Здравствуйте, дорогие читатели.
Есть такие фильмы, которые взрослеют вместе с нами. Смотришь его в детстве — и видишь просто весёлую сказку про школьников, которые превратились в стариков. А пересматриваешь сейчас, взрослым, — и вдруг понимаешь, что эта история гораздо глубже и страшнее.
«Сказка о потерянном времени» Александра Птушко — как раз из таких.
Я помню, как в детстве боялся пропустить её по телевизору. Эта история умудрялась быть и смешной, и жутковатой. Но то, что творилось за кадром, порой было не менее удивительным.
История, которая ждала своего часа 20 лет
Знаете, в чём ирония? Фильм о потерянном времени сам долго не мог добраться до экрана. Его основа — сказка Евгения Шварца, написанная ещё в 1940 году. Сначала это был короткий рассказ, потом — пьеса. И только в 60-е годы на «Мосфильме» решили, что пора бы это кино и снять.
И сначала фильм поручили совсем другому режиссёру. Но руководство что-то там не поделило, и кресло режиссёра занял Александр Птушко. Наш главный кино-волшебник, который умел превращать любую историю в чудо. И, как оказалось, это было лучшее, что могло случиться с этим фильмом.
Как искали детей, похожих на стариков
Чтобы найти юных Петю, Надю и их друзей, «Мосфильм» дал объявление в газеты. Сотни школьников со всего Союза прислали свои фотографии. Но была одна загвоздка: дети должны были быть похожи на своих «взрослых» двойников. А взрослых актёров режиссёр подбирал параллельно.
И вот тут-то и начались чудеса. На роль одного из злых волшебников взяли юного Женю Соколова. И его сходство с великим Сергеем Мартинсоном было просто поразительным! Как будто природа сама решила подыграть режиссёру.
Взрослая банда: звёзды, мастера и одна случайность
А какой там взрослый состав! Шагалова, Крамаров, Вицин, Моргунов, Рина Зелёная... Настоящий «золотой фонд» советского кино.
Но самая интересная история связана с ролью взрослого Пети Зубова. Её должен был играть Борис Новиков. Но прямо перед съёмками он тяжело заболел. И роль срочно отдали Олегу Анофриеву. И он справился блестяще! Сыграл этого растерянного «взрослого ребёнка» так точно, так трогательно, что другого на его месте уже и не представишь.
И да, Вицин и Моргунов снова оказались в одном кадре. Поклонники великой троицы, наверное, ликовали.
Пёс, которого знала вся страна
И не будем забывать ещё об одном артисте. О том самом псе, верном друге Пети Зубова. Эта чудо-собака в том же году снялась и в другом шедевре Птушко — в «Морозко». И, надо сказать, играла не хуже своих двуногих коллег.
Птушко и его волшебные руки
Александр Птушко был не просто режиссёром. Он был мастером на все руки. Обожал резьбу по дереву, всякие механические штучки. И вот ту самую зловещую кукушку, которая отсчитывала время в домике волшебников, он сделал сам. И все эти причудливые деревянные фигурки, которые стоят в избушке, — это тоже из его личной коллекции. Именно поэтому в фильме есть эта неподдельная, ручная теплота.
Как Вицину «отращивали» волосы
Помните ту гениальную сцену, где у героя Вицина, злого волшебника, отрастают волосы? Конечно, никакой компьютерной графики тогда не было.
Птушко придумал хитрый трюк. На парик прикрепили длинные искусственные пряди, а к ним — тонкую леску. За неё тянули, и волосы «втягивались» внутрь. А на монтаже кадр просто прокрутили в обратную сторону. И вот оно, волшебство!
Где снимали: Москва 60-х, которой больше нет
Большая часть фильма — это Москва 60-х. Узнаются и Мосфильмовская улица, и Пушкинская площадь, и Берсеневская набережная. Смотришь и понимаешь: плёнка сохранила для нас город, которого уже нет.
Школу, кстати, снимали не в школе, а в Московском дворце пионеров. А лес и избушка волшебников — это декорации на «Мосфильме».
Успех, который не измерить деньгами
Фильм вышел в 1964 году и за первый год собрал 20 миллионов зрителей. Для детской сказки — это был почти рекорд.
Но главное — он стал частью нашей культуры. Фраза взрослого Пети: «Ребята в уборной курили, а мне не дали», — до сих пор вызывает улыбку. А сама мысль о том, что потерянное время не вернуть, сегодня звучит ещё острее, чем тогда.
Судьба юных актёров
Из всей детской команды в кино осталась только Лидия Константинова (Надя). Она сыграла почти 30 ролей. А вот Гриша Плоткин, тот самый Петя, снялся ещё пару раз и ушёл из профессии.
Почему мы до сих пор смотрим этот фильм?
Очень приятное семейное кино, как и все хорошие сказки, — не только для детей. Он про нас, про взрослых. Про то, как мы впустую тратим своё время, а потом с ужасом понимаем, что его уже не вернуть.
И каждый раз, когда я его пересматриваю, я думаю: а не превращаюсь ли я сам в такого вот старика с душой лентяя-школьника?
А вы помните этот фильм? Что вам в нём нравилось (или пугало) в детстве? Напишите в комментариях.
Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: