Для многих автовладельцев, передвигающихся зимой на шипованных шинах, досадной и довольно частой проблемой становится потеря шипов, иногда уже в первый сезон эксплуатации шин. В шипованной резине шипы выполняют одну из важнейших функций, так как именно они отвечают за сцепление и торможение на обледеневшем покрытии и укатанном снегу.
При потере критической части шипов “шиповки”, к сожалению, не становятся после этого “липучками”, потому что их резиновая смесь отличается от состава фрикционной резины и имеет чуть более твёрдую и менее эластичную структуру. Поэтому за состоянием и количеством шипов необходимо следить достаточно внимательно.
Шинный эксперт и ведущий специалист по связям с общественностью компании «Колеса Даром» Андрей Молодовский кратко и доступно обозначил источники данной проблемы и дал полезные рекомендации для сохранения шипов в протекторе.
«Причины выпадения шипов всегда связаны с нюансами при эксплуатации шипованных шин и уходе за ними, а также с парой других факторов, которые обозначу в конце, – отмечает Андрей. – В начале зафиксируем основные эксплуатационные ошибки водителей в порядке значимости».
1️⃣ НЕПРАВИЛЬНАЯ ОБКАТКА НОВЫХ ШИН
Все новые шипованные шины должны быть обязательно предварительно обкатаны в щадящем режиме. Обкатку лучше проводить, не дожидаясь устойчивого снежного или ледяного покрова, но в прохладную погоду (не более +7°C), на твёрдых дорожных покрытиях, не превышая скорости 70 км/ч. Средний пробег для обкатки новых шипованных шин – 700 км.
При езде избегать резких разгонов, торможений и пробуксовок, стараясь не наезжать на бордюры и дорожные люки. Рельсы и “лежачих полицейских” проезжать на пешеходных скоростях. Также в период обкатки желательно не вращать подолгу рулём на месте (без движения) при разворотах или парковке. Для новых шипов в непритёртых посадочных отверстиях это чревато их скорым выворотом.
2️⃣ АГРЕССИВНАЯ ЕЗДА ПО ТВЁРДЫМ ПОКРЫТИЯМ
Даже на обкатанных покрышках шипам приходится тяжело при агрессивном вождении на твёрдых дорожных покрытиях. Речь идёт о чистом асфальте или трамвайных путях, которые в некоторых городах плотно интегрированы в проезжие улицы.
Если на льду, для которого шипованные шины, по сути, предназначены, шипы прокалывают поверхность и обеспечивают необходимое сцепление, то голый асфальт, и особенно металлические рельсы, негативно сказываются на шипах при агрессивной езде и способствуют их выпадению из протектора. Шипы в любых, самых прочных и премиальных шинах не смогут выдержать регулярного дрифта по асфальту, так как подобные нагрузки на посадочные гнёзда не сопоставимы с их удерживающей способностью.
3️⃣ ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ “ШИПОВОК” НЕ ПО СЕЗОНУ
Повышенные температуры, которым подвержена шина на высоких скоростях в тёплую погоду, отрицательно сказываются как на самой резиновой смеси зимних шин, так и на фиксации шипов в перегретом протекторе. Поэтому и существуют ограничения по их эксплуатации – при температуре воздуха не более +7°C. Ну а если использовать шипованную резину и весной, и летом (в тёплую погоду, да ещё на асфальте), то потеря шипов просто неизбежна.
4️⃣ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ
Для поддержания рабочего состояния шипам необходим постоянный и определённый уровень воздействия. При малом или, наоборот, повышенном давлении воздуха в колёсах протектор шин может испытывать недостаток давления в площади пятна контакта с дорогой (либо в центральной зоне, либо по краям).
В таких случаях при мощном влиянии центробежной силы шипы в этих местах начинают, так сказать, больше шевелиться в своих посадочных гнёздах, что тоже негативно влияет на их удержание в протекторе. К тому же недокачанные колёса быстрее перегреваются даже зимой. Поэтому необходимо проверять и регулировать уровень давления в колёсах по рекомендованным показаниям автопроизводителя.
5️⃣ ИГНОРИРОВАНИЕ ДОШИПОВКИ
Шина с уже потерянными несколькими шипами в следующем зимнем сезоне с большой вероятностью будет терять их ещё больше, так как нагрузка на уцелевшие шипы возрастает кратно. Поэтому рекомендую вовремя дошиповывать зимнюю резину, если она начала заметно терять шипы, не дожидаясь пока протектор лишится половины из них или более. Обычные ремонтные шипы, предназначенные для этих целей и правильно подобранные, помогут затормозить или вовсе остановить процесс обильной утраты родных шипов в дальнейшем.
6️⃣ НЕГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ
Прямые солнечные лучи, близость отопительных приборов и электрического оборудования, являющегося источником озона, а также излишняя сухость или повышенная влажность в помещении сезонного хранения шин негативно влияют на состояние резиновой смеси протектора. Она может усыхать и трескаться либо впитывать лишнюю влагу, теряя прочность, а шипы подвергаться коррозии. И то и другое, в свою очередь, отрицательно сказывается на креплении шипов в посадочных гнёздах.
«Среди других причин ускоренной потери шипов можно отметить независящие от водителей факторы, на которые стоит обращать внимание при покупке новых шипованных шин», – добавил в заключение наш эксперт.
7️⃣ КАЧЕСТВО ШИПОВ И ВОЗДЕЙСТВИЕ АГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ
Шипы состоят из корпуса и сердечника. Если сердечник, непосредственно контактирующий с дорогой, обычно имеет твёрдосплавный состав, который не подвержен коррозии, то вот корпус шипов может быть алюминиевым или стальным. Сталь, в зависимости от состава и качества, иногда имеет свойство со временем ржаветь под воздействием влажных зимних условий, усугубляемых дорожными реагентами.
Поэтому случается, что шипы со стальным корпусом, которые применяются некоторыми производителями шин, из-за излишней коррозии могут не доживать до окончания отведённого шинам срока службы и выпадать раньше обычного.
8️⃣ ТЕХНОЛОГИЯ ОШИПОВКИ
Заводская ошиповка у уважающих себя производителей осуществляется специальными автоматами с контролем качества процесса. Но в редких случаях бывает так, что некоторые производители (допустим, малоизвестные азиатские бренды) позволяют ошиповывать малые партии зимних шин уже в России своему поставщику или дилеру. Если этот процесс у партнёра осуществляется ручным способом, то может случиться, что качество ошиповки может пострадать, напрямую влияя на устойчивость шипов в посадочных гнёздах.
Кстати, это лишний раз подтверждает необходимость предварительной и правильной обкатки новых приобретаемых шин с шипами.