Найти в Дзене
ggsel

Топ самых затянувшихся долгостроев игровой индустрии

Что общего между Хатико и геймерами? Все они привыкли ждать! И «режим ожидания» может длиться годами. Хорошо это или плохо — вопрос философский. Но даже в самых запущенных случаях, частичка веры в то, что долгожданный тайтл увидит свет, живет в наших сердцах. В нашем сегодняшнем материале мы решили вспомнить самые главные долгострои индустрии. Уточнение: речь идет о тайтлах, про которые известно слишком мало. Все «ждуны» на месте? Тогда начинаем! Half-Life 3 Предлагаем сразу зайти с козырей. Half-Life 3 — один из тех долгостроев, которых геймеры ждут уже почти два десятка лет. И на сегодняшний день у нас нет хоть какого-нибудь вразумительного анонса или хотя бы намека от трудяг из лавочки Габена. Серия Half-Life — легенда. Тут уж точно никто не будет спорить. Half-Life 1 вышла в 1998-м, Half-Life 2 в 2004-м, а после «Второго эпизода» 2007 года сюжет оборвался, как говорится, на самом интересном месте. Half-Life: Alyx мы вынесем за скобки, потому что это было… гениально и странно одно
Оглавление

Что общего между Хатико и геймерами? Все они привыкли ждать! И «режим ожидания» может длиться годами. Хорошо это или плохо — вопрос философский. Но даже в самых запущенных случаях, частичка веры в то, что долгожданный тайтл увидит свет, живет в наших сердцах.

В нашем сегодняшнем материале мы решили вспомнить самые главные долгострои индустрии. Уточнение: речь идет о тайтлах, про которые известно слишком мало.

Все «ждуны» на месте? Тогда начинаем!

Half-Life 3

-2

Предлагаем сразу зайти с козырей. Half-Life 3 — один из тех долгостроев, которых геймеры ждут уже почти два десятка лет. И на сегодняшний день у нас нет хоть какого-нибудь вразумительного анонса или хотя бы намека от трудяг из лавочки Габена.

Серия Half-Life — легенда. Тут уж точно никто не будет спорить. Half-Life 1 вышла в 1998-м, Half-Life 2 в 2004-м, а после «Второго эпизода» 2007 года сюжет оборвался, как говорится, на самом интересном месте. Half-Life: Alyx мы вынесем за скобки, потому что это было… гениально и странно одновременно.

Вот уже много лет геймеров кормят слухами и теориями заговора. Все к этому привыкли, но порой появляются такие вкусные намеки, что руки сами тянутся за шапочкой из фольги.

В начале 2025 года появилось множество новых предположений о признаках того, что долгое-долгое ожидание Half-Life 3 может скоро закончиться. Упоминалось кодовое имя HLX, якобы связанное с Half-Life 3. В движке Source 2 находили строки кода, указывающие на улучшения в работе ИИ и физики, намеки на систему сохранения мира и динамическое поведение персонажей. Также появлялись сообщения о найме специалистов, в том числе разработчиков, причастных к прошлым частям серии. Хотя Марк Лейдлоу, ключевой сценарист Half-Life, говорил, что оставил эту часть своей жизни позади и возвращаться к ней не намерен.

Одни источники утверждают, что игра близка к завершению и проходит стадию полировки, другие — что никакой активной работы нет, а Valve сосредоточена на Steam Deck и проектах под портативные устройства.

-3

Так откуда же причина тряски? Дело в том, что информацией поделился Тайлер Маквикер — давний наблюдатель за Valve, если можно так выразиться. А его мнение выходит за рамки досужих сплетен.

В ответ на его инсайды хочется крикнуть: «Не надо давать нам надежду!», но искорка веры начинает потихоньку разгораться. Возможно, у Valve действительно есть какой-нибудь проект, прототип или вообще готовая игра! Но как не разрушить ожидания геймеров?

Во-первых, репутация серии слишком высока, и страх разочаровать фанатов неизбежно влияет на готовность компании брать на себя риски. Мир готов принять провальную TES 6 или GTA 6, но неудачный триквел Half-Life… может привести мир к апокалипсису.

Во-вторых, Valve не может просто сделать хорошую игру. Это должна быть революция или как минимум что-то необычное и неожиданное. Half-Life: Alyx — это очевидный пример. Возможно, Half-Life готовится выйти на квантовые компьютеры! А это, как понимаете, задачка непростая.

В-третьих, Valve — маленькая компания, сейчас в ней меньше 350 человек. Если ее сравнивать с условной Ubisoft, то она и вовсе микроскопическая. Следовательно, процесс действительно может затянуться еще на годы. И стоит понимать, что студия давно не живет за счет крупных одиночных игр. Valve распределяет и без того маленькие ресурсы между своими сервисами, мультиплеерными проектами и новыми устройствами.

И, наконец, не стоит забывать про знаменитую молчаливость и загадочность Valve. Этих крепких орешков просто так не расколешь.

Возможно, Half-Life 3 не выйдет никогда. Как и финал «Песни льда и пламени». Эта парочка толстых, седых гениев никуда не спешит. И, вероятно, слава богу. Страх разочарования слишком велик.

Как думаете, выйдет ли триквел при нашей жизни? Или вам уже по барабану?

The Elder Scrolls 6

-4

Вот уже 14 лет мы покупаем Skyrim и перепроходим историю Довакина уже в 101-й раз. И возможно, что на 102-й нас уже не хватит. Нам остро необходимы новые «Древние Свитки»!

Компания Bethesda Game Studios официально анонсировала The Elder Scrolls VI еще на выставке E3 в 2018 году. Все эти годы Bethesda не баловала нас частыми новостями. Но все же фанаты услышали несколько важных моментов, которые помогают понять, на каком этапе сейчас находится игра.

В марте 2024 года, по случаю 30-летия серии Elder Scrolls, Bethesda поделилась сообщением, что TES 6 находится в разработке, и даже ранние сборки уже есть — то есть не просто концепты, а начальные прототипы, которые уже можно «пощупать» внутри студии. Также заявлено, что разработка вышла из зародышевого состояния и рабочий процесс кипит!

Также есть информация, что в самом оптимистичном случае релиз может состояться в 2026 году, но более реалистичный вариант — 2027–28 годы. Это прямым текстом написано в англоязычной «Википедии».

-5

TES 6 ожидается на Windows и Xbox, а выход на PlayStation пока выглядит маловероятным. Что касается движка — игра создается на Creation Engine 2, том же, что использовался в Starfield.

Так что сильно надеяться, что TES 6 выйдет в следующем году не стоит. Но определенный оптимизм есть. Вероятно, что в 2026-м нам наконец-то покажут парочку геймплейных трейлеров и тизеров. И хотелось бы, чтобы разработчики хотя бы назвали провинцию Тамриэля, в которой будут разворачиваться события.

Будем честны, ставочка Тодда Говарда на Starfield, NASA-punk и реалистичный футуризм, мягко сказать не сыграла. Следовательно, кредит доверия геймеров заметно уменьшился. Поэтому студии надо хорошенько постараться, чтобы выпустить достойное продолжение одной из самых влиятельных RPG-серий в индустрии. И 7 лет разработки… вполне достаточный срок для того, чтобы допилить игру. Хотя кого мы обманываем!

Как думаете, куда стражники повезут протагониста в следующий раз… Эльсвейр? Хаммерфелл? Хай Рок? Валенвуд? Чернотопье? Куда бы вы хотели отправиться?

BioShock 4

-6

Для огромного количества геймеров франшиза BioShock является чем-то действительно сакральным и даже, в какой-то мере, интимным произведением. Гениальность серии заключается в глубоком и философском сюжете, затрагивающем темы человеческой природы. И вместе с этим игрок получает невероятную атмосферу утопических городов и увлекательный иммерсивный геймплей с интерактивным окружением. Казалось бы, бегай, стреляй, пуляй плазмиды, но… Кен Левин смог забраться прямо нам в душу. Фанаты по-прежнему разбирают сюжеты BioShock на атомы и находят в них новые интересные детали.

Само собой, что от BioShock 4 ждут такого же опыта. И над продолжением работает свежеиспеченная студия Cloud Chamber, которую 2K сформировала для работы над новой частью. В состав команды входят несколько разработчиков оригинальной игры BioShock. Хоги де ла Планте займет кресло креативного директора, Скотт Синклер — арт-директора, а Джонатан Пеллинг — дизайн-директора. Также в студии будут специалисты, работавшие над франшизами Call of Duty, Assassin's Creed, Star Wars, Battlefield и The Walking Dead.

Это звучит действительно оптимистично, но… все теряется на фоне печального факта: Кен Левин, создатель серии игр BioShock, не участвует в разработке BioShock 4. Он заявил, что не хочет принимать участие в проекте, если это не его личное произведение.

В общем, трилогия BioShock всегда создавалась в муках. И четвертая часть не стала исключением. Работа над игрой идет уже довольно долго. Первое официальное объявление о разработке было озвучено в 2019 году.

-7

С тех пор новостей поступало мало. А те вести, которые дошли до наших ушей и глаз, очень трудно назвать радостными. В августе 2025 года стало известно, что Cloud Chamber провела массовые сокращения персонала — порядка 80 человек из штата было уволено. Это около трети команды! Увольнения связаны с устаревшими элементами проекта. В ходе ревью, были выявлены серьезные проблемы, в первую очередь связанные с сюжетом. В итоге было принято решение переработать ключевые аспекты игры.

Также недавно 2K назначила менеджером проекта Рода Фергюсона, известного среди геймеров тем, что он буквально спас BioShock Infinite. Он смог «навести порядок» и выдернуть «Инфинити» из производственного ада, который, кстати, устроил сам Левин.

Увы, часто бывает так, что самые талантливые творцы оказываются ужасными менеджерами и руководителями. Но такие толковые мужики как Фергюсон могут быстро погасить панику, раздать всем отрезвляющих тумаков и вернуть поезд на рельсы. Поэтому хочется верить, что и в этот раз он сможет спасти BioShock 4. Левин в нем, конечно, уже не участвует, но проклятие франишизы, видимо, перекинулось и на четвертую часть.

В общем, из-за всех этих изменений срок выхода, который раньше назывался «конец 2026 — начало 2027», теперь ставится под сомнение. Появились прогнозы, что релиз может сдвинуться на 2027, если все пойдет хорошо.

При этом 2K заверяет, что игра не отменена и для паники нет причин — глава издательства обещает, что BioShock 4 «выйдет, и ни один из нас не сомневается в этом». Твердо и четко.

Judas

-8

Раз уж мы вспомнили про старину Кена Левина, стоит рассказать про его личный долгострой. После BioShock Infinite геймдизайнер решил создать новую студию Ghost Story Games. И, примерно в 2014 году, он приступил к своему очередному творению — Judas. По сути, Левин делает новый BioShock, но только в профиль. Нас ждет однопользовательский шутер от первого лица с сильным акцентом на повествование.

Сюжет разворачивается на звездном корабле под названием «Мейфлауэр», который направляется к планете Проксима Центавра и везет остатки человечества. Люди вынуждены бежать с родной Земли из-за некой смертельной болезни.

Управляет этим ковчегом семья из трех человек: Том — руководитель местной службы безопасности, Нефертити — главный доктор «Мейфлауэра» и Хоуп — социолог и психолог. Эта троица пытается удержать судно «на плаву», но их отношения далеки от идеальных, поэтому семейство постоянно ругается.

А в главной роли выступает девушка с абсолютно неподозрительным именем Иуда. И она каким-то образом связана с тем, что «Мейфлауэр» начал стремительно ломаться. Народ стал подозревать девушку, но она никак не может себя оправдать из-за потери памяти. В этой запутанной истории нам и предстоит разобраться.

Как было сказано, в игре действует геймплейная формула BioShock. В правой руке у нас оружие, а в левой — аналог плазмида с разными эффектами, которые можно использовать с окружением. Логика классическая: горючее + огонь = взрыв/пожар, вода + электричество = шок и так далее.

-9

Геймлейный ролик можно посмотреть тут.

Но есть и разные новые фишки. Главная героиня является хакером, поэтому она может взламывать практически все вокруг, включая вражеских роботов. В итоге может либо взрывать их, либо взять под свой контроль, либо еще что-нибудь.

Но самым интересным решением (по мнению самого Кена Левина) является концепция «лего-нарратива». Что это вообще значит?

Идея выглядит примерно так: вместо заранее прописанной линейной истории с фиксированной последовательностью ключевых событий, игра предлагает набор «блоков» — небольших сюжетных элементов, которые можно комбинировать в разных вариантах.

Вот как объясняет это сам Левин:

«Держа в голове эту метафору с лего, мы начали думать, можно ли с помощью отдельных элементов научить игру откликаться на действия игрока. Такие детали — это не уровни, не целые сюжетные главы, а что-то куда более мелкое. Например, строчки в диалогах, визуальные фрагменты и образы, текстуры, встречи с противниками и так далее.

Использование таких элементов мы назвали псевдопроцедурной генерацией — это ведь не Minecraft, где все генерируется на основе математических вычислений. Мы поместили все эти элементы в игру и попытались научить ее создавать с их помощью хорошие уровни, увлекательные сюжетные моменты и игровые ситуации», — поведал геймдизайнер в интервью изданию IGN.

