Найти в Дзене
Old school dude

Когда развод – это ещё не конец. История 10cc, часть-5, предпоследняя

Второй такой же группы в 70-х просто не существовало. Их песни не соответствовали какому-то одному стилю, а отражали широкий спектр музыкальных влияний. Музыка 10cc более сложна, чем может предложить её жанр поп-рока. Гармонии постоянно меняются, размер прыгает, а ритмы повсюду модифицируются. Особенно выделяются тексты песен: они вдумчивы, афористичны, нередко протестные и провокационные. Предыдущие материалы здесь: Разрыв К 1976-му, перепробовав различные сочетания авторов композиций, в группе сложились, по сути, две разноплановые команды: Грэм Гоулдман – Эрик Стюарт и Кевин Годли – Лол Крим. Четверо сонграйтеров в группе всегда естественным образом принадлежали к двум разным типам мышления, и самые интересные результаты обычно получались, когда они менялись партнерами. Грэм Гоулдман вспоминал: «Хорошая песня есть хорошая песня, не имеет значения, какой у неё жанр. Я вырос, слушая самую разную музыку, и это, вероятно, повлияло на меня. В музыке 10cc каждая песня почти как у другой
Оглавление

Второй такой же группы в 70-х просто не существовало. Их песни не соответствовали какому-то одному стилю, а отражали широкий спектр музыкальных влияний. Музыка 10cc более сложна, чем может предложить её жанр поп-рока. Гармонии постоянно меняются, размер прыгает, а ритмы повсюду модифицируются. Особенно выделяются тексты песен: они вдумчивы, афористичны, нередко протестные и провокационные.

Предыдущие материалы здесь:

История группы 10cc | Old school dude | Дзен

Разрыв

К 1976-му, перепробовав различные сочетания авторов композиций, в группе сложились, по сути, две разноплановые команды: Грэм Гоулдман – Эрик Стюарт и Кевин Годли – Лол Крим. Четверо сонграйтеров в группе всегда естественным образом принадлежали к двум разным типам мышления, и самые интересные результаты обычно получались, когда они менялись партнерами.

Грэм Гоулдман вспоминал:

«Хорошая песня есть хорошая песня, не имеет значения, какой у неё жанр. Я вырос, слушая самую разную музыку, и это, вероятно, повлияло на меня. В музыке 10cc каждая песня почти как у другой группы, я думаю, во многом это объясняется тем, что у них было две команды авторов. Кевин и Лол дружили со школьных времён, так что было естественно, что они работали вместе, и я был знаком с Эриком довольно давно. Они тоже играли на гитаре, так что мы сели и начали мастерить все сообща. Всё самое лучшее случается, когда не задумываешься об этом – это как ни в чем не бывало, иногда ты можешь что-то спланировать и быть слишком внимательным к этому».

На протяжении всей сессии их четвёртого альбома «How Dare You?» некогда здоровые трения между парами становились всё более напряжёнными. Группировки, очевидно, боролись за свои идеи, и хотя несколько треков, в частности, «I Wanna Rule The World», «Iceberg» и «I'm Mandy Fly Me», заслуживали многократного прослушивания, диск в целом показал, что 10cc испытывает острую нехватку вдохновения.

Их концертная репутация также подверглась постоянным нападкам, когда выяснилось, что ребята не только не способны воспроизвести несколько своих величайших хитов («The Dean And I» и «I'm Not In Love») вживую, не прибегая к использованию фонограмм, но и новый альбом совершенно не подходит для концертной деятельности. К примеру, «Iceberg», один из лучших треков «How Dare You?», был поспешно исключён из сет-листа шоу.

Интервью с группой того времени казались такими же натянутыми, как и их музыка. Последовали резкие критические выпады в прессе. Музыканты тоже не остались равнодушными к таким оскорблениям. Более того, ещё больший репутационный ущерб был им нанесён, когда Эрик Стюарт, взбешенный язвительной рецензией в «New Musical Express», написал возмущенное письмо редактору, которое, конечно же, было должным образом опубликовано во всей своей очевидной красе избалованного мальчишки. Было предсказуемо, что «NME» предоставит рецензенту равное пространство для ответа, и таким образом страстная вспышка Стюарт будет выглядеть довольно глупо. Ведь последнее слово всегда остаётся за редакцией.

Этот внешний негатив попадал на благодатную почву непонимания в самом коллективе 10сс. «Я помню разговор с Лолом в приёмной студии», – вспоминает Грэм Гоулдман. – «Мы только что записали «I'm Mandy Fly Me» и почти закончили альбом. Мы с Эриком были очень довольны им; мы подумали, что он просто очень хорош. Но Лол, вроде как, мяукал по этому поводу, ну, знаешь, типа: «Это то направление, в котором мы должны двигаться? Было ли это достаточно интересно? И была ли это музыка? И что это было?» И я подумал: «О чем ты говоришь?» Для меня тогда были посеяны семена сомнения, что это ведёт к какой-то неизбежности, что конец близок».

Гоулдман продолжает:

«Я очень горжусь ранним периодом, и я понимаю, почему ранний период является окончательным Тенсисишным». В некотором смысле, всегда было две основные команды, но, конечно, это было объединение всех нас четверых. Мы с Кевином написали песню под названием «The Sacro-Iliac», которая, на мой взгляд, является очаровательной песенкой, Лол, и я написал «The Worst Band In The World». Была та химическая история, которую уже не вернуть. Я слушаю эти записи и понимаю, почему это было так здорово и почему всё было по-другому».

В октябре 1976-го британский рок-еженедельник «National Rock Star» под заголовком «Мы не влюблены», сообщил, что Годли и Крим покинули группу, чтобы поработать над «революционно новым инструментом, который они изобрели и разработали». Это, конечно же, был «Gizmotron» или «Gismo», и хотя первоначальным намерением дуэта было просто записать сингл, который продемонстрировал бы многочисленные возможности этой гитарной примочки, к Рождеству проект превратился в тройной альбом, рассказывающий о «последней защите человека от разгневанной природы» – «Consequences».

«Consequences» и «Deceptive Bends»

Пара уже начала работу над этим амбициозным проектом, прежде чем объявила о своем уходе. «Я услышал первую часть, когда они этим занимались», – заметил тогда Эрик Стюарт. – «Как раз перед расставанием, и это было последнее, что я действительно хотел знать о том, чем они занимались». Позже он признался: «Если вам так хочется знать, я думал, что «Consequences» – это абсолютная чушь. Я думаю, мы с Грэмом держали их в узде, когда они были в группе, и когда они ушли… Я не знаю, они просто потеряли контроль».

Концептуальный альбом в тройном бокс-сете, посвященный экологической катастрофе, с повествованием комика Питера Кука и эпизодической ролью джазовой певицы Сары Вон, «Consequences» представляли собой смелый квази-мюзикл с элементами авангарда. Некоторые из этих элементов были вполне слушабельны, но парочка Godley & Creme настояла ещё на добавлении к ним случайных всплесков шума. Тем не менее, здесь всё же были треки, которые доказали, что их поп-чувствительность осталась нетронутой, хотя и окруженной слоями безумных экспериментов.

Примечательно, что двоица покинула команду, когда группа в конце лета 1976 года приступила к записи пятого альбома с песней «People in Love», которая в то время называлась «Voodoo Boogie». Авторства Гоулдмана и Стюарта, с «восхитительно сдержанной мелодией» и текстом из перечня глупых поступков, которые люди делают, когда влюблены, например: «идти под автобусами, разговаривать в потолок и сидеть в одиночестве в темноте».

Но из-за роста напряженности в 10сс трек при сборке был признан «ужасным», и Кевин и Лол решили временно расстаться с Эриком и Грэмом, чтобы начать работу над тем, что позже и стало их дебютным проектом «Consequences». По мере продвижения своей работы Годли и Крим решат окончательно покинуть группу.

В интервью 2007 года Годли рассказал: «Мы ушли, потому что нам больше не нравилось то, что писали Гоулдман и Стюарт. Мы ушли, потому что 10cc становились безопасными и предсказуемыми, и мы чувствовали себя в ловушке». Однако, десятью годами ранее он выражал сожаление по поводу распада группы, когда они приступили к проекту «Consequences»:

«С 10cc мы подошли к определенному рубежу и уже потратили три недели на то, чтобы разобраться в причинах того, что в итоге привело к последствиям... Материал, который мы разрабатывали, не имел собственного происхождения, мы не могли его импортировать в 10cc. И мы были в некотором роде стеснены 10cc... Мы чувствовали себя творческими людьми, которые должны дать себе возможность проявить максимум креативности, и в тот момент наш уход казался правильным решением.

К сожалению, в то время группа не была достаточно демократичной или умной, чтобы предоставить нам свободу действий для реализации этого проекта, и мы оказались в неприятном положении, когда были вынуждены уйти, чтобы заняться этим. Оглядываясь назад, я понимаю, что в нашей группе применялась трудовая этика «один за всех и все за одного». Возможно, это очень «северный стиль»: вы либо в группе, либо вне её.

Но всё равно это становилось немного утомительным, и мы уже не так часто выбирали один и тот же музыкальный путь, как раньше. Возникли разногласия. Если бы мы были чуть более свободными в своих взглядах на методы нашей работы, группа как корпоративное и творческое объединение могла бы понять, что двум участникам было бы полезно, а не вредно потратить некоторое время на развитие, а затем принести всё, чему они научились, на «корпоративную вечеринку». К сожалению, этому не суждено было сбыться».

В свою очередь, Эрик Стюарт изложил свою точку зрения на раскол: «Мне было жаль, что они уходят. Но в то время мы действительно поссорились. Я подумал, что они сумасшедшие. Они просто уходили от чего-то такого большого и успешного. У нас был огромный успех по всему миру, и я думал, что мы только что совершили прорыв на очень, очень большой уровень…

Я только сказал, что вы сошли с ума, раз покидаете эту группу. Мы были на подъеме, и нам с Грэмом Гоулдманом пришлось решать, будем ли мы половиной – «5cc»? Полностью отказаться от названия? Ну, мы подумали, что нам, нет, нам лучше продолжать, потому что мы – это 10cc, мы и есть 10cc, эта группа. Двое наших участников покидают нас, и это не наша проблема, но мы должны продолжать в том же духе».

Итак, Гоулдман и Стюарт решили продолжить работу в составе 10cc (слухи о том, что к ним собирался присоединиться капризный Джастин Хейворд, оказались необоснованными) и, переместив свою операционную базу в недавно достроенную новую студию «Strawberry South» в Доркинге (примерно в 30 км к югу от Лондона), покинули старую «Strawberry Studios» вместе с прежде лишь концертным барабанщиком Полом Бёрджессом.

Грэм Гоулдман рассказывает: «Когда Кевин и Лол ушли, это был удар, удар по творчеству, и хотя мы продолжали работать, и у нас были хиты, а некоторые треки демонстрируют весь юмор, воображение и стиль ранних годов группы, мы потеряли абстрактный, причудливый настрой Кевина и Лола, и мы ничего не могли с этим поделать».

«Мы повсюду читали, что творческая часть группы сошла на нет», – жаловался Эрик Стюарт изданию «Melody Maker», – «и все нас разочаровывали. Мы были коммерческими компаниями, на нас смотрели свысока, потому что мы больше не торчали на чердаке в Стокпорте, поэтому мы чувствовали, что нам есть что доказывать».

Поскольку Стюарт и Гоулдман остались вдвоем, они решили сами записать песню Эрика «Good Morning Judge», которая дебютировала вживую на фестивале в Небворте 21 августа 1976 года ещё в оригинальном составе группы, а позже и композицию «The Things We Do For Love».

Что ж, они, безусловно, доказали, что все еще являются коммерчески состоятельными. «The Things We Do For Love», первый сингл урезанного состава, вышел как раз к Рождеству 1976 года – приятная поп-композиция, сочетающая лучшее из влияния «Битлз» с крепким рок-н-роллом и роскошными гармониями, характерными для предыдущих работ 10cc. Она достигла 2-го места в Великобритании и 5-го в Америке и стала радостным предвестием выхода в начале 1977 года их нового альбома «Deceptive Bends», который сам по себе в какой-то степени дублировал предыдущий альбом.

Поскольку название альбома является игрой слов: «Deceptive Bends» (обманчивые повороты) – это дорожный знак, который можно увидеть на дорогах Великобритании, перед поворотами, которые сложно заметить, и в то же время, «Bends» – это болезнь, которую глубоководные водолазы получают от слишком быстрого выхода на поверхность, что может привести к сильной боли и, в некоторых случаях, к галлюцинациям, то знаменитая лондонская дизайнерская группа «Hipgnosis» при создании обложки пластинки обыграла эту идею.

Обложка «Deceptive Bends» 10сс. Фото из открытых источников
Обложка «Deceptive Bends» 10сс. Фото из открытых источников

В то время как «Deceptive Bends» стал самым коммерчески успешным из всех релизов группы, попав в десятку лучших многих стран и дойдя до 3-й строчки в британском чарте «UK Albums» и до 31-й – в «US Billboard 200», ребята выпустили и второй трансатлантический хит-сингл – «Good Morning Judge» (№5 в Великобритании и № 69 в США), который в большей степени соответствовал первоначальным идеям 10cc – намерениям, которые Годли и Крим продолжали реализовывать на протяжении большей части того года и в следующем десятилетии.

Был снят музыкальный клип на песню, который вращается вокруг вымышленного судебного процесса. В ней Эрик Стюарт играет обвиняемого, которому инкриминируют крупную кражу автомобиля, а Грэм Гоулдман – судью в суде. Стюарт и Гоулдман вместе с Полом Бёрджессом также играют различных других персонажей, включая и членов жюри. Суд в итоге заканчивается осуждением обвиняемого, который находится в заключении.

Сам альбом «Deceptive Bends», вышедший в мае 1977-го, получился по-прежнему впечатляющим. Эрик Стюарт вспоминал: «Передо мной стояла большая задача – доказать миру звукозаписи, что мы не просто «5cc», как любезно называли нас некоторые британские СМИ. Музыка была проще, чем на некоторых предыдущих альбомах 10cc, она была гораздо более прямой, рациональной и позитивной. Весь релиз был записан очень быстро (по нашим меркам). Я был на задании и летел выше и быстрее, чем когда-либо прежде, и к тому времени я уже знал, что у нас получился очень сильный альбом. Конечно, новые песни сыграли большую роль в этом уравнении, я также хотел доказать, что мы могли бы написать хитовый диск и без Кевина и Лола... у нас получилось!»

Тем временем, несколько тем из тройного «Consequences», всплыли в самых неожиданных местах – реклама сигарет, эпизодическая музыка на телевидении и так далее. Но, хотя продажи самого альбома были, по крайней мере, приличными, достигнув пика на 52-м месте, лейбл «Mercury» в конечном итоге выпустил одиночный альбом, в котором были собраны самые популярные моменты из всего – «Original six sides» – проект, удивительно похожий на промо-альбом, выпускаемый незадолго до выхода оригинального альбома.

С коммерческой точки зрения, 10cc по-прежнему оставались «королями сцены». Ранней весной 1977-года группа, добавив в состав второго барабанщика Стюарта Тоша, Тони О'Мэлли (клавишные) и Рика Фенна (гитара), отправилась в масштабное турне, которое позже было запечатлено для потомков на двойном «Live And Let Live». Альбом просто продублировал все треки с «Deceptive Bends», кроме одного, добавив в оставшуюся часть шоу «изюминки» из репертуара оригинального состава – естественно, все композиции Стюарта и Гоулдмана. Это было печальным свидетельством того, насколько сильно снизились стандарты группы: ожидание, что фанаты будут раскошеливаться на одни и те же песни дважды менее чем за восемь месяцев, было чистой воды эксплуатацией, и место в чартах было заслуженно низким.

Альбом «Bloody Tourists»

Доказав, что они могут сохранить 10cc в качестве дуэта, выпустив в 1977 году успешный «Deceptive Bends», Эрик Стюарт и Грэм Гоулдман продолжили работу в 1978 году над «Bloody Tourists». Он стал первым студийником 10cc, на котором группа представлена вшестером. Новый состав уже был собран для тура в поддержку предыдущего альбома группы «Deceptive Bends», но вместо Тони О'Мэлли на клавишных играл Дункан Маккей.

10сс образца 1978 года(слева-направо: Грэм Гоулдман, Рик Фенн, Пол Бёрджесс, Стюарт Тош, Дункан Маккей и Эрик Стюарт). Фото из открытых источников
10сс образца 1978 года(слева-направо: Грэм Гоулдман, Рик Фенн, Пол Бёрджесс, Стюарт Тош, Дункан Маккей и Эрик Стюарт). Фото из открытых источников

Это был также первый альбом 10cc, в котором песни были написаны отдельно Стюартом и Гоулдманом. Шестой студийник 10cc, выпущенный в сентябре 1978 года, был записан на «Strawberry Studios South» в Доркинге, продюсерами выступили Эрик Стюарт и Грэм Гоулдман.

Пара старожилов группы не старались доминировать над остальными участниками своего коллектива – они всячески пытались вовлечь коллег в творческий процесс, прекрасно понимая, что новые идеи просто необходимы. Так, барабанщику Стюарту Тошу даже позволили спеть песню «Reds In My Bed».

Несмотря на то, что альбом получил несколько заметных хитов, он был в целом менее последовательным и менее запоминающимся, чем его предшественник. Проблема с «Bloody Tourists» была в том, что он создавал впечатление, что это группа сессионных музыкантов пытается сочинить песни в стиле 10cc. Эксцентричный юмор, который когда-то звучал свободно и естественно, на этом альбоме ощущается немного натужным.

Другой недостаток заключается в том, что музыке, поддерживающей эти повествования, не хватает как зацепок, так и вдохновения. Так, «Take These Chains» представляет собой унылую попытку рокабилли, которая звучит как особенно удачный вариант попсовости Eagles, а в «The Anonymous Alcoholic» с темой когда «завязавший» со спиртным мужчина приходит на вечеринку к своему боссу и приударяет за его женой, есть диско-пародийная часть, которая является примером музыки, которая тогда была хитовой.

Однако синглы с альбома содержали несколько ярких моментов: «For You And I» – прекрасная баллада, которая дополняет привлекательную мелодию сильными вокальными гармониями, а остроумная «Dreadlock Holiday» повествует о подвигах незадачливого туриста на Ямайке на фоне запоминающегося поп-регги. Песня основана на реальных событиях, которые Эрик Стюарт и вокалист Moody Blues Джастин Хейворд пережили на Барбадосе, а Грэм Гоулдман – на Ямайке. Грэм Гоулдман прокомментировал: «Некоторые из упомянутых переживаний правдивы, а некоторые из них ... вполне верны».

Стюарт вспоминал, как видел белого мужчину, «пытавшегося быть крутым, и он выглядел таким неуклюжим», когда заходил в группу афро-карибцев и получал выговор, что стало строчкой: «Не проходи сквозь мои слова, ты должен проявить уважение». Ещё одна строчка была взята из разговора Гоулдмана с ямайцем, который на вопрос, любит ли он крикет, ответил: «Нет, обожаю!»

Позже Грэм объяснял: «Мы немного критикуем «Dreadlock Holiday» за стереотипные голоса и стиль чернокожих, но самое глупое, что песня, если уж на то пошло, направлена против белых, потому что в ней говорится об этом парне, пытающемся подражать крутому чёрному стилю, что у него никогда не получится!»

Тем ни менее, сингл был настолько успешным, что его недоброжелатели очень быстро исчезли. Летом 1978 года «Dreadlock Holiday» в третий раз заняли 1-е место в Великобритании и 44-е место в Америке. Сам альбом «Bloody Tourists» был 3-м в британском чарте «UK Albums» и 69-м – в американском «Billboard 200».

Обложка альбома «Bloody Tourists». Фото из открытых источников.
Обложка альбома «Bloody Tourists». Фото из открытых источников.

Обложка для «Bloody Tourists» снова была создана компанией «Hipgnosis» с использованием графики Джорджа Харди, и на ней изображена карта, которую кому-то бросают в лицо. На карте – французский остров Мартиника, расположенный на Малых Антильских островах Вест-Индии в восточной части Карибского моря. Фотография для обложки была сделана Обри Пауэллом. Интересно, что эта идея обложки была впервые представлена Genesis, но была ими отвергнута.

Рецензенты помимо «Dreadlock Holiday» отмечали ещё «For You and I» как типично пышную композицию с колоритными текстами и идеальной поп-музыкой». В целом же альбом расписали как «не совсем то, что вы бы назвали прогрессивной музыкой, но, вероятно, она настолько продвинутая, насколько это возможно в поп-роке – ближе к мейнстриму».

Окончание здесь:

☑Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал

☢️ Другие статьи этой тематики:

История группы 10cc | Old school dude | Дзен