Хотите поставить в тупик продавца мебельного магазина? Спросите его, есть ли у них в продаже "курульное кресло". С вероятностью 99% ответом будет либо "извините... у нас такого нет", или "...а что это такое?"
Между тем, такие кресла - без спинки, с перекрещивающимися ножками - были известны ещё с Античных времён. В Древнем Риме на них могли сидеть только курульные магистраты, а также консулы, цензоры, преторы, великие понтифики, то есть представители высшей знати.
Считается, что слово "курульный" (curulis) происходит от currus - «колесница», однако в словарях отмечается, мол, "этимология неясна".
По утверждению историков, такие кресла существовали ещё во времена этрусков, у которых и были заимствованы римлянами.
А вот САВОНАРОЛА - это тоже курульный раскладной деревянный стул с серповидными, перекрещивающимися под сиденьем ножками на шарнире. Правда, в отличие от классической, античной, схемы, у него есть небольшая спинка.
Своё эпонимическое название этот стул получил в честь Джироламо Савонаролы, монаха ДОМИНИКАНСКОГО ордена, настоятеля монастыря Сан Марко во Флоренции. И его особенно часто можно было встретить в монастырских скрипториях, откуда этот вид мебели разошёлся по частным домам и стал довольно популярным во времена Средневековья и итальянского Возрождения.
В более поздние времена САВОНАРОЛУ стали производить и предлагать как символ связи эпох в период историзма и неостилей середины и второй половины XIX в.
А сейчас в Интернете полно предложений типа "курульное кресло САВОНАРОЛА, под заказ". Разумеется, с современной фурнитурой, и не факт, что складное.
Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола (21 сентября 1452 - 23 мая 1498) - итальянский религиозный и политический деятель.
Родился в независимом Герцогстве Феррара на севере Италии, в уважаемой падуанской семье. По воле отца стал изучать медицину, однако ему были гораздо ближе гуманитарные науки и любовь к размышлениям. Поэтому парень ударился в религию.
Однако Джироламо сильно смущали вольные нравы светских господ на фоне религиозно-нравственного падение Италии, а после неудач на любовном поприще юноша окончательно переключился на изучение богословских книг и принял решение уйти в монастырь, что бы там ни говорили его родители.
В 1475 году он бежал из родного дома в Болонью и стал послушником ДОМИНИКАНСКОГО монастыря. Стал вести суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, читал только Библию, ополчался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению трудов Отцов Церкви.
До поры ему прощали наезды на церковь и сетования относительно падения морали даже среди религиозных служителей. Настоятель монастыря даже сделал его проповедником и отправил во Флоренцию, в монастырь Сан-Марко.
Правда, его проповеди не всегда имели успех, однако молодой человек работал над собой, и вскоре стал опытным и отважным изобличителем людских пороков, властно призывающим к покаянию и предрекающим Италии Божьи кары за её грехи.
Как это нередко бывает, общаясь с простыми гражданами, Савонарола нередко выдавал свои слова за тексты Писания, однако объяснял это тем, что Истина сошла на него с небес, так что - всё нормально, примите как данность.
А самое главное, когда сбылись некоторые предсказания (относительно смерти папы Иннокентия и нашествия французов), авторитет Савонаролы в массах значительно укрепился. В итоге его единогласно избрали настоятелем Сан-Марко. А потом стал, фактически, негласным правителем всей Флоренции.
Проповедуя отречение от земных благ в пользу благ небесных, Савонарола продал церковное имущество монастыря Сан-Марко, изгнал всякую роскошь и обязал всех монахов работать. Причём деньги, вырученные с продажи роскошного монастырского имущества, пожертвовал бедным.
Он был уверен, что если Флоренция станет республикой, будет лучше всем, особенно на фоне религиозного и нравственного очищения и под руководством самого Иисуса Христа, как синьора и короля. Себя же он скромно назвал избранником Всевышнего.
Правда, на деле оказалось, что одним только словом воспитывать не так убедительно, как словом и делом. Поэтому провинившимся жителям Флоренции Савонарола лепил штрафы, а к закоренелым преступникам применял телесные наказания или просто изгонял. Также была практика прокалывания языка святотатцам, а для содомитов приняли закон, по которому их полагалось просто сжечь. Хотя, как утверждают источники, за всё время сожгли только одного, а двое других отделались штрафами - возможно, потому что первый был бандитом, а второй и третий - уважаемыми людьми.
Однако в опалу он попал не за это, а за то, что уж больно активно наезжал на Святую церковь, обличая её пороки. В результате папа даже пытался запретить ему проповедовать и хотел выслать самого Савонаролу, но народ воспротивился и уговорил не делать резких движений, мол, пусть говорит, у него хорошо получается.
Поняв, что простой люд его в обиду не даст, Савонарола настолько осмелел, что организовал отряд своих сторонников, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи. А потом всё это торжественно сожгли.
Но 12 мая 1497 года папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, назвав его учение «подозрительным». Тот, разумеется, не стал проявлять кроткого смирения и заявил, дескать, пошли вы все, я от Бога, а вы нет! И демонстративно совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы».
Лишь через год Ватикан, наконец, созрел для реального наказания Савонаролы. Правда, когда 7 апреля 1498 года его хотели сжечь на площади Синьории, пошёл дождь и дрова отсырели, то есть шоу сорвалось.
Но папа был непреклонен, и 22 мая таки повесил Савонаролу до смерти, а потом сжёг его труп. Хотя планировалось наоборот.
Впрочем, когда в 1555 году пришёл другой папа, Павел IV, он оправдал задним числом Савонаролу и сказал, что мужик всё правильно говорил. А в 1875 году ему даже поставили памятник в Ферраре. И назвали человеком, благодаря которому начался Ренессанс.