Найти в Дзене
киНоНостальгия

"Взломщики" (1971): Бельмондо & Ко в французском блокбастере по-голливудски.

Под проект 1971-го года "Взломщики" (Le casse/The Burglars) была выделена огромная по меркам тогдашнего французского кино сумма в пятнадцать миллионов франков. "Взломщики" замышлялись как полноценный международный блокбастер в голливудском стиле. Щедрость продюсеров казалась оправданной, ведь у них на руках - одни козыри. В главной роли - Жан-Поль Бельмондо, на грани 60-70-х - полновесная европейская суперзвезда, по кассовым показателям сравнимая разве что с Аленом Делоном и королем комедии Луи де Фюнесом. Партнер Бельмондо (и главный антагонист героя) - всемирно известный Омар Шариф, в активе которого грандиозные эпики "Лоуренс Аравийский" и "Доктор Живаго", суперхит "Смешная девчонка" с Барбарой Стрейзанд. Моему поколению советских зрителей Шариф, конечно, запомнился по вестерну "Золото Маккенны", где он играл харизматичного злодея Колорадо. В третьей по значимости роли - Робер Оссейн, "звезда" французского кино, незабываемый Жоффрей де Пейрак в серии приключенческих мелодрам

Под проект 1971-го года "Взломщики" (Le casse/The Burglars) была выделена огромная по меркам тогдашнего французского кино сумма в пятнадцать миллионов франков. "Взломщики" замышлялись как полноценный международный блокбастер в голливудском стиле. Щедрость продюсеров казалась оправданной, ведь у них на руках - одни козыри.

-2

В главной роли - Жан-Поль Бельмондо, на грани 60-70-х - полновесная европейская суперзвезда, по кассовым показателям сравнимая разве что с Аленом Делоном и королем комедии Луи де Фюнесом.

-3

Партнер Бельмондо (и главный антагонист героя) - всемирно известный Омар Шариф, в активе которого грандиозные эпики "Лоуренс Аравийский" и "Доктор Живаго", суперхит "Смешная девчонка" с Барбарой Стрейзанд. Моему поколению советских зрителей Шариф, конечно, запомнился по вестерну "Золото Маккенны", где он играл харизматичного злодея Колорадо.

-4

В третьей по значимости роли - Робер Оссейн, "звезда" французского кино, незабываемый Жоффрей де Пейрак в серии приключенческих мелодрам об Анжелике, маркизе ангелов.

Режиссерское кресло занял мастер криминального жанра Анри Верней, недавно поставивший феноменально успешный гангстерский триллер "Сицилийский клан" с Жаном Габеном, Аленом Делоном, Лино Вентурой и феерическим саундтреком Эннио Морриконе.

За камерой - оператор Клод Ренуар, сын актера Пьера Ренуара, внук великого художника Пьера-Огюста Ренуара и племянник великого режиссера Жана Ренуара. За его плечами - богатый опыт крупных, в том числе голливудских, проектов, например, легендарная "Клеопатра" с Элизабет Тэйлор.

Музыку согласился написать все тот же великий Морриконе. Забегая вперед, скажу: саундтрек Маэстро, как всегда, великолепен.

В основе сценария - безотказный сюжет из разряда "полицейские и воры", основанный на американском романе, экранизированном в Голливуде 50-х.

-5

При таких исходных данных что-то могло пойти не так? Мы знаем кучу примеров, когда казавшиеся стопроцентно верняковыми проекты заканчивались полным крахом. Но только не "Взломщики"! Анри Верней & Ко безупречно разыграли свои козырные карты...

Киношники традиционно любят фильмы про обаятельных грабителей, супер-ограбления и последующие события с главным вопросом: удастся ли им остаться безнаказанными? "Взломщики" открывает развернутая сцена "большого ограбления", длящаяся около двадцати минут. Мы видим подробности операции, которую проворачивает группа из четырех человек во главе с медвежатником экстра-класса Азуром, вооруженным хай-тек по меркам 70-х оборудованием. Все проходит как по маслу, и из сейфа в богатом доме грабители извлекают коллекцию уникальных изумрудов, за которые на черном рынке можно выручить огромные деньги.

