Пушкин совсем недавно женился на младшей из трёх сестёр Гончаровых. На самой красивой - Наталье Николаевне.
И тут вдруг "Сказка о царе Салтане", которую он начал ещё лет 8 назад, к которой не раз возвращался, да всё время откладывал, была дописана им и завершена менее, чем за полгода...
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком..."
Все три сестры страдали косоглазием. Но у Натальи Николаевны этот дефект был почти не заметен, он даже придавал её очаровательным глазам особый шарм. Александр Сергеевич называл жену "моя косоглазая мадонна" или "моя косенькая жёнка". /запомним эту особенность сестёр Гончаровых, чуть ниже ещё вспомним о ней/
Обе старшие сестры были незамужними, и Наталья Николаевна взяла их жить к себе в надежде начать выводить в свет и выдать замуж. А.С.Пушкин очень тяготился тем, что сёстры жены живут с его семьёй в одном доме.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
А тёща поэту досталась не сахар: вздорная, взбалмошная, семейный тиран и самодур. Попробуй с такой наладь отношение.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Возможно, женское общество, с которым пришлось вплотную столкнуться Александру Сергеевичу после женитьбы, быстро помогло соединить воедино отдельные фрагменты из нескольких сказок, рассказанных когда-то Ариной Родионовной.
Без "ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи" даже сложно представить - какой бы вид имела сказка.
А теперь - хитрые вопросы по сказкам А.С.Пушкина.
На какие из них Вы сможете ответить без подсказки?
(ответы читайте ниже)
1. Были ли родственниками Князь Гвидон и сватья баба Бабариха?
2. Балда - это имя или прозвище?
3. Как были обойдены требования цензуры при выходе в свет сказки А.С.Пушкина "О попе и работнике его Балде"?
4. Каким образом королевич Елисей вернул к жизни мёртвую царевну?
5. Кем ещё, кроме крестьянки, дворянки, царицы и морской владычицы хотела стать старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке"?
6. Какие строки из сказки Пушкина, сегодня ставшие крылатыми и известные любому третьекласснику, были выброшены цензурой?
1. Были ли родственниками Князь Гвидон и сватья баба Бабариха?
Вспомним превращения князя Гвидона в насекомых, и три его полёта в царство Салтана - своего отца.
Как известно, когда он совершал в виде комара свой полёт в первый раз, он укусил повариху в правый глаз, да так сильно, что та окривела.
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Путешествие в государство отца во второй раз закончилось тем, что Гвидон (в обличье мухи) впился в левый глаз ткачихе - и она тоже окривела на один глаз. /есть мнение, что Пушкин "сделал" сказочных сестёр "кривыми на один глаз", обыгрывая "косоглазие" сестёр своей жены/.
Но сватью бабу Бабариху Гвидон, когда он был шмелём, пожалел, и ужалил её не в глаз, а в нос.
При этом, А.С.Пушкин прямо указал, что Бабариха является Гвидону бабушкой.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
Как известно, бабушкой является мать либо отца, либо матери.
Пушкин не уточняет этот момент - "кого именно", но тем интереснее порассуждать на эту тему.
1) Если Бабариха - мать матери Гвидона, то она - мать всех трёх сестёр.
Правда, возникает вопрос: как мать могла придумать такую кару для своей младшей дочери и своего внука, засмолив их в бочке и бросив в море? Это уже не мать, а изверг какой-то?
Но Бабариха могла, конечно, быть и мачехой младшей дочери: например, расстановка сил была как в сказке "Золушка".
Но тогда Гвидон вряд ли мог бы назвать такую бабушку "своей"?
2) Бабариха могла быть матерью и самого царя Салтана.
Тогда вроде как всё сходится: она - свекровь молодой царицы, а отношения свекрови и невестки часто бывает сложно назвать тёплыми.
Но только тогда получается, что сватья баба Бабариха - это старая царица (мать царя), которая "сватьей" быть могла (родители мужа и жены между собой называются сватами), но вот "бабой" её никак называть было нельзя.
"Бабами" называли замужних женщин простого происхождения, и уж никак не царского.
