Найти в Дзене
back to ryazan

~ Окские местечки

«Подошёл Петров день. Луга только что начали косить, дичь в разброде или на гнёздах. Истреблять коростелей и перепелов нет охоты, а как усидеть дома? Наскоро собрались на рыбную ловлю и в ночь под Петров день поехали на Оку с тем расчётом, чтобы поспеть прямо к рассвету и не откармливать собой комаров. Утро роскошное — ясное, безоблачное, ветерок не шелохнёт. Вода заманчиво ползёт в узком и глубоком проливе, между материком и островком, называемом «Дедовым Протоком», круто поворачивает в коренную реку и быстрыми струями от островка и от глинистых мысков берега убегает в нее по мелям. Дальше жёлтая глина и полный застой воды, заводь, а еще дальше зеленоватый, илистый яр, с нависшими над ним глыбами земли, готовыми того и гляди слететь в воду. Хорошее место, есть где разгуляться».  Александр Левашов «По поводу самоогружающихся наплавов Барона Черкасова», 1883 ᛜ «Озеро Ошково имеет вид подковы с многочисленными заливами и истоками. Заливы эти соединяются с болотами и озерками и образуют

«Подошёл Петров день. Луга только что начали косить, дичь в разброде или на гнёздах. Истреблять коростелей и перепелов нет охоты, а как усидеть дома? Наскоро собрались на рыбную ловлю и в ночь под Петров день поехали на Оку с тем расчётом, чтобы поспеть прямо к рассвету и не откармливать собой комаров. Утро роскошное — ясное, безоблачное, ветерок не шелохнёт. Вода заманчиво ползёт в узком и глубоком проливе, между материком и островком, называемом «Дедовым Протоком», круто поворачивает в коренную реку и быстрыми струями от островка и от глинистых мысков берега убегает в нее по мелям. Дальше жёлтая глина и полный застой воды, заводь, а еще дальше зеленоватый, илистый яр, с нависшими над ним глыбами земли, готовыми того и гляди слететь в воду. Хорошее место, есть где разгуляться». 

Александр Левашов «По поводу самоогружающихся наплавов Барона Черкасова», 1883

«Озеро Ошково имеет вид подковы с многочисленными заливами и истоками. Заливы эти соединяются с болотами и озерками и образуют целый лабиринт суши, воды и грязи. Кроме того, все пространство, заключенное в подкове, поросло лесом. Единственная дорога идёт краем озера и составляет замкнутый круг. Надо хорошо знать местность, чтобы свернуть с торной дороги по тропкам, через болота, и выйти на дорогу, выводящую из этого лабиринта. Иначе либо суждено вернуться к тому же месту, откуда пошёл, либо попасть на луговую дорогу и застрять в болоте, около какого-нибудь отдалённого стога сена. Люди привычные — и те сбиваются и блуждают в этой системе озёр и болот».

Александр Левашов «Новый Тертарен из Тераскона» 1884

Много окских уголков под Спасском изучил Александр Левашов. Кстати, окские луга он называл «Очные». Они были для него отдушиной, местом прогулок, рыбалки, пикников и приключений. В «Новом Тертарене…» он описывает, как потерялся ночью в лугах вместе с большой компанией и случайно встретившийся им крестьянин отвёз женскую половину в город на телеге. Крестьянин вёз по лугам хворост, компания совершала луговую экскурсию. Для крестьян Петров день — начало покоса, для Александра Левашова — время рыбалки. 

На протяжении XIX века мы смотрим на рязанские пейзажи глазами отдыхающих и совсем не трудящихся, но в XX веке всё изменится (до 1933 года и рассказов Константина Паустовского). 

-2