-7

Идеальное ограбление, как водится, подпорчено одним обстоятельством. По чистой случайности "на хвост" грабителям садится местный полицейский (все действие происходит в Греции).

Комиссар Захария - типичный для жанра персонаж, коррумпированный коп, толковый профессионал себе на уме. Быстро выйдя на след, он не торопится разоблачить преступников. Свершить правосудие и выполнить долг - вещь, несомненно, хорошая для совести, но не шибко прибыльная для кошелька. А зарплата полицейского в Афинах невысока. И Захария начинает "свою игру".

-8

Комиссар без особого труда выходит на грабителей и ставит им ультиматум: свобода (а, может быть, и жизнь) в обмен на изумруды. Однако добыча надежно спрятана, и местонахождение тайника знает только Азур.

Захария встречается с Азуром лицом к лицу. Он не скрывает, что знает всех четырех членов банды. Задержать их не представляет ни малейшей проблемы, но Захария заинтересован не в правосудии, а в личном обогащении. Азура на слабО не возьмешь, и начинается игра в кошки-мышки, поединок хладнокровия, хитрости, ловкости и изворотливости.

Возможно, эта завязка напомнит вам сюжет знаменитого фильма Майкла Манна "Схватка" (The Heat), вышедшего в 1995-м. Во "Взломщиках" даже есть идентичная - почти cut & paste - сцена разговора антагонистов в ресторане, где они хладнокровно выкладывают карты на стол и без обиняков сообщают другу другу, что оба пойдут до конца, чего бы это ни стоило.

Сходство двух сюжетов, несмотря на разницу в четверть века, очевидно - с одной принципиальной разницей. Во "Взломщиках" начисто отсутствует психологическая глубина и проработка персонажей, а герой Шарифа - не бессеребреник Аль Пачино, а алчный коррупционер. У Вернея все проще и прямолинейнее, симпатизировать Азаду на фоне продажного копа с садистскими наклонностями гораздо легче, чем герою Де Ниро у Манна.

За отсутствие глубины и поверхностную характеризацию персонажей фильм Вернея критикуют уже полвека. Мне эта критика понятна, но полностью принять ее я не могу. Для меня очевидно, что Верней изначально не ставился целью снимать тонкий психологический триллер или серьезную криминальную драму в классическом французском стиле.

Верней сознательно снимал развлекательный, чисто коммерческий блокбастер в духе лихого голливудского боевика. Ему не нужны глубокомысленные разговоры о философских принципах антагонистов. Верней ведет "Взломщиков" от одной ударной сцены к другой, следуя термину Эйзенштейна "монтаж аттракционов". Ограбление - короткая передышка - большая погоня - передышка - садистский допрос с убийством - передышка и так далее до эффектного финала. В этой логике претензий к Вернею лично у меня нет, а вот к Бельмондо - есть. Но об этом чуть позже.

Если принимать подход Вернея к "Взломщикам", как к ориентированному на эффектное действие action-триллеру, следует признать: в фильме есть все, чтобы порадовать любителей жанра.

Особенно хочется отметить знаменитую сцену автомобильной погони по улицам Афин. В 1968-м вышел полицейский фильм "Буллит", и автомобильная гонка по холмам Сан-Франциско считалась на тот момент лучшей в мировом кино. Имея на руках приличный бюджет, Верней бросил вызов "Буллиту" и снял рекордно длинный по хронометражу "автомобильный балет" - аж на тринадцать минут!