3) Ещё Бабариха могла оказаться и няней, и кормилицей царя. Их тоже называли бабушками.
Но "своей" такую бабушку Гвидон тоже не мог бы назвать.
Таким образом, выбор родства между бабой Бабарихой и князем Гвидоном остаётся за читателем.
2. Балда - это имя или прозвище?
"Балда" в разное время было и именем, и прозвищем.
1) Как прозвище, оно известно и сегодня, и часто употребляется для унижения или подшучивания над недалёким, бестолковым, глупым человеком.
Именно такое значение слово "балда" имело с глубокой древности.
Кроме этого, слово "балда" означало также большую дубину.
Поэтому деревенского дурня (долговязого и неуклюжего) часто прозывали "балдой"(синонимом было слово "дубина стоеросовая").
В. Даль отметил, что в Нижегородской губернии, где расположено село Болдино, "балдой" называли "толстое корневище, палицу, лесную кривулину".
2) Также массивное утолщение на трости, жезле могли назвать "балдой" или "набалдашником".
Сам по себе корень "бал-" или "бол-" означал нечто круглое (в англ., нем. яз. - "мяч").
У русских же людей "балда" - это голова.))) "Сейчас как дам по балде!"
А сколько же у корня "бал (бол)" однокоренных слов: "балбес", "болван", "балдеть", "обалдеть", "оболтус". Значения каждого из них нам понятны.
2) Но у русских людей до 18 века вполне самостоятельно существовало имя Балда или Болда до запрещения его Петром I, как неблагозвучного и нецерковного.
Однако, в сказке А.С.Пушкина "О попе и работнике его Балде", легко заметить, что Балда - не прозвище, а имя. Сказочного работника никак нельзя назвать "дураком", он показал себя как очень умный и хитрый человек.
Он смог обхитрить не только попа, но и чертей.
После выхода в свет сказки Пушкина, это имя в 19-20 веке получило новую жизнь.
Честно говоря, я решила поискать в Инете, хотя бы одно упоминание имени Балда. Не нашла.))) Никому не хочется носить это имя.
Потому что прослыть дураком никому не хочется.
3) Зато я нашла в Интернете много фамилий, производных от имени Балда: Балдин, Болдин, Балденков, Балдашев, Балдов и т.д. Фамилий очень много, и это говорит о том, что имя Балда было довольно распространено на Руси.
4) А разве мало названий населённых пунктов, производных от имени Балда.
То же Болдино - село, более трёх веков принадлежащее роду Пушкиных, в котором А.С.Пушкин провёл свою Болдинскую осень, где он написал сказку о попе и его работнике, названо не иначе как в честь далёкого предка современных болдинцев, носившего имя Балда или Болда.
Получается, что поэту не пришлось даже долго раздумывать над именем своего сказочного героя.
3. Как были обойдены требования цензуры при выходе в свет сказки А.С.Пушкина "О попе и работнике его Балде"?
Сказка А.С.Пушкина "О попе и работнике его Балде" увидела свет лишь через несколько лет после смерти поэта.
В 1840 году она была напечатана Василием Жуковским. Но найти слово "поп" в этом издании невозможно. Оно предупредительно было заменено именем "Кузьма Остолоп".
Жил был купец Кузьма Остолоп
По прозванью осиновый лоб.
Пошёл Кузьма по базару
Посмотреть кой-какого товару.
На встречу ему Балда
Идёт сам не зная куда.
Также, В.Жуковскому пришлось искать замену и некоторым другим словам:
«попадья» стала «хозяйкой»;
«поповна» - «дочкой»;
«попёнок» - «сыночком».
И только в 1882 году в собрании сочинений А.С.Пушкина (под ред. П.А.Ефремова) эту сказку напечатали в соответствии с первоначальным авторским вариантом.
Но до начала 20 века в сказках, напечатанных в прочих изданиях, фигурировал купец Кузьма.
Следует отметить, что в наше время некоторыми деятелями РПЦ предпринимаются попытки печатать сказку о купце Кузьме Остолопе.
#Пушкин #сказки #вопросы #Салтан #Гвидон #Бабариха #НатальяГончарова #Балда #поп #загадки
/продолжение следует/