Найти в Дзене

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п. Феномен выражается в ошибках количественного сопоставления характеристик. Например: 🧸 ребёнок может указывать, что предметов, положенных в ряд, становится больше, если их же расставить с большими промежутками; 🧸 кусок пластилина, по мнению ребёнка, уменьшается, если из шарика его раскатать в «сосиску» или полоску. Верёвка становится короче, если её изогнуть. При этом «правильному» ответу с умением «правильно» его объяснить ребёнка возраста 4—6 лет обычно невозможно научить — он так же легко «переучивается» обратно. Феномен объясняют тем, что понимание абстрактных законов происходит в процессе воспитания не сразу. Обычно закон сохранения количества предметов (при их передвижении) постигается ребёнком на 1,5–2 года раньше, чем закон сохранения непрерывного вещества (при дефор

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п.

Феномен выражается в ошибках количественного сопоставления характеристик. Например:

🧸 ребёнок может указывать, что предметов, положенных в ряд, становится больше, если их же расставить с большими промежутками;

🧸 кусок пластилина, по мнению ребёнка, уменьшается, если из шарика его раскатать в «сосиску» или полоску.

Верёвка становится короче, если её изогнуть.

При этом «правильному» ответу с умением «правильно» его объяснить ребёнка возраста 4—6 лет обычно невозможно научить — он так же легко «переучивается» обратно.

Феномен объясняют тем, что понимание абстрактных законов происходит в процессе воспитания не сразу. Обычно закон сохранения количества предметов (при их передвижении) постигается ребёнком на 1,5–2 года раньше, чем закон сохранения непрерывного вещества (при деформировании тела) и законы типа «где забрали больше, осталось меньше», а также обратимость операций.

Пиаже выделил несколько универсальных этапов когнитивного развития (феномен Пиаже относится к стадии непонимания сохранения):

🎮 непонимание сохранения (4—6 лет) — ответ зависит от расположения и формы;

▶️ промежуточный уровень (7—10 лет) — ребёнок либо даёт разные по правильности ответы в разных ситуациях, либо даёт правильный ответ, но не может объяснить; либо меняет ответ в зависимости от контр-внушения;

🎮 понимание сохранения (11—13 лет) — ребёнок уверенно даёт правильный ответ и может его объяснить.

Эксперименты показали, что дети, у которых был обнаружен феномен Пиаже, при выборе «больше» /«меньше», «одинаково»/ «не одинаково», имеют в виду каждый раз разные параметры (количество, длина, габарит), в определённые моменты ими более чётко и наглядно воспринимаемый.

Вывод: овладение действием количественного сравнения не происходит спонтанно, как утверждал Пиаже, а требует специального обучения, в том числе обучения логическим правилам выполнения этого действия.

🔣Похожие признаки «недостаточного» развития были обнаружены антропологом Клодом Леви-Строссом у первобытных племён.

🔣Схема Пиаже упоминается в книге «Человек, который принял жену за шляпу».

#гештальтлайф/geshtaltlife