Найти в Дзене
Искусство кино

«Тогда я впервые увидел КИНО»: Евгений Марголит о первом кинопросмотре

Фильм, который превратил меня из мальчишки — пожирателя бесконечного количества экранных историй — в кинозрителя, назову без колебаний. Равно как и дату происшедшего события. Был это 1966‑й — уникальный год, когда кинопрокат враз опрокинул на бедные головы советской кинопублики буквально вал шедевров мирового кино разных лет. «Расёмон» и «Земляничная поляна», «Пепел и алмаз» и «Дорога», «Затмение» и «Скованные одной цепью», «Поезд» и «Магазин на площади» входили в репертуар рядового кинотеатра. Впрочем, предпочитали им в массе другие картины – каково это было, оказаться рывком втянутыми в ледяное пространство экзистенциальной тревоги. Поэтому тогда лишь холодок ужаса вызовут у меня и агония смертельно раненого Мачека на помойке, и вой Дзампано в черноте ночного берега моря. И полюблю я это кино потом, много позже, когда разгляжу, откуда идет источник света, направленный сверху на плачущего героя. Пока же, из последних сил предпочитая в заскорузлом своем инфантилизме картины с пальбой,

Евгению Марголиту исполнилось 75 лет. Публикуем мемуар заслуженного киноведа о его первом столкновении с киноэкраном, о богатом на шедевры 1966-м и одном ныне забытом прибалтийском вестерне. Эти воспоминания стали частью печатного номера «Молодость».

Фильм, который превратил меня из мальчишки — пожирателя бесконечного количества экранных историй — в кинозрителя, назову без колебаний.

Равно как и дату происшедшего события.

Был это 1966‑й — уникальный год, когда кинопрокат враз опрокинул на бедные головы советской кинопублики буквально вал шедевров мирового кино разных лет. «Расёмон» и «Земляничная поляна», «Пепел и алмаз» и «Дорога», «Затмение» и «Скованные одной цепью», «Поезд» и «Магазин на площади» входили в репертуар рядового кинотеатра. Впрочем, предпочитали им в массе другие картины – каково это было, оказаться рывком втянутыми в ледяное пространство экзистенциальной тревоги. Поэтому тогда лишь холодок ужаса вызовут у меня и агония смертельно раненого Мачека на помойке, и вой Дзампано в черноте ночного берега моря. И полюблю я это кино потом, много позже, когда разгляжу, откуда идет источник света, направленный сверху на плачущего героя.

    «Дорога», режиссер Федерико Феллини, 1954 «Дорога», режиссер Федерико Феллини, 1954
«Дорога», режиссер Федерико Феллини, 1954 «Дорога», режиссер Федерико Феллини, 1954

Пока же, из последних сил предпочитая в заскорузлом своем инфантилизме картины с пальбой, я иду смотреть свежий черно-белый прибалтийский вестерн. Первый титр: «К 50‑летию Великой Октябрьской социалистической революции» (под ним тогда вышло несколько десятков картин – в том числе «Время, вперед» и, кажется, «Первый учитель»). Литва, первые послевоенные годы, «лесные братья» убивают председателя сельсовета, четверо сыновей убитого приезжают в родную деревню, чтобы найти убийц отца и отомстить.

Выхожу оглушенный. И оглушен не историей разыгранной. Она, что называется, полностью соответствует ожиданиям: перестрелки поставлены по высшему классу, сюжет выстроен по всем правилам. Оглушает другое: самое сильное впечатление для меня исходит от фактуры — того, что напрямую к самой конкретной истории отношения вроде бы не имеет.

Как повисает бессолнечное небо над небогатой равниной.

Как неколебимо стоят вросшие в эту песчаную почву навек — попробуй, выкорчуй! — сосны в лесу.

Как осязаемо корява их грубая кора.

Как схожи с ними сами герои, особенно четверка братьев. Лесные духи — недаром имя им Медведи.

Как бежит на рассвете к убитому мужу по песчаной дороге мать его детей, простоволосая, в длинной ночной рубахе, и ложится с ним рядом. И отшатывается в ужасе самый младший из сыновей, юный, светловолосый — и камера отшатывается вместе с ним.

Как из утреннего тумана беззвучно, словно призраки, надвигаются на спящую деревню бандиты.

И, наконец, как в финальной схватке самый старший из братьев сражает выстрелом в упор их неуловимого таинственного главаря. И, сползая в предсмертной агонии, тот вдруг выдыхает в лицо победителю незабываемым голосом Ефима Копеляна, дублирующего роль в варианте для всесоюзного проката: «Ты не знаешь, какая боль… Не знаешь…»

А герой помотает отрицательно головой, сжав скулы: «Не знаю». И сядет, уставившись невидящим, в себя устремленным долгим взглядом так, что становится понятно: все он про эту боль знает…

    «Никто не хотел умирать», режиссер Витаутас Жалакявичюс, 1965 «Никто не хотел умирать», режиссер Витаутас Жалакявичюс, 1965
«Никто не хотел умирать», режиссер Витаутас Жалакявичюс, 1965 «Никто не хотел умирать», режиссер Витаутас Жалакявичюс, 1965

Тогда впервые поразила эта драгоценная способность человека в кино бесконечно долго держать крупный план. И здесь разгадка одного из феноменов этой картины: именно благодаря этой способности приглашенные в фильм мало кому известные исполнители вышли из фильма международно известными звездами: и Бруно Оя, и Юозас Будрайтис, и Регимантас Адомайтис, и Альгис Масюлис, и Лаймонас Норейка. Не говоря уже о Донатасе Банионисе.

…Тем временем безнадежно искореженный грузовик, на котором пытался бежать главарь, лошади потянут в лес под торжественно мрачный хор среди грубых столов. И на одном из них — на самом переднем плане — окажутся деревянные фигуры святых, так схожие с языческими. Они останутся — а процессия растворится среди этих сосен.

Тогда-то и посетила совсем смутная догадка, что кино — это не про то, кто куда пошел и что из этого вышло. ЧТО в кино создается посредством КАК. Его подлинный сюжет — вечное движение: неба, земли, воды, облаков, огня. И человеческого лица.

До того я смотрел фильмы – бесконечное количество фильмов. А тут, как теперь понимаю, первый раз увидел кино.

Называлось оно «Никто не хотел умирать» (рабочие названия – «Медведи» и «Террор»). Поставил его на Вильнюсской киностудии по собственному сценарию Витаутас Жалакявичус. Тогда это кино сразу стало классикой. Теперь оно, кажется, почти забыто.