Интересна манера съемки. Практически весь эпизод снят общими и сверх-общими планами. Это было не случайное совпадение, а продуманное решение. Авторы прямо указывают зрителю: смотри, все наглядно! Никаких монтажных уловок, "перебивочек" крупными планами, киношных хитростей! Два автомобиля носятся на бешеной скорости по улицам, распугивая прохожих, машины заносит на крутых виражах, они скачут по крутым лестницам, лавируют среди оживленного траффика. Никакого "иллюзиона" - все взаправду, все у вас на глазах!

Если к режиссеру и к видению его у меня - по большому счету - претензий нет, то, как ни странно, к главной "звезде" фильма - есть.

Я рано начал читать журналы вроде "Советского экрана" и "Искусство кино" и помню термин "бельмондизм", придуманный критиками. Тогда меня это слово раздражало - жгла обида на несправедливое отношение к кумиру!

Теперь, повзрослев и посмотрев десятки фильмов с любимым актером детства и юности, я понимаю, ЧТО критики имели в виду, и могу хотя бы отчасти с ними согласиться. Я много раз писал о том, насколько Ален Делон стремится придать своим героям глубину даже в откровенно коммерческих триллерах, выкладывается по полной там, где вполне хватило бы актерской техники. На его фоне надо признать, что к началу 70-х Бельмондо выработал определенный типаж "Бельмондо" и, не напрягаясь с актерской точки зрения, начал откровенно эксплуатировать образ обаятельного, неотразимого, "великолепного" Бельмондо и выходить за счет техники и харизмы.

Формально, во "Взломщиках" Бельмондо без запинки воспроизводит привычный образ победительного героя, но предупреждаю: никаких актерских откровений от его игры ждать не стоит. Бельмондо борозды не испортит, но и глубоко не вспашет...

Зато прекрасно видно, ЧТО по-настоящему возбуждает Бельмондо - физическое действие и опасные трюки! Тут актер-трюкачу можно только аплодировать: известный страстью самостоятельно исполнять рискованные трюки, Бельмондо в очередной раз демонстрирует отменную физическую форму и отчаянную смелость.

Некоторые сцены настолько сложны, что в отдельных дублях приходится подменять даже сорви-голову Бельмондо. Например, там, где его герой скатывается в глубокий каменистый карьер под углом в сорок пять градусов. Продюсеры попросту не могли позволить "звезде" сорвать дорогущие съемки в случае травмы. В остальных кадрах камера намеренно фокусируется на актере - мол, видите, "звезда" сама едет на крыше автобуса, скачет по крышам автомобилей, летит в обрыв из кузова грузовика!

Омару Шарифу эффектных трюковых съемок не досталось. Зато роль злодея, как всегда, представляет актерам возможность оторваться по полной, и Шариф ею уверенно пользуется. "Доктор Живаго" не стесняется рисовать своего Захарию густыми, яркими красками. Да, и этот образ в фильме Вернея вполне одномерный, не отличающейся глубиной мотиваций. Ну так он полностью соответствует тональности фильма. Шариф играет "вкусно", с явным удовольствием "купается" в роли.

"Взломщики" замышлялись как международный блокбастер. Продюсеры сразу снимали фильм на двух языках. Сцена на французском - и вслед та же самая сцена по-английски. Естественно, это удорожало и без того затратный кинопроцесс, но продюсеры настолько рассчитывали на зарубежный прокат, что пошли на дополнительные расходы. Ведь американский зритель не любит дублированные фильмы, а субтитры вообще терпеть не может!

В готовом продукте и в самом деле ничего "французского" не ощущалось. Замени Бельмондо и Оссейна на американских "звезд" - и перед вами типичный голливудский боевик, без французского шарма и элегантности.

Но это не имело большого значения. Критики могли отрываться на "Взломщиках" сколь угодно язвительно - успех фильма был безоговорочным, причем солидную долю сборов принес иностранный прокат.

По итогу "Взломщики" - одна из самых кассово успешных лент в карьере как Вернея, так и Бельмондо. Не зря они разбивали машины на афинских улицах, не зря Бельмондо рисковал здоровьем - "Взломщики" за все отплатили сполна!

-20