические вопросы]

1. Как описывается состояние женщины до исцеления?

(Комментарий для ведущего: Важно подчеркнуть не только физический недуг («скорчена»), но и его причину — «духа немощи». Указание на духа показывает, что корень болезни — не только физический, но и духовный. Это узы, наложенные сатаной. Продолжительность (18 лет) указывает на долгое и тяжкое порабощение.

  • Святитель Феофилакт Болгарский: «Недуг этот... случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: "которую связал сатана"... Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления. Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов.2:6-7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем.2:21), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3:21)».

2. Какова была реакция женщины и начальника синагоги на произошедшее чудо?

(Комментарий для ведущего: Реакции полярны. Исцеление вызывает у женщины хвалу Богу, а у начальника синагоги — негодование, так как чудо нарушило его формальное понимание субботнего покоя. Он обращается к народу, а не ко Христу, пытаясь сохранить авторитет.)

  • Святитель Феофилакт Болгарский: «А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение... связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру!»

[Б. Вопросы по смыслу и толкованию]

3. Как можно понять слова «скорчена и не могла выпрямиться» применительно к духовной жизни?

(Комментарий для ведущего: Святые отцы видят в этом образ души, согбенной под тяжестью греха и земных забот.)

  • Святитель Феофилакт Болгарский: «Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болит восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых "десять", и слаб в уповании на "восьмой" век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века?».
  • Святитель Амвросий Медиоланский: «Скорчена была её душа, которая склонялась к земным выгодам и не видела небесной благодати. Иисус увидел её и позвал, и сразу женщина сбросила с себя земное бремя. Он показывает, что страстями обременены и люди, которым Он говорит: Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые, и Я успокою вас (Мф 11:28). Таким образом, душа той женщины, как лоза во вскопанной почве, задышала и выпрямилась».
  • Святитель Григорий Двоеслов: «Всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего».

4. Что показывает реакция начальника синагоги о его духовном состоянии и понимании религии?

(Комментарий для ведущего: Его негодование обличает формальное отношение, при котором буква закона становится важнее его духа — милосердия. Он слеп к явному действию Божьей благодати.)

  • Святитель Кирилл Александрийский: «Но на самом деле ты негодуешь не из-за субботы, но поскольку видишь почитаемого Христа, которому поклоняются как Богу, отчего беснуешься, задыхаешься и сгораешь от зависти; и одно ты скрываешь в сердце, а ссылаешься и указываешь на другое. Поэтому искусно обличает тебя Господь, который знает твои суетные помыслы, и ты получаешь подходящие тебе прозвище лицемера, притворщика и хитреца».

[В. Вопросы на связь с жизнью]

5. Что в нашей жизни является «оковами», из-за которых мы много лет не можем «выпрямиться»?

(Комментарий для ведущего: Вопрос для личного самоиспытания. Эти оковы — привычки, страхи, грехи. 18 лет — символ привыкания к своей несвободе)

  • Святитель Амвросий Медиоланский: «Связывает нас также дьявол путами преступлений, связывает нас узами разврата, узами прелюбодеяния, узами нечестия, из-за которого отрицают Христа, узами зависти, из-за которой даже брат часто подвергается нападкам, узами жестокости, из-за которой иногда убивают друга и товарища. Это узы, которые сгибают каждого связанного, чтобы он не мог поднять свою душу и направить очи своего ума к небу, если только Христос не скажет ему: Ты освобождаешься от недуга твоего (Лука 13:12) — и воздвигнет его, одарив Своим благословением».

6. Как пример Христа, посещавшего синагогу по субботам, учит нас молитве в храме?

(Комментарий для ведущего: Святитель указывает, что Христос, будучи Богом и не имея личной нужды в общественном богослужении, сознательно и смиренно участвовал в нем. Этим Он оставил нам совершенный пример для подражания, обличающий гордость тех, кто в свое оправдание говорит: «Мне необязательно ходить в храм, я могу молиться и дома».)

