Найти в Дзене
Записки актёра

«Сказка о потерянном времени»: как на самом деле снимали фильм, который мы до сих пор любим

Здравствуйте, дорогие читатели. Есть такие фильмы, которые взрослеют вместе с нами. Смотришь его в детстве — и видишь просто весёлую сказку про школьников, которые превратились в стариков. А пересматриваешь сейчас, взрослым, — и вдруг понимаешь, что эта история гораздо глубже и страшнее. «Сказка о потерянном времени» Александра Птушко — как раз из таких. Я помню, как в детстве боялся пропустить её по телевизору. Эта история умудрялась быть и смешной, и жутковатой. Но то, что творилось за кадром, порой было не менее удивительным. Источник: culture.ru:443 История, которая ждала своего часа 20 лет Знаете, в чём ирония? Фильм о потерянном времени сам долго не мог добраться до экрана. Его основа — сказка Евгения Шварца, написанная ещё в 1940 году. Сначала это был короткий рассказ, потом — пьеса. И только в 60-е годы на «Мосфильме» решили, что пора бы это кино и снять. Сказка о потерянном времени (с иллюстрациями) Шварц Е.Л.|Источник: oz.by И сначала фильм поручили совсем другому режиссёру.
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Есть такие фильмы, которые взрослеют вместе с нами. Смотришь его в детстве — и видишь просто весёлую сказку про школьников, которые превратились в стариков. А пересматриваешь сейчас, взрослым, — и вдруг понимаешь, что эта история гораздо глубже и страшнее.

«Сказка о потерянном времени» Александра Птушко — как раз из таких.

Я помню, как в детстве боялся пропустить её по телевизору. Эта история умудрялась быть и смешной, и жутковатой. Но то, что творилось за кадром, порой было не менее удивительным.

Источник: culture.ru:443
Источник: culture.ru:443

История, которая ждала своего часа 20 лет

Знаете, в чём ирония? Фильм о потерянном времени сам долго не мог добраться до экрана. Его основа — сказка Евгения Шварца, написанная ещё в 1940 году. Сначала это был короткий рассказ, потом — пьеса. И только в 60-е годы на «Мосфильме» решили, что пора бы это кино и снять.

Сказка о потерянном времени (с иллюстрациями) Шварц Е.Л.|Источник: oz.by
Сказка о потерянном времени (с иллюстрациями) Шварц Е.Л.|Источник: oz.by

И сначала фильм поручили совсем другому режиссёру. Но руководство что-то там не поделило, и кресло режиссёра занял Александр Птушко. Наш главный кино-волшебник, который умел превращать любую историю в чудо. И, как оказалось, это было лучшее, что могло случиться с этим фильмом.

Как искали детей, похожих на стариков

Чтобы найти юных Петю, Надю и их друзей, «Мосфильм» дал объявление в газеты. Сотни школьников со всего Союза прислали свои фотографии. Но была одна загвоздка: дети должны были быть похожи на своих «взрослых» двойников. А взрослых актёров режиссёр подбирал параллельно.

Источник: culture.ru:443
Источник: culture.ru:443

И вот тут-то и начались чудеса. На роль одного из злых волшебников взяли юного Женю Соколова. И его сходство с великим Сергеем Мартинсоном было просто поразительным! Как будто природа сама решила подыграть режиссёру.

Взрослая банда: звёзды, мастера и одна случайность

А какой там взрослый состав! Шагалова, Крамаров, Вицин, Моргунов, Рина Зелёная... Настоящий «золотой фонд» советского кино.

Но самая интересная история связана с ролью взрослого Пети Зубова. Её должен был играть Борис Новиков. Но прямо перед съёмками он тяжело заболел. И роль срочно отдали Олегу Анофриеву. И он справился блестяще! Сыграл этого растерянного «взрослого ребёнка» так точно, так трогательно, что другого на его месте уже и не представишь.

Источник: magspace.ru
Источник: magspace.ru

И да, Вицин и Моргунов снова оказались в одном кадре. Поклонники великой троицы, наверное, ликовали.

Пёс, которого знала вся страна

Источник: culture.ru
Источник: culture.ru

И не будем забывать ещё об одном артисте. О том самом псе, верном друге Пети Зубова. Эта чудо-собака в том же году снялась и в другом шедевре Птушко — в «Морозко». И, надо сказать, играла не хуже своих двуногих коллег.

Птушко и его волшебные руки

Александр Птушко был не просто режиссёром. Он был мастером на все руки. Обожал резьбу по дереву, всякие механические штучки. И вот ту самую зловещую кукушку, которая отсчитывала время в домике волшебников, он сделал сам. И все эти причудливые деревянные фигурки, которые стоят в избушке, — это тоже из его личной коллекции. Именно поэтому в фильме есть эта неподдельная, ручная теплота.

Как Вицину «отращивали» волосы

Помните ту гениальную сцену, где у героя Вицина, злого волшебника, отрастают волосы? Конечно, никакой компьютерной графики тогда не было.

Источник: magspace.ru
Источник: magspace.ru

Птушко придумал хитрый трюк. На парик прикрепили длинные искусственные пряди, а к ним — тонкую леску. За неё тянули, и волосы «втягивались» внутрь. А на монтаже кадр просто прокрутили в обратную сторону. И вот оно, волшебство!

Где снимали: Москва 60-х, которой больше нет

Большая часть фильма — это Москва 60-х. Узнаются и Мосфильмовская улица, и Пушкинская площадь, и Берсеневская набережная. Смотришь и понимаешь: плёнка сохранила для нас город, которого уже нет.

-7

Школу, кстати, снимали не в школе, а в Московском дворце пионеров. А лес и избушка волшебников — это декорации на «Мосфильме».

Успех, который не измерить деньгами

Фильм вышел в 1964 году и за первый год собрал 20 миллионов зрителей. Для детской сказки — это был почти рекорд.

Но главное — он стал частью нашей культуры. Фраза взрослого Пети: «Ребята в уборной курили, а мне не дали», — до сих пор вызывает улыбку. А сама мысль о том, что потерянное время не вернуть, сегодня звучит ещё острее, чем тогда.

Судьба юных актёров

Источник: m24.ru
Источник: m24.ru

Из всей детской команды в кино осталась только Лидия Константинова (Надя). Она сыграла почти 30 ролей. А вот Гриша Плоткин, тот самый Петя, снялся ещё пару раз и ушёл из профессии.

Почему мы до сих пор смотрим этот фильм?

Очень приятное семейное кино, как и все хорошие сказки, — не только для детей. Он про нас, про взрослых. Про то, как мы впустую тратим своё время, а потом с ужасом понимаем, что его уже не вернуть.

И каждый раз, когда я его пересматриваю, я думаю: а не превращаюсь ли я сам в такого вот старика с душой лентяя-школьника?

А вы помните этот фильм? Что вам в нём нравилось (или пугало) в детстве? Напишите в комментариях.

Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: