Найти в Дзене
ALZI о комиксах и юморе 2.0

«Панк в живописи» и город Кобылозадовск: почему на картины Васи Ложкина невозможно смотреть спокойно

Если вы хотя бы раз натыкались в сети на огромных котов с безумными глазами, людей с кривыми улыбками и надписью «ЖЫЗНЬ УДАЛАСЬ» — поздравляю, вы уже были в Кобылозадовске. Его мэр, сценарист и главный хроникёр — художник Вася Ложкин (настоящие имя Алексей Куделин). Сам он определяет своё творчество так: «По сути, мои картины – это панк в живописи. Мне интересен человек в состоянии крайности; безумие человеческое, его я и стараюсь отобразить». И это очень точное определение. Потому что Ложкин — не про «акварельные закаты», он про то, что у нас внутри, когда новости, быт и собственные тараканы сговорились одновременно. Кто такой Вася Ложкин и почему его коты кричат Сегодня Васе Ложкину исполняется 40 лет — отличный повод ещё раз посмотреть на его мир. Его сюжеты кажутся сказочными и абсурдными, но чем дольше смотришь, тем яснее понимаешь: это всё про нас. На его полотнах: бытовые сцены — кухня, подъезд, дача; социальные и психологические конфликты; знакомые до боли архетипы: сосед‑ск
Оглавление

Если вы хотя бы раз натыкались в сети на огромных котов с безумными глазами, людей с кривыми улыбками и надписью «ЖЫЗНЬ УДАЛАСЬ» — поздравляю, вы уже были в Кобылозадовске.

Его мэр, сценарист и главный хроникёр — художник Вася Ложкин (настоящие имя Алексей Куделин). Сам он определяет своё творчество так:

«По сути, мои картины – это панк в живописи. Мне интересен человек в состоянии крайности; безумие человеческое, его я и стараюсь отобразить».
-2

И это очень точное определение. Потому что Ложкин — не про «акварельные закаты», он про то, что у нас внутри, когда новости, быт и собственные тараканы сговорились одновременно.

Кто такой Вася Ложкин и почему его коты кричат

Сегодня Васе Ложкину исполняется 40 лет — отличный повод ещё раз посмотреть на его мир.

-3

Его сюжеты кажутся сказочными и абсурдными, но чем дольше смотришь, тем яснее понимаешь: это всё про нас.

На его полотнах:

  • бытовые сцены — кухня, подъезд, дача;
  • социальные и психологические конфликты;
  • знакомые до боли архетипы: сосед‑скандалист, вечно недовольная тётенька, уставший мужик с газетой, кот, который всё понял раньше всех.
-4

Формально действие происходит в вымышленном городе Кобылозадовске, но этот топоним легко заменяется названием любого нашего населённого пункта. Ложкин вытаскивает наружу то, о чём обычно шепчутся в очередях и кухнях.

«Я рисую сказочный мир психозов»

Сам художник честно признаётся:

«Как художника меня мало интересует окружающая действительность. Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но всё же это сказка с хорошим концом».
-5

Это важный момент.
Да, его картины иногда пугают: выпученные глаза, кривые улыбки, странные пропорции. Но в них почти всегда есть:

  • гротеск вместо натурализма;
  • ирония вместо безысходности;
  • ощущение, что в конце этой истории кто‑то всё‑таки выживет и ещё будет хохотать над произошедшим.

Ложкин работает на границе: между страшным и смешным, сказкой и суровой правдой.

-6

Его герои — как персонажи народных сказок, которые попали в наш век: немного чудовища, немного мы сами.

Панк в живописи: почему это работает

Панк — это не только музыка, это отношение к реальности.
В живописи Ложкина оно проявляется так:

  • простые, почти «детские» формы, нарочито грубый рисунок;
  • яркие, «ядовитые» цвета, которые невозможно не заметить;
  • лозунги и подписи, превращающие картину в плакат или мем;
  • отказ от академической «красоты» в пользу честного удара по чувствам.
-7

Он сам иронизирует над собой: «в большом смысле слова я не умею рисовать».
Но именно эта «незакомплексованная неровность» и создаёт особый эффект.
Его картины воспринимаются не как музейный экспонат, а как разговор на кухне — грубоватый, но предельно честный.

-8

Архетипы, мифы и наши страхи

Герои Ложкина постоянно ссылаются на общественные мифы и внутренние страхи:

  • страх бедности и одиночества;
  • вечное «а вдруг завтра будет хуже»;
  • тоска по стабильности и одновременно желание всё послать к чертям;
  • культ «своей стаи» — семьи, двора, города.

Коты, лоси, странные люди с красными носами — всё это не животные и не монстры, а зашифрованные состояния.

Каждый зритель считывает своё.
Кому‑то это напоминает детство в спальном районе, кому‑то — офис, кому‑то — комментарии в интернете.

От мрака к позитиву

Интересно, что сам Ложкин в последние годы сознательно двигается в сторону света:

«В последнее время я стараюсь делать больше чего-то позитивного, чего-то, что вызывало бы положительные эмоции».

Если ранние работы иногда давили своей мрачностью и цинизмом, то сейчас всё чаще появляются:

  • коты с улыбками до ушей;
  • обнимашки вместо мордобоя;
  • абсурд, в котором становится легче, а не тяжелее.
-9

Это не значит, что художник «продался позитиву».
Скорее, он показывает: даже в мире Кобылозадовска возможен хороший конец — по‑своему странный, но тёплый.

Почему на Ложкина подсаживаешься

Есть несколько причин, почему его картины так быстро становятся вирусными:

  1. Узнаваемость.
    Посмотрел — и понял, что где‑то уже видел этого человека/кота/ситуацию.
  2. Мемность.
    Фразы с полотен легко превращаются в подписи и шутки. «ЖЫЗНЬ С БОРОДОЙ», «ВСЁ ХОРОШО, НО ЭТО НЕ ТОЧНО» — это уже часть сетевого фольклора.
  3. Терапевтический эффект.
    Когда твой личный бардак превращают в картину, над которой можно посмеяться, становится чуть легче жить.
  4. Честность.
    Ложкин не пытается нравиться всем. Он рисует свой «панковский» мир — и именно за это его любят.

Жызнь с бородой как жизненная позиция

Фирменное пожелание художника — «Жызнь с бородой».
В нём всё: и нарочитая орфография, и лёгкий абсурд, и ощущение, что даже если вокруг странности, жить всё равно стоит — желательно громко, с юмором и без излишней серьёзности.

-10

В день рождения художнику можно пожелать только одного: чтобы его странный, шумный, панковский Кобылозадовск продолжал разрастаться новыми героями и историями.

А нам — чтобы хватало сил смотреть на собственную реальность с таким же уровнем самоиронии.

-11