Приглашаем вас в Пресненский район Москвы, где находится один из самых известных памятников конструктивизма – бывший рабочий городок Нижняя Пресня. Строили его в начале прошлого века. Вот как это было.
Сегодня это довольно престижное место в центре Москвы, а в прошлом – самый крупный в столице рабочий городок Нижняя Пресня или «Посёлок имени 1905 года». Строили его для рабочих Пресни, активно участвовавших в декабрьских событиях 1905 года. Напомним, осенью 1905 года в Москве началась забастовка, которая вскоре охватила и другие города. Мятежники добились от властей выполнения ряда политических и экономических требований. Однако большевики настаивали на вооружённом восстании. В декабре центр столицы перегородили баррикадами, на которых сотни рабочих с винтовками и револьверами противостояли правительственным войскам. Пресня являлась эпицентром восстания, которое было подавлено регулярной армией. В память об этих кровавых событиях Пресня с 1920 года стала называться Красной Пресней.
А у рабочего городка были и другие наименования – «Тестовский», «Студенец», а ещё «Новые дома». Даже остановка общественного транспорта «Новые дома» существовала в Шмитовском проезде до 1979 года. Потом её переименовали в «Улицу Анны Северьяновой».
Быт рабочего городка
Сейчас Пресненский район – центр города, а больше ста лет назад здесь была самая что ни на есть пролетарская окраина. До недавнего времени в южной части района стояла Трёхгорная мануфактура, старейшее текстильное предприятие России, основанное в 1799 году. Здесь же находились созданный в 1884 году машиностроительный завод «Красная Пресня» (бывший «Механический завод Грачева и К»), основанный в 1913 году Пресненский машиностроительный завод, хлебозавод имени Зотова, метизно-фурнитурный завод и другие предприятия.
До революции заводские рабочие жили в деревянных бараках и казармах-общежитиях. Нынешняя жилая застройка появилась уже после революции, в 1927-1930 годах на месте бывшей свалки.
Из воспоминаний главного архитектора посёлка Александра Куровского:
«В 1920-е годы напротив Трёхгорного сквера в Шмитовском проезде был возведен образцовый рабочий посёлок, состоящий из пяти десятков жилых и общественных зданий, окружённых садами и скверами. Дома плотно занимали участки, но возвели их с учётом солнечного освещения и «розы ветров». К тому же со стороны Москвы-реки на кварталы дул свежий ветер, а с нагорья – тёплый. В районе Шмитовского проезда потоки сталкивались и создавался особый микроклимат всего района. Многие дома был предусмотрены для людей разных возрастов: с общим коммунальным бытом для молодёжи дома-коммуны; для людей 30-летних – дома с отдельными комнатами, но общими кухнями и ванной; и для людей старше сорока – отдельные квартиры. Внешне здания выполнены в рациональной манере конструктивизма. Часть зданий были оригинально раскрашены в несколько цветов».
Как видите, дома в посёлке возводили по индивидуальным проектам, поэтому жильё отличалось планировкой. В основном строили трёх- и четырёхкомнатные коммунальные квартиры – с высокими потолками и большой в 9–12 квадратов общей кухней. Коммуналки были плотно населены: нередко комнату площадью восемь квадратных метров занимала семья из шести человек.
При этом планировка бывала довольно изысканной, например, архитекторы могли придать комнате сложную геометрическую форму, а туалет спроектировать в виде треугольника. Санузел часто делали с узким окном, выходящим на улицу. В подъездах имелись вторые выходы и чёрные ходы.
Жилые дома в рабочем посёлке изначально возводили без лифтов. Пристраивать к подъездам лифты с наружными шахтами стали уже в начале 60-х годов. Тогда же в квартирах, которые не были оборудованы санузлами, провели реконструкцию и установили необходимую для комфортного быта сантехнику. Жители теперь имели возможность мыться дома. Раньше обитателям городка приходилось посещать Рочдельские бани. Располагались они как раз напротив Трёхгорки.
Что касается окраски зданий, то цветных снимков той поры, увы, не сохранилось. Но если судить по чёрно-белым ретро фотографиям, изначально оформление фасадов было контрастным и насыщенным. В одном из выпусков газеты «Вечерняя Москва» от 1931 года сообщалось:
«В посёлке Студенец, что стоит на Шмитовском проезде Красной Пресни, рабочие Трёхгорки, организовали новый почин. По случаю 25-й годовщины восстания 1905 года жилые дома-коммуны на уровне предпоследнего этажа рабочими были окрашены в черно-красный цвет, как цвет повязок дружинников».
Известно также, что кроме раскрашенных в несколько цветов построек, в городке были и полихромные дома. Их оригинальный колер теперь уже вряд ли восстановишь.
Надо сказать, рабочий посёлок подвергался критике за слабо развитую инфраструктуру придомового пространства. Архитекторы стремились по максимуму застроить земельные участки жилыми домами зачастую в ущерб благоустройству дворов. Видный архитектор Василий Симбирцев в 1929 году так высказался на тему организации дворового пространства:
«Ориентация в новых кварталах с бесконечным количеством дворов, архитектурно никак не обработанных, в массе своей случайных, трудна для всякого посещающего новые посёлки».
Заметим, что и недостаточное финансирование не позволяло вкладывать средства в благоустройство дворовых участков, хотя сами специалисты признавали, как это важно.
И всё же не все дворы в городке были одинаково унылы. Встречались довольно уютные и просторные. Летом они утопали в зелени деревьев. А во дворе домов 12 и 14 по Шмитовскому проезду даже стоял классический, с простёртой вдаль рукой, памятник Владимиру Ильичу Ленину. А на улице Костикова на постаменте возвышался бюст вождя революции. Ни одна из композиций до нашего времени не дошла, как и ограда с каменными столбами, что окружала когда-то кварталы посёлка. Последняя, впрочем, не исчезла бесследно. Фрагменты той исторической ограды сохранились в Шмитовском проезде.
Понравилась история? Ставьте 👍
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: