Найти в Дзене
Китайский специалист

Ави Леб: "А не состоит ли солнечный антихвост 3I/ATLAS из роя мелких объектов?"

Представьте: вы едете на машине, а за вами тянется шлейф пыли. У обычных комет так и происходит - Солнце нагревает лёд, лёд испаряется, газ и пыль выдувает в сторону, противоположную Солнцу. Получается классический кометный хвост, как у рок-звезды 80-х - всегда "назад". А тут комета 3I/ATLAS (третий подтверждённый гость из другой звёздной системы) вдруг отрастила второй хвост… в сторону Солнца. Называется это "антихвост" или sunward anti-tail. Выглядит примерно как капля, у которой носик смотрит прямо на Солнце. Астрономы почесали репу и сказали: "Эээ… это как-то не по учебнику". И вот в ноябре 2025 года профессор Гарварда Ави Леб (да, тот самый, который любит говорить про инопланетные зонды) поднял вопрос: "А не состоит ли этот солнечный антихвост из роя мелких объектов?" Что вообще происходит с 3I/ATLAS? Комета прошла ближайшую к Солнцу точку (перигелий) и начала удаляться. У неё обнаружили небольшое негравитационное ускорение - то есть она летит не совсем так, как должна была бы л
Оглавление

Представьте: вы едете на машине, а за вами тянется шлейф пыли. У обычных комет так и происходит - Солнце нагревает лёд, лёд испаряется, газ и пыль выдувает в сторону, противоположную Солнцу. Получается классический кометный хвост, как у рок-звезды 80-х - всегда "назад".

А тут комета 3I/ATLAS (третий подтверждённый гость из другой звёздной системы) вдруг отрастила второй хвост… в сторону Солнца. Называется это "антихвост" или sunward anti-tail. Выглядит примерно как капля, у которой носик смотрит прямо на Солнце. Астрономы почесали репу и сказали: "Эээ… это как-то не по учебнику".

-2

И вот в ноябре 2025 года профессор Гарварда Ави Леб (да, тот самый, который любит говорить про инопланетные зонды) поднял вопрос: "А не состоит ли этот солнечный антихвост из роя мелких объектов?"

Что вообще происходит с 3I/ATLAS?

  • Комета прошла ближайшую к Солнцу точку (перигелий) и начала удаляться.
  • У неё обнаружили небольшое негравитационное ускорение - то есть она летит не совсем так, как должна была бы лететь просто под действием гравитации Солнца.
  • Это ускорение направлено ОТ Солнца и составляет примерно 0,02% от обычного солнечного притяжения. Маловато, но хватает, чтобы орбиту слегка "подправлять".
  • И самое интересное: это ускорение падает как 1/r² - точно так же, как и гравитация Солнца. То есть соотношение остаётся постоянным на всём пути.

Представь, что вся Солнечная система - это огромная карта GTA. Солнце - это центр карты, гравитация - обычная физика игры (законы Ньютона включены).

Обычная комета - это пьяный NPC на рандомной машине:

-3
  • Когда подъезжает близко к Солнцу (жарко), у неё внезапно включается нитро-буст от воды (H₂O). Машина резко дёргается в сторону, вылетает дым, но только рядом с Солнцем.
  • Как только отъезжает дальше 3–4 а.е. - нитро кончается мгновенно, машина едет ровно по инерции, почти без руления.
  • Траектория получается зигзагообразная и хаотичная: сильный рывок рядом с Солнцем, а потом просто прямолинейный полёт. Никакого тонкого контроля.

А теперь 3I/ATLAS в новой модели 1/r² - это игрок с включённым чит-кодом "Идеальный автопилот". У него стоит мод, который делает вот что:

  • Ускорение от "двигателя" всегда ровно 0,000000068 (или сколько там) от текущей силы гравитации Солнца.
  • Ближе к Солнцу - и гравитация сильнее, и "двигатель" автоматически становится сильнее в ту же самую пропорцию.
  • Дальше от Солнца - и гравитация слабеет, и "двигатель" слабеет точно так же, сохраняя тот же процент.
  • В итоге машина всегда поворачивает на один и тот же крошечный, но идеально выверенный угол относительно текущей "главной дороги" (гравитационной траектории).

Это как если бы у тебя в GTA был включён чит, который работает везде на карте одинаково плавно.

Результат в игре:

  • Обычные кометы-NPC пролетают мимо Юпитера кто в 40 млн км, кто в 80 млн км - разброс огромный.
  • 3I/ATLAS с читом прилетает ровно на 53 587 000 км ± 45 000 км - точно на внешнюю границу "зоны захвата" Юпитера (сфера Хилла).

Леб смотрит на это и говорит: "Ребята, это не NPC на рандоме. Это кто-то с геймпадом и читами аккуратно паркуется у Юпитера, чтобы потом выпустить дронов-разведчиков на стабильную орбиту (лагранжевы точки L1/L2). И делает это так аккуратно, будто у него стоит мод "идеальный межзвёздный автопилот".

Короче: обычная комета - пьяный водитель, 3I/ATLAS - стример со включённым аимботом и автопилотом, который целенаправленно паркуется в нужной точке карты. 😏

Вот в этом и вся фишка постоянного соотношения 1/r².

Почему появляется "хвост к Солнцу"?

Представим простую модель (Леб именно так и делает):

Допустим, сама комета 3I/ATLAS испытывает этот маленький "пинок" от Солнца (например, от реактивной тяги испаряющегося льда, хотя лёд у межзвёздных объектов обычно уже давно кончился).

А вокруг неё летает куча мелких камушков или каких-то штучек, которым этот "пинок" по барабану - они НЕ испаряются и не получают реактивной тяги.

Что будет?

Комета слегка отталкивается от Солнца, а камушки - нет. Следовательно камушки начинают отставать и оказываются ближе к Солнцу, чем сама комета.

С нашей точки зрения они вытягиваются в линию по направлению к Солнцу. Вот и получился "антихвост"!

Насколько это всё далеко друг от друга?

Сейчас 3I/ATLAS находится примерно в 270 млн км от Солнца. Из-за этой крошечной разницы в ускорении (0,02%) камушки оказываются ближе к Солнцу примерно на 54 000 км. Это всего 0,7 угловой минуты на небе - ровно столько, сколько занимает тот самый "носик капли" на фотографиях. Совпадение? Не думаю.

Почему мы вообще видим этот антихвост, если камушков мало?

Тут начинается магия поверхности. Даже если вся эта мелочь весит в тысячу раз меньше самой кометы, общая площадь поверхности у миллиона-миллиарда крошечных кусочков может быть в десятки и сотни раз больше, чем у одного большого куска. Солнце ярко светит, и его лучи отражаются от множества пылинок, создавая на фото эффект антихвоста.

По расчётам Леба, чтобы объяснить всю яркость комы, достаточно роя, который весит всего 0,1% от массы основного тела, но имеет в 100 раз большую площадь поверхности.

И самое главное: это работает и на подходе, и на удалении!

Обычно антихвосты у обычных комет видны только с одной стороны орбиты (из-за перспективы). А тут - и когда комета летела к Солнцу, и сейчас, когда летит от него - "носик" к Солнцу есть всегда и примерно одного размера.
Это идеально ложится в модель "роя без негравитационного ускорения".

Так что там за штуки в этом рое?

Вот тут Леб аккуратно подмигивает и спрашивает: "А вдруг это не просто камни?"

Варианты:

  • Обычные каменные/ледяные обломки (скучно, но возможно).
  • Что-то, что вообще не испаряется при нагреве (например, куски металла или… кто знает).
  • Или (и тут все любители космоса начинают тихо повизгивать) - искусственные объекты, которым плевать на солнечное излучение, потому что они не изо льда и не комета вовсе.

Пока это просто гипотеза, но она красиво и без натяжек объясняет всё, что мы видим.

Итог для нормальных людей

У кометы 3I/ATLAS, похоже, есть "группа поддержки" - рой мелких штук, которые не улетают вместе с ней, а висят чуть ближе к Солнцу и образуют яркий антихвост-носик. Это либо естественные обломки, либо… что-то поинтереснее.

3I/ATLAS - межзвездный объект | Китайский специалист | Дзен

Пока астрономы будут спорить и собирать новые данные, мы можем просто наслаждаться картинкой: третья в истории межзвёздная гостья прилетела к нам не одна, а с целой свитой, которая ярко светится, когда смотрит на Солнце.

Космос, как всегда, умеет удивлять. И да, 2025 год продолжает баловать.