Найти в Дзене

Ярослав Николаев. Ленинградский сфинкс. Часть третья.

"Так чиста теперь людская радость,
точно к миру прикоснулась вновь.
Здравствуй, сын мой, жизнь моя, награда,
здравствуй, победившая любовь!" О.Берггольц Судьба вознаградит героя, ниточка не оборвется… Сложно представить, но можно предположить, что, выкарабкиваясь из бездны голодной смерти, Ярослав Николаев держался за всё, что напоминало о жизни, о счастье и давало зыбкое, но такое необходимое ощущение перспективы и надежду на то, что впереди — нечто прекрасное... А может быть, в его голове звучал голос Марии Петровой, весёлый, звонкий голос, однажды поразивший его среди обледеневших улиц блокадного города. Как только Ярослав Николаев окреп достаточно для того, чтобы ходить, он отправился в Блокадный театр, организованный в Ленинградском театре Комедии. Там, за кулисами, он и встретился с Марией Григорьевной Петровой, которая играла (нет, служила!) в этом театре, помимо работы на Ленинградском радио. «Высокий, худой, вся жизнь – в шарфе» — такими словами будет вспоминать эту

"Так чиста теперь людская радость,
точно к миру прикоснулась вновь.
Здравствуй, сын мой, жизнь моя, награда,
здравствуй, победившая любовь!"

О.Берггольц

Судьба вознаградит героя, ниточка не оборвется…

Сложно представить, но можно предположить, что, выкарабкиваясь из бездны голодной смерти, Ярослав Николаев держался за всё, что напоминало о жизни, о счастье и давало зыбкое, но такое необходимое ощущение перспективы и надежду на то, что впереди — нечто прекрасное... А может быть, в его голове звучал голос Марии Петровой, весёлый, звонкий голос, однажды поразивший его среди обледеневших улиц блокадного города.

Как только Ярослав Николаев окреп достаточно для того, чтобы ходить, он отправился в Блокадный театр, организованный в Ленинградском театре Комедии. Там, за кулисами, он и встретился с Марией Григорьевной Петровой, которая играла (нет, служила!) в этом театре, помимо работы на Ленинградском радио. «Высокий, худой, вся жизнь – в шарфе» — такими словами будет вспоминать эту встречу Мария Петрова.

М.Г.Петрова в спектакле "Русские люди" по пьесе К.Симонова, фото из архива семьи.
М.Г.Петрова в спектакле "Русские люди" по пьесе К.Симонова, фото из архива семьи.

- « Я задумал картину «Пурга» и вижу Вас героиней»

- «Я не могу позировать, я очень занята»

Но уже вскоре в дневниках Марии Петровой замелькают записи «К Николаеву, к Ярославу Николаеву, к Ярославу…»

На первое позирование ее собирали всем радиокомитетом. Где-то нашелся яркий розовый пиджак, кто-то достал муфту, а на голову актриса надела трогательную белую шапочку.

В таком виде, сияющая, яркая, словно мираж посреди блокадного города, Мария Григорьевна впервые появилась на пороге мастерской, ошеломив художника. Контрасты хорошо давались Петровой…

Я.С.Николаев "Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой"х.,м.,1942г.
Я.С.Николаев "Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой"х.,м.,1942г.

Это был ключевой поворот, в работах Николаева появляется цвет, а его жизнь согревается любовью.

Картина «Пурга» была написана в 1942 году. Полотно поражает гармоничностью контрастов. В виртуозную вибрацию живописных мазков, исполненных с импрессионистской легкостью, впаяны фигуры такого трагического содержания, которое зритель считывает прежде, чем понимает смысл сюжета.

Легкомысленная белая шапочка, надетая Марией Петровой на первое позирование, бессильно сбилась с головы персонажа, став символом отчаяния, опустошенности и равнодушия к собственной судьбе... Но мы знаем, что посреди Невы замерзал и сам художник, и всё-таки остался жив, значит и у выбившейся из сил женщины на полотне тоже есть шанс...

Я.С.Николаев "Пурга", х.,м., 1942г. Постоянная экспозиция особняка Румянцева.
Я.С.Николаев "Пурга", х.,м., 1942г. Постоянная экспозиция особняка Румянцева.

12 мая 1943 года Мария Петрова и Ярослав Николаев расписались в ЗАГСе на Васильевском острове. Праздновать свадьбу отправились, конечно, в Союз художников.

Я.Николаев и М.Петрова, фото из архива семьи художника.
Я.Николаев и М.Петрова, фото из архива семьи художника.

В книге А. Бурова «Блокада день за днём» описывается, что в этот день город подвергся массированной атаке. Перейдя Благовещенский мост, молодожёны встретились с патрульными, которые выписали им штраф в 35 рублей за нахождение вне бомбоубежища во время обстрела. Впоследствии Мария Петрова напишет: «Это был счастливый штраф, мы прожили с Ярославом 35 лет вместе».

Обложка книги, фото из свободных источников
Обложка книги, фото из свободных источников

Ну а в Союзе их ждал сюрприз- стол, накрытый такими яствами, которых они и до войны-то не видели! Лишь присмотревшись, молодожены поняли, что все угощения нарисованы, а из настоящей еды только хлеб и чудом добытое где-то вино...

"Когда внешний мир отторгал, мир, который они могли себе позволить, их принял. И в этом мире была любовь, которая их связала", — говорит внучка художника Татьяна Баронова.

Медали за оборону Ленинграда Мария Петрова и Ярослав Николаев получили одними из первых. Говорить о блокаде, вспоминать это время они не любили, а медали хранили, как самую большую драгоценность.

Плакат "Медаль "За оборону Ленинграда" источник: СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (spbmuseum.ru)
Плакат "Медаль "За оборону Ленинграда" источник: СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (spbmuseum.ru)

Союз художников навсегда остался для Ярослава Николаева домом. С 1948 по 1951 год он был председателем. Именно тогда была установлена мемориальная плита с именами художников, погибших в годы блокады.

Мемориальная плита в Санкт-Петербургском Союзе художников, Большая Морская ул.,38.
Мемориальная плита в Санкт-Петербургском Союзе художников, Большая Морская ул.,38.