Найти в Дзене

Дело Долиной-Лурье. Мое мнение о том, как привести в чувства продавцов квартир

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Добрый день, дамы и господа! С вами адвокат и налоговый консультант Сергей Ковальчук.

Мои две предыдущие статьи по делу Долиной-Лурье вызвали у вас живой интерес. Еще бы, ведь публикации на эту тему в Сети (телевизор я не смотрю) множатся как грибы после летнего ливня, а сама эта сделка уже получила у журналистов и блогеров название "сделка по "схеме Долиной".

Я согласен с тем, что Верховный Суд должен разъяснить все вопросы по таким делам в постановлении своего Пленума, и, наверное, правы депутаты, что нужно что-то менять в правовом регулировании.

Однако, у меня есть предложение о том, что можно сделать уже сейчас.

Из апелляционного определения по гражданскому делу "Долина vs Лурье" следует, что:

"В ходе расследования уголовного дела проведена комплексная амбулаторная первичная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, по результатам которой комиссией экспертов Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева подготовлено заключение.

Также в рамках уголовного дела проведена судебная политологическая (деструктологическая) экспертиза...".

Выводы данных экспертиз не приводятся.

Чтобы не гадать, приведу цитату из официального сообщения пресс-службы судов общей юрисдикции г. Москвы от 28.11.2025 года по похожему гражданскому делу. Именно похожему, а не аналогичному и тем более идентичному.

"В ходе судебного разбирательства установлено, что в апреле 2023 года С. Е. продал свою квартиру С.Д., а впоследствии обратился в суд с иском о признании сделки недействительной, ссылаясь на то, что в момент совершения сделки не был способен понимать значение своих действий и руководить ими.

Истец указал, что за месяц до продажи квартиры ему стали поступать звонки от неизвестных лиц, представлявшихся работниками ЦБ РФ, МВД РФ, сообщивших ему о совершенном в отношении него преступлении и оформлении на него кредитов под залог принадлежащей ему квартиры. Данные лица убедили истца продать квартиру, якобы с целью поимки мошенников, заверив С.Е. в том, что квартира будет возвращена ему вместе с компенсацией за причиненные неудобства.

Назначенной по делу судебной психолого-психиатрической экспертизой установлено, что истец в юридически значимый период не был способен понимать значение своих действий и руководить ими.

Вступившим в законную силу решением Хорошевского районного суда города Москвы от 31 октября 2024 года иск С.Е. удовлетворен...".

То есть судами удовлетворяются требования истцов (продавцов), которые в юридически значимый период не были способны понимать значение своих действий и руководить ими.

Следовательно, нужно, чтобы они понимали и руководили. Но как? Очень просто - привести продавца к нотариусу, который составит документ примерно следующего содержания:

"Я (Ф.И.О.), находясь в здравом уме и ясной памяти, заявляю следующее:

Мне разъяснено и понятно, что в настоящее время существует мошенническая схема по обману продавцов недвижимости. Согласно этой схеме, преступники звонят людям, как правило, пожилого возраста и по телефону убеждают, что в отношении них совершено или готовится преступление.

При этом преступники представляются сотрудниками ЦБ РФ, банков, Росреестра и др. организаций и госорганов, а также правоохранительных органов и спецслужб, и рассказывают абоненту, что он якобы фиктивно должен продать свою квартиру и перечислять вырученные за нее деньги на "безопасный счет", а впоследствии, после окончания "спецоперации" и поимки несуществующих в реальности мошенников, на которых указывается по телефону, квартира будет возвращена ее продавцу.

Настоящим подтверждаю, что мне никто не звонил, не просил участвовать в такой или подобной спецоперации и я понимаю и отдаю себе отчет в том, что сделка между мною и (Ф.И.О. покупателя) реальная, я продаю принадлежащую мне квартиру навсегда, и никаких "безопасных счетов" не существует. Я не намереваюсь после сделки перечислить неизвестным мне лицам, с которыми лишь разговаривал по телефону, но никогда их не видел полученные от покупателя квартиры деньги.

Нотариусом мне разъяснено, что я имею возможность проверить любые факты взятых на мое имя кредитов, а также состоит ли отчуждаемая мною квартира в настоящее время под арестом, иным запрещением, является ли она залогом в силу закона или договора.

Я полностью осознаю и отдаю себе отчет в том, что если после сделки по купле-продажи принадлежащей мне по праву собственности квартиры я перечислю деньги неизвестным мне лицам, и обращусь в суд с иском о признании сделки недействительной, данный документ будет являться доказательством в суде".

Это, а также справки из НД, ПНД, от психиатра, беседовавшего с продавцом непосредственно перед сделкой, и др. документы риэлторов, на мой взгляд, все-таки должны подвигнуть судебную практику к развороту в пользу покупателей.

Ведь эти документы будут видеть эксперты - психологи и психиатры, которые дают подписку о том, что они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.

Кроме того, заключение экспертов не может предрешать результат по делу, а оценивается судом в совокупности с иными доказательствами по делу, а нотариальный документ, примерный текст которого я привел выше, на мой взгляд, достаточно недвусмысленно говорит о том, что продавец при его подписании мягко говоря слукавил.

А раз он обманул, заведомо зная, что его могут "разводить" мошенники, то это уже его личная проблема или трагедия. Согласны?

Друзья, жду вас на своем Телеграм-канале «Юридическая практика», где я ежедневно выпускаю несколько постов по актуальным вопросам судебной практики и анализирую самые свежие новости права.

Заходите и подписывайтесь - https://t.me/upsvk

А тут гайд по проверке квартиры при покупке по 34 базам и образцы моих процессуальных документов, прошедших суды и другие госорганы - https://boosty.to/urpr/posts/08e9ef2a-9e68-4f1f-b924-46d5013d4be2

Ваш адвокат, налоговый консультант и бывший риэлтор АН "ИНКОМ-Недвижимость" Сергей Васильевич Ковальчук.

Кому понравилось, прошу поставить палец вверх.