Найти в Дзене
Bellalavanda

«Невенчанная жила с мужчиной, а теперь в приличную семью лезет!» — его отговаривали от свадьбы

Ей было всего восемнадцать лет, но тоненькая и хрупкая Софья казалась еще моложе. Иван и подумать не мог, что эта хлопотающая по хозяйству, разжигающая чайник и расставлявшая на столе вазочки с вареньем и печеньем девушка — невенчанная жена художника Попова. Как хороша, как нежна. Сердце билось как-то по-особенному в ее присутствии. Покинув этот дом, Крамской долго еще не мог выбросить из головы эту девушку с каштановыми волосами и огромными, словно два блюдца, наивными глазами. Несколько месяцев спустя он встретил ее на улице. Глаза девушки были красными от слез. — Софья Николаевна, что с вами? У нее не было сил вежливо отвечать и делать вид, что все хорошо. Разрыдавшись, прижалась она к плечу Ивана Николаевича и беззвучно всхлипывала. Все напряжение последних дней нашло выход. Долго не успокаивалась она, а Крамской только водил рукой по ее хрупкой спине и обещал, что все будет хорошо. Что это я, с чего могу я знать, что все будет хорошо для нее, что могу сделать я? Все, все могу! Вдр

Ей было всего восемнадцать лет, но тоненькая и хрупкая Софья казалась еще моложе. Иван и подумать не мог, что эта хлопотающая по хозяйству, разжигающая чайник и расставлявшая на столе вазочки с вареньем и печеньем девушка — невенчанная жена художника Попова. Как хороша, как нежна. Сердце билось как-то по-особенному в ее присутствии. Покинув этот дом, Крамской долго еще не мог выбросить из головы эту девушку с каштановыми волосами и огромными, словно два блюдца, наивными глазами.

Несколько месяцев спустя он встретил ее на улице. Глаза девушки были красными от слез.

— Софья Николаевна, что с вами?

У нее не было сил вежливо отвечать и делать вид, что все хорошо. Разрыдавшись, прижалась она к плечу Ивана Николаевича и беззвучно всхлипывала. Все напряжение последних дней нашло выход.

Долго не успокаивалась она, а Крамской только водил рукой по ее хрупкой спине и обещал, что все будет хорошо.

Что это я, с чего могу я знать, что все будет хорошо для нее, что могу сделать я? Все, все могу! Вдруг он понял, что не хочет отпускать Софью и готов на все, только бы больше никогда не видеть этих слез.

Она все рассказала ему, как на исповеди. Софья Николаевна Прохорова верила, что вот-вот станет женой, верила, всему верила, как могла она так обмануться. Переехала в Санкт-Петербург и жила с ним, с художником Поповым, а он говорил, что вот-вот будет хороший заказ и деньги на свадьбу, к чему ей свадьба, обвенчались бы скромно, разве нужна ей свадьба и платье и вся эта мишура. А потом, потом ей рассказали, что у Попова есть уже жена. Только живет она за границей. Софья прямо спросила и услышала признание, и все было кончено. Только ей теперь одна дорога — с моста и в воду, отовсюду гонят, плюют вслед, даже комнату сдавать никто не хочет порченой, падшей, а слухи и сплетни словно впереди нее бегут, будто на лбу у нее написано.

Иван Николаевич выслушал эту исповедь и, глядя Софье в глаза, серьезно произнес: «Выходите за меня замуж».

Она замолкла, побледнела, казалось, вот-вот лишится чувств.

— Вы с ума сошли, зачем вам жениться на падшей.

Иван Николаевич Крамской, автопортрет
Иван Николаевич Крамской, автопортрет

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в провинциальном городе Новая Сотня Воронежской губернии. Происхождение его семьи было простым: отец занимал должность писаря, а мать принадлежала к стародавнему казачьему роду. Детство мальчика прошло нелегко: в 12-летнем возрасте он остался сиротой, поскольку его отец ушел из жизни, оставив мальчика третьим ребенком среди старших братьев и сестёр, причем две сестры умерли ещё в детском возрасте.

Первоначальное образование Крамской получил в местной школе города Острогожск, окончив учебное заведение в возрасте 13 лет. Уже в стенах школы начали проявляться его таланты в области художественного мастерства. Первые уроки рисования пробудили огромный интерес и желание развиваться в искусстве. Однако разочарование настигло юного художника раньше, чем ожидалось: первый профессиональный наставник воспринимал его лишь как рабочую силу, подмастерье, лишив возможности полноценного развития.

Решив продолжить поиски своего призвания, Крамской устроился помощником к известному фотографу Якову Данилевскому. Работая ассистентом, он провёл три насыщенных года, совершенствуясь и приобретая ценный опыт путешествий по обширным регионам России. Тем не менее, взаимоотношения с учителем вновь дали трещину, и Иван отправился навстречу дальнейшему поиску счастья и признания, выбрав направление на столичный город Петербург.