  • Святитель Николай Сербский: «Субботний день был для иудеев днем соборной молитвы, как для нас, христиан, – день воскресный. И хотя Господь наш Иисус Христос часто уединялся в пустынных местах, где целые ночи проводил в молитве, Он не уклонялся и от соборной молитвы в синагоге с народом. «И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк.4:16). Таким образом, Он имел обычай ходить в дом молитвы и не избегал молитвы общественной. Несмотря на то, что Господь не имел в этом нужды, Он поступал так по смирению и для примера нам. Сегодня вы от многих услышите гордые слова: «Я молюсь у себя дома, ни к чему мне идти в храм на молитву!» Так говорит неразумие и гордость. А пример Господа нашего Иисуса Христа ясно нас учит, что нужно делать и то, и другое: и тайно молиться в одиночестве, и явно в храме с другими братиями».)

[БЛОК 2] ОТВЕТ ХРИСТА И РЕАКЦИЯ ОКРУЖАЮЩИХ (СТ. 15-17)

Текст:
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Параллельные места:

  • Мф. 12:9-14 — Исцеление сухорукого в субботу и слова Христа: «милости хочу, а не жертвы».
  • Лк. 14:1-6 — Исцеление больного водянкой в субботу и аналогичный аргумент о спасении животного.
  • Гал. 5:1 — «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
  • Ин. 8:31-36 — «...познаете истину, и истина сделает вас свободными».

[А. Фактические вопросы]

7. На каком сравнении строит Свой ответ Христос?

(Комментарий для ведущего: Он использует простую и понятную всем житейскую логику: забота о благополучии животного (осла или вола) в субботу допускалась. Это показывает несостоятельность обвинения на основе их же практики.)

  • Святитель Амвросий Медиоланский: «Господь сравнивает одни узы с другими, и упрек иудеев опровергается их собственными действиями: сами они развязывают узы животных в субботу, однако укоряют Господа за то, что Он освободил людей от уз греха».

8. Как Христос называет исцеленную женщину и как определяет источник ее болезни?

(Комментарий для ведущего: Он называет ее «дочерью Авраамовой», подчеркивая ее высочайшее достоинство как члена народа Завета, и прямо указывает, что источник ее уз — сатана. Таким образом, исцеление — это акт освобождения от власти диавола.)

[Б. Вопросы по смыслу и толкованию]

9. Почему Христос употребляет столь резкое слово «лицемер»? В чем состояло лицемерие начальника синагоги?

(Комментарий для ведущего: Лицемерие — в двойном стандарте и в сокрытии истинных мотивов (зависти) под маской ревности о законе.)

  • Святитель Кирилл Александрийский: «Смотрите, молю вас, как начальник синагоги меньше ценит человека, чем зверя, так как он хотя бы считает вола и осла достойными заботы в субботу, но из зависти не хотел бы, чтобы Христос избавил от недуга скорченную женщину и не желал, чтобы она вернула естественный облик. Но этот завистливый начальник синагоги предпочёл бы, чтобы выпрямленная женщина была скорчена, как четвероногий зверь, чем восстановила подобающий человеку облик; так как думал, что дела Христовы не возвеличивают Его и не являют Его Богом, и никак иначе. Но он изобличается в лицемерии, если он в субботу хотя бы ведёт бессловесный скот на водопой, но негодует, что эта женщина, дочь Авраама по происхождению, но больше по вере, должна быть освобождена от цепей недуга. Ибо он считает её избавление от болезни нарушением субботы».

10. Что означает титул «дочь Авраамова» и почему Христос его использует?

(Комментарий для ведущего: Этот титул не только указывает на национальную принадлежность, но и, что важнее, на принадлежность к обетованиям и вере. Христос восстанавливает ее достоинство.)

  • Святитель Кирилл Александрийский: Подчеркивает, что Христос освободил ее «как дочь Авраама по происхождению, но больше по вере».
  • Митрополит Иларион (Алфеев): «Словосочетание «дочь Авраама» особенно уместно в синагоге, куда собирались только сыны и дочери Авраама — представители богоизбранного народа. Согбенная женщина не случайно оказалась там: она пришла туда для молитвы, то есть для встречи с Богом. И в лице Иисуса встретила Бога воплотившегося, Который освободил ее от долголетнего тяжкого недуга. Ее реакция на чудо — реакция искренне верующего человека: выпрямившись, она первым делом начала славить Бога».

11. Почему одно и то же действие Божие становится для одних причиной радости, а для других – осуждения и стыда?

(Комментарий для ведущего: Евангелие описывает две противоположные реакции на чудо Христа: народ радуется, а противники стыдятся. Этот вопрос помогает раскрыть, как Христос является «камнем преткновения» и «камнем разделения». Ключ — во внутреннем устроении человека. Те, кто смотрит «без злобы», с простым и открытым сердцем, видят в чуде славу Божью и радуются. Те, чьи сердца порабощены формализмом, завистью и гордыней, не могут принять благодати, которая обличает их ложную праведность, и потому испытывают стыд.)

  • Святитель Кирилл Александрийский: «И позор пал на тех, кто произносил эти порочные мнения; кто преткнулся о краеугольный камень и разбился; кто противился Врачу, кто столкнулся с мудрым Горшечником, когда тот выпрямлял свои кривые сосуды: и не было у них ответа. Они безоговорочно обличили себя и были вынуждены молчать, сомневаясь, что им следует сказать. Так Господь закрыл их дерзкие уста. Но множество людей, пожинавших плоды чудес, возрадовались. Ибо слава и великолепие Его дел разрешали все вопросы и сомнения у тех, кто искал Его без злобы».
  • Епископ Михаил (Лузин): «Противившиеся ему»: т. е. начальник синагоги и мыслившие с ним одинаково, стыдились, ибо сознавали справедливость Его слов, хотя по обычной своей гордости и не сознавались в том перед другими. — «А весь народ радовался»: так люди простые бывают иногда более восприимчивы к истине и слушаются голоса ее».

[В. Вопросы на связь с жизнью]

12. Какой актуальный смысл сохраняет для нас заповедь о субботе?

(Комментарий для ведущего: Святитель Амвросий напоминает, что суббота — прообраз «будущего радостного упокоения». В реальности нашей жизни «субботство» является воздержанием от злых дел («бездействие во зле» - свт. Феофилакт), а не повод отказаться от добра под различными причинами.)

  • Святитель Амвросий Медиоланский: «суббота есть образ будущего покоя. Покоя, правда, не от добрых дел, а от злых, как предписано, чтобы в будущем, после смерти, мы праздновали субботу, покой от обязательных дел без всякой ноши греховной, а не доброй».
  • Святитель Феофилакт Болгарский: «Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук».
  • Серебрякова Ю.В.: «Нередко Господь совершал чудеса в субботу, и этим временем совершения чуда и самим делом освобождения человека от болезни и греха являл покой (покой = «шаббат», суббота) Царства Божия, в который ввести может только Он Сам».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

Евангелие этой Недели представляет нам ясный и решительный выбор между двумя типами религиозности. Одна — как живое, доверительное отношение к Богу, источником которого является милосердие. Другая — как система внешних предписаний, которая, оставшись без любви, рискует стать окаменевшей формой.

Скорченная женщина — это точный образ каждого человека, согбенного под тяжестью греха, страстей или жизненных обстоятельств. Долгие восемнадцать лет ее немощи говорят о том, как безнадежным может казаться положение без вмешательства Спасителя. Но Христос видит ее, призывает, касается и словом Своей власти освобождает от многолетних уз. В этом — надежда для всех нас: какими бы «застарелыми» ни были наши душевные и духовные болезни, слово и прикосновение Христа имеют силу даровать исцеление и выпрямить нашу жизнь.

Ответ Господа начальнику синагоги — это не отмена закона, но раскрытие его изначального, богоугодного замысла. Все религиозные установления, включая субботний покой, даны для блага и освобождения человека, а не для его порабощения. Истинный смысл Закона, истинный смысл субботы — в освобождении от греха, в даровании жизни и покоя во Христе.

Таким образом, это евангельское событие оставляет нам двойной урок. Во-первых, это личный призыв к каждому принести свои «немощи» и «скрюченности» ко Христу для исцеления. Во-вторых, это предостережение и указание: не судить и не препятствовать, когда Бог касается жизни другого человека, но учиться всегда становиться на сторону милосердия.