-10

Получается, что «лего-нарратив» не превращается в обычную нелинейность, в которой только финал зависит от выбора. В Judas, по описаниям, сюжет может меняться уже с самого начала, и разные прохождения могут значительно отличаться не только деталями, но и порядком ситуаций, их настроением и восприятием мира игроком.

В общем, очень интересно, но ничего не понятно!

По ожиданиям издателя Take-Two, игра должна была выйти в начале 2025 года. Но в 2022 году сообщалось о проблемах с разработкой, включая перезапуски и изменения в управлении студии, из-за которых проект угодил в «производственный ад». Но… что-то нам подсказывает, что виной стал фирменный маниакальный перфекционизм Левина и его посредственные навыки руководителя. Теперь Judas не имеет даже ориентировочной даты выхода.

Эх, снова Кен намудрил…

Mass Effect 5

-11

Если вас смутила цифра «5», то не пугайтесь. Четвертую часть вы не пропустили. Как ни крути, но у великой трилогии есть маленький и неприятный аппендикс в лице Mass Effect: Andromeda.

Многострадальная студия BioWare, которая уже напоминает чудовище Франкенштейна, заявляла в 2020-м году, что она якобы работает над Mass Effect 5. И это был не какой-нибудь пост в соцсетях, а официальное объявление со сцены The Game Awards 2020. И с тех пор никакой вразумительной информации мы не получали.

Проект сейчас находится в стадии пре-продакшена — то есть у студии есть только концепты, примерный дизайн и, возможно, ранние прототипы, но еще не полноценное масштабное производство.

Много слухов крутилось вокруг команды разработчиков, которая якобы состоит из тех самых ветеранов BioWare. Вместе с этим компания пережила реструктуризацию, и около сотни сотрудников перераспределили на другие проекты EA. Гэри Маккей, генеральный менеджер студии, отметил, что это не волна увольнений и нет причин для паники. И вообще, Mass Effect 5 занимается маленькая и опытная команда, а большой штат проекту не нужен. Забавно, что он поведал об этом немногим позже после внезапного ухода главы BioWare Кейси Хадсона.

-12

Да, в Сети действительно была информация, что над игрой будут работать опытные ребята:

  • Дасти Эвермен — ведущий левел-дизайнер оригинальной трилогии, Andromeda, Inquisition и Anthem;
  • Пэрриш Лей — ведущий постановщик Mass Effect 1–3;
  • Бренон Холмс — геймплейный дизайнер в Mass Effect 2 и 3;
  • Дерек Уоттс — арт-директор Star Wars: Knights of the Old Republic, всей трилогии Mass Effect и Anthem.

Все это, конечно, очень мило, но геймеры всерьез напряглись, когда в свет вышел Dragon Age: The Veilguard. Тайтл оказался максимально далек от идеала. А в его разработке якобы участвовали все основные силы компании.

Плюс ко всему, озвученные имена и фамилии, какого-то особого восторга и не вызывают. Особенно у старых фанатов ME. Те самые тру-ветераны студии трудятся над совсем другим проектом, который небезосновательно можно назвать идеальным продолжением Mass Effect, пускай и в другой вселенной.

-13

Речь идет про Exodus, которой занимается студия Archetype Entertainment. А там уже имена поинтересней: Джеймс Олен и сам Дрю Карпишин. Также в состав студии входят разработчики Baldur’s Gate (1–2), Neverwinter Nights, Dragon Age и KOTOR.

В общем, с Mass Effect 5 связанно большое количество негатива и разочарования геймеров. Соответственно, и прогнозы не самые радостные. По ряду отчетов и инсайдерских данных, ожидается, что релиз возможен не раньше 2029 года или еще позже. В переводе на русский это означает, что мы быстрее Half-Life 3 дождемся. Да, и стоит ли вообще ME5 ожидания? Учитывая положение дел в BioWare, то, наверное, нет.

Но… вера, надежда и любовь никогда не отвечали за рациональность и логику. И пускай это бессмысленно, но порой приятно помечтать о новом эпическом приключении во вселенной Mass Effect.

Beyond Good and Evil 2

-14

Beyond Good and Evil вышла в далеком 2003 году. И это было то самое «сказочное» время, когда студия Ubisoft не боялась искать новые решения и создавала поистине крутые игры. Таким «особенным» тайтлом для миллионов игроков стала Beyond Good and Evil — эталонная адвенчура, которая только с виду кажется детской и нарочито мультяшной.