Двадцатилетним юношей Иван Крамской вступает в стены Императорской академии художеств Петербурга, вооружённый богатым запасом знаний и практических навыков, накопленных годами напряжённой учёбы и трудового опыта. Эти качества становятся залогом успеха: методичность и природный талант позволяют ему быстро завоевать расположение преподавателей и заслужить признание профессионального сообщества.

Особенное событие произошло в 1859 году, когда судьба преподносит ему неожиданный подарок: в гостях у близкого друга, художника Александра Попова, Крамской встречает очаровательную 18-летнюю Софью Николаевну Прохорову. Её нежная внешность и глубокая внутренняя чуткость мгновенно пленяют душу молодого живописца, открывая новые горизонты в его личной жизни и будущем творчестве.

Софья Николаевна Крамская
Софья Николаевна Крамская

После той первой встречи, когда Крамской пришел в гости к Александру Прохорову, прошло несколько месяцев. А потом он встретил Софью на улице и уже не расставался с ней более.

Жизнь вне брака с женатым мужчиной превращала Софью Николаевну в гонимую и презираемую всеми падшую женщину. Но для Ивана Николаевича все это не имело никакого значения.

"Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд" — писал художник.

В Софье он нашел не просто идеал женщины, но понимающую подругу и помощницу. Несмотря на осуждение окружения, Крамской твердо заявил, что любит девушку и готов стать её защитником.

«Не венчанная жила с мужчиной, а теперь в приличную семью лезет!» — его отговаривали от свадьбы. Молодые заключили брак в 1863 году и прожили счастливо целых 25 лет.

Софья Крамская с дочерью Софьей, худ. И. Н. Крамской
Софья Крамская с дочерью Софьей, худ. И. Н. Крамской

Во многом благодаря поддержке супруги Крамской смог реализовать свои творческие замыслы. Помимо заботы о детях и ведении домашнего хозяйства, Софья активно занималась организационными вопросами в артелях художников и принимала активное участие в создании выставки передвижников, организованной мужем. Супруги проживали на Васильевском острове в квартире большого доходного дома Елисеевых, где устраивались собрания друзей и единомышленников.

Одним из близких знакомых пары был известный художник Михаил Нестеров, вспоминавший в письмах атмосферу встречи с семьей Крамских. Его особенно поразила красота и элегантность Софьи Николаевны, одетой в необычный костюм, словно ожившую героиню античной эпохи. Домашняя обстановка Крамских произвела неизгладимое впечатление на молодого студента, почувствовавшего вдохновение и восхищение жизнью настоящих мастеров.

"Неутешное горе", И. Н. Крамской
"Неутешное горе", И. Н. Крамской

Особенно близкие отношения связывали супругов в тяжелые моменты. Потеря двоих сыновей тяжело сказалась на здоровье и душевном состоянии обоих родителей. Эта боль нашла отражение в творчестве Крамского — картине «Неутешное горе», написанной после гибели младшего сына Маркоса. Сам художник признавался, что целью полотна было выражение подлинных человеческих переживаний, а не стремление угодить публике.

"Неизвестная", худ. И. Н. Крамской
"Неизвестная", худ. И. Н. Крамской

Одна из загадочных картин Крамского, «Неизвестная», до сих пор вызывает споры искусствоведов и исследователей. Многие считают, что эта таинственная женщина, запечатленная на полотне, напоминает облик Софьи Николаевны, но есть и множество других версий, например, что он изобразил в образе Незнакомки Матрену Саввишну. О ее непростой судьбе я писала, ссылка ниже:

В отношениях Ивана Крамского и Софьи Прохоровой гармонично сочетались любовь, поддержка друг друга и взаимное уважение. Именно благодаря этому их творческий союз оставил глубокий след в истории русского искусства.

Жена часто становилась моделью для Ивана Николаевича, и он создавал ее портреты.

Жизнь Ивана Крамского оборвалась внезапно в апреле 1887 года. Во время написания очередного портрета известного доктора Карла Раухфуса художник почувствовал внезапный приступ слабости, потерял сознание и вскоре скончался от аневризмы аорты прямо возле мольберта.

Похоронная процессия была поистине впечатляющей: многочисленные ученики и коллеги понесли гроб знаменитого мастера самостоятельно, пройдя по всему Василеостровскому району вплоть до места захоронения. По словам современников, атмосфера прощания была полна искренних чувств и уважения к памяти умершего.

Софья Николаевна Крамская, худ. И.Н. Крамской
Софья Николаевна Крамская, худ. И.Н. Крамской

Самой любимой женщиной всей жизни Ивана Крамского оставалась его супруга Софья Николаевна, пережившая мужа почти на тридцать два года и ушедшая из жизни в 1919-м.

Еще о женах знаменитых художников:

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!

А еще у меня теперь есть телеграм Королева в шоке, где можно не только следить за обновлениями канала, но и получить дозу еще большей красоты и интересных историй! Подписывайтесь :)