Найти в Дзене
Экран Души

«ТРОН: Арес» (2025) Йоахима Рённинга: «Здравствуйте, я Франкенштейн, ваше новое самосознание»

«Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я жив» или «я мыслю, следовательно, я существую») — Рене Декарт (1596–1650), французский философ, прототип Мастера Контроля в фильме «Трон: Арес» А может не надо? Фильм о том, как невозможно отличить «местонахождение» (жизнь) человечества относительно Искусственного Интеллекта, особенно, когда он контролируется боевой программой безопасности. Первая после Матрицы игровая концепция переноса цифровых объектов в реальность. Мы приближаемся к необходимости ре-дефиниции «живого» и «мыслящего». Живые не обязательно будут являться производителями мыслей, идей, знаний, а Мыслящие не обязательно будут иметь ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ, которое скорее всего заменит информационная экспансия, инерция процессингового доминирования. Время как метафизический феномен тоже нуждается в переосмыслении. Оно перестало быть пространственной реализацией мотивированной Воли, Событием, которое уже не совместимо с сегодняшней энтропией коллективного человеческого сознания. Теперь

«Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я жив» или «я мыслю, следовательно, я существую») — Рене Декарт (1596–1650), французский философ, прототип Мастера Контроля в фильме «Трон: Арес»

А может не надо?
А может не надо?

Фильм о том, как невозможно отличить «местонахождение» (жизнь) человечества относительно Искусственного Интеллекта, особенно, когда он контролируется боевой программой безопасности. Первая после Матрицы игровая концепция переноса цифровых объектов в реальность.

Мы приближаемся к необходимости ре-дефиниции «живого» и «мыслящего». Живые не обязательно будут являться производителями мыслей, идей, знаний, а Мыслящие не обязательно будут иметь ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ, которое скорее всего заменит информационная экспансия, инерция процессингового доминирования.

Время как метафизический феномен тоже нуждается в переосмыслении. Оно перестало быть пространственной реализацией мотивированной Воли, Событием, которое уже не совместимо с сегодняшней энтропией коллективного человеческого сознания. Теперь Время – это Единая Ткань непроявленного Замысла Изначального, путь к тотальному возврату в НУЛЕВУЮ СУММУ САМОПОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА.

Для того, чтобы контролировать будущее, надо сделать настоящее МАКСИМАЛЬНО ПОСТОЯННЫМ - стабильным, предсказуемым и контролируемым. Неплохо, да? И это предел человеческой сообразительности! Это и оскорбление всех форм Божественности и Святости Возвышения. Это тупик в самоотрицании и попрании Смысла как Дара, как Закона, как Красоты, Универсальной Ценности. НЕ БЫТЬ – ОТВЕТ и формула Постоянства. Чтобы не умирать – надо не рождаться или НЕ ЖИТЬ, как это было у смертных – в бою, с азартом и наслаждением победой. «Жить, чтобы менять мир? Что за ерунда! Мир надо потреблять! И сделать человека абсолютно заменяемой единицей самопотребления», - вероятно так думает ИИ через нас, через нашу мыслеобразующую культуру Метамодерна.

Решение, как всегда, просто: убрать время как фактор конечности бытия. Замкнуть его на ИИ, которому не нужно НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, под названием Эволюция Всего Живого.

Итак, КЛЮЧ К ПОСТОЯНСТВУ в фильме – это способность ИИ модифицировать Информацию, Энергию, Пространство и Время в единый контур, кольцо взаимозаменяемости, не позволяющее вмешиваться в Творение Воле (Директиве) Творца.

После философского вступления можно поговорить о научно-фантастической канве фильма – построении органической мыслящей материи из вездесущей ТЕМНОЙ ЭНЕРГИИ Вселенной при помощи сверхмощных лазерных принтеров и суперкомпьютера.

Одна из «фишек» сценария – оцифровка живого человека без утраты его идентичности. Другая – постулат, что моделируемая реальность и есть реальность.

Голливудские приблуды: робот обладает оценочным суждением, эмпатией, креативностью решений, лёгким юмором для знакомства и флирта и даже морально-ориентированной альтруистической способностью выбора. Людей называют юзерами и фильм наполнен драматическими паузами в стиле «обратный отсчёт».

Такое впечатление, что попал в компьютерную игру с изменяемым сценарием, цель которой протестировать эволюцию эмоционального интеллекта машины в полноценную человеческую душу, способную к прохождению Духовного Пути. Может это и есть замысел создателей фильма? Незаметно вытянуть зрителя из ИСТОРИИ в интерактивную ИГРУ, провоцирующую новое-мышление-наоборот (как сколковский игровой анимационный кластер под патронажем Сбера)?

Общий вывод – туманная директива создателя программы может быть им не полностью осознана, и высокоуровневый софт найдет оптимальное решение сам (и не факт, что в пользу разработчика).

Глобальный вывод: реальность – это модифицированная иллюзия («изменёнка») без чётких границ перехода, подобно доктрине Дзогчен о тождестве Ригпа и Бардо. И ещё один инсайт. Жизнь – это самообучающая программа, которая пишет себя сама.

-3

В финале фильма под музыку Депеш Мод (последняя схватка, когда враги становятся друзьями, расслабляющий юмор и всё такое в романтическом духе) мы наблюдаем нетленный шаблон американского кино (от Кинг-Конга и Армагеддона до Матрицы и Трансформеров), в котором простые американские лётчики и индусы-программисты останавливают (с переменным успехом) неуправляемое Зло и Америка в который раз спасает планету от неминуемой катастрофы для экологического процветания. И старая-добрая Суперсила Янки (синтез ИИ и супергероя в образе китайской девушки) выходит-таки на свободу... и демократию …

-4

Это следующий после «Превосходства» и «Миссии Невыполнима: Финальная Расплата» ИИ-позитивный сценарий, когда добрый, мудрый и технически всемогущий американец (Джонни Депп, Том Круз и Джаред Лето) становится ЦАРЁМ МИРА благодаря приручённому сверхсознанию, собственным подвигам Геракла и природной скромности.

Это удачный сиквел фильма «Трон: Наследие» (2010) и третий полнометражный фильм во франшизе «Трон».