Нашу главную героиню зовут Джейд. Ей всего 20 лет, но она уже является бывалой журналисткой. Она живет вместе со своим опекуном Пей'Джем, который является антропоморфным кабаном.

Вместе они организуют детский приют для тех, чьих родителей похитили жуткие пришельцы ДумЦ. Долго они жили в мире, но однажды захватчики вернулись. К несчастью, защитники планеты Корпус Альфа не помогли отбить вторжение, что вызвало много вопросов. В итоге наша героиня попадает в вереницу событий, в ходе которых ей придется раскрыть немало заговоров и спасти мир. Конечно же, одна она не справится. Поэтому у нее будет немало помощников, главным из которых является ее дядя Пей'Дж.

История наполнена отсылками к актуальным политическим и социальным проблемам. Тут поднимаются вопросы о ядовитой пропаганде в СМИ, ужасах войны, ценности жизни и хладнокровных правительственных интригах. И несмотря на то, что главная героиня — девушка, Beyond Good and Evil не касается таких мейнстримных тем, как феминизм и так далее по списку.

-15

Безусловно, Джейд может за себя постоять, но главное ее оружие — это острый ум, смелость и камера.

Мишель Ансель планировал сделать трилогию. Но, увы, из-за низких продаж работа встала. В 2017-м на E3 показали кинематографический ролик, который вызвал много вопросов из-за разницы между ожиданиями и тем, что реально продемонстрировано. Это была уже совсем не та Beyond Good and Evil.

А в 2020 году студия Ubisoft угодила в водоворот скандалов, интриг и расследований, связанных с сексуальными домогательствами. Под горячую руку попал сам Ансель и в итоге был уволен. Впоследствии его команду дезорганизовали и сиквел отправился на самое дно производственного ада.

В июне 2024-го Ubisoft подтвердила, что Beyond Good and Evil 2 все еще находится в разработке. Официально проект еще не отменили. Проект якобы разрабатывается уже больше 16 лет. В итоге многострадальный тайтл побил антирекорд Duke Nukem Forever, у которого за плечами 14 лет разработки.

Fable

-16

Новый Fable, который разрабатывает Playground Games, изначально планировался к выходу в 2025 году, однако в феврале 2025-го Microsoft официально перенесла релиз на 2026-й. Причина была озвучена достаточно прямо: команде нужно больше времени, чтобы довести проект до качества, которое будет соответствовать ожиданиям игроков и статусу серии.

Хотя, по словам Ника Бейкера, соучредителя XboxEra, вполне вероятно, что Fable может быть отложена еще раз, потенциально переместившись в 2027 год.

На сегодняшний день игра все еще находится на стадии пре-альфы. Уже опубликованные материалы показывают ранние элементы — боевку, магию, города и встречи с крупными монстрами, но полноценного взгляда на то, как устроены система морали или последствия решений, пока нет. Разработчики подчеркивают, что хотят сохранить дух Альбиона, его фирменный юмор и атмосферу абсурдных, но живых историй, за которые игроки любили оригинальную трилогию.

-17

Примечательно, что старый добрый сказочник Питер Молиньё в разработке игры не участвует. Даже в качестве консультанта.

Ходят разговоры, что судьба нового Fable может оказаться более запутанной, чем кажется. В кулуарах инсайдеры делятся сомнениями, мол внутри студии уровень ожиданий от проекта невысок, и разработчики не рассчитывают на высокие оценки. А еще разработчики якобы планируют выпустить игру не только на Xbox, но и на PlayStation 5 и Nintendo Switch 2, чтобы привлечь больше аудитории.

Все это звучит интригующе, хотя и остается на уровне слухов. Впрочем, именно такие разговоры лишь подогревают интерес. Что если Microsoft действительно готовит неожиданный ход? Игрокам остается надеяться, что результат оправдает ожидания. И, как бы ни хотелось побыстрее вернуться в мир Альбиона, лучше подождать лишний год и получить действительно выверенную игру, чем спешить и столкнуться с разочарованием.

Как думаете, получится ли у Playground Games сделать ту самую сказку без Молиньё?

Итоги

А на этом у нас сегодня все. Расскажите, какие игры-долгострои больше всего ждете вы? Всех ждем на дебатах в комментариях! Заглядывайте в гости на ggsel в любое время. Мы всегда найдем, чем вас приятно удивить. Всем удачи и скоро увидимся!