Найти в Дзене
Театр, кино

«Воскресение». Спектакль Александринского театра. Об истинной вере как о кровоточащей ране.

Произведение Льва Толстого, написанное зрелым мастером. Рассуждение о грехе, об искуплении, о вере. Основано на личных переживаниях. Опыт мучительного самоанализа и рефлексии. Попытка отсечь от себя греховную природу. Борьба Эго и Супер-Эго (животных инстинктов и морали). Самоистязание ради исцеления. Что сродни сделать самому себе хирургическую операцию. Опыт уникальный. Режиссер Никита Кобелев перенес историю в наше время. Решение рискованное. Очень. Именно конец 19 века был как раз уникален массовыми поступками юношей идеалистов жениться на падших женщинах ради их спасения. Можно ли припомнить сегодня что-то похожее? В век эгоцентризма и безбожия. Не уверена. Получится ли пересадить это «растение» в новую почву? Задача со звездочкой. Жизнь круто поменялась за сто с лишним лет. Поменялась во всех отношениях. Забавная деталь: у Толстого в романе Катюша на пересылке боится одного: «Как бы не похудеть!» Боится потерять товарный вид. Ведь худые женщины были не в чести. Ценились пухлень

Произведение Льва Толстого, написанное зрелым мастером. Рассуждение о грехе, об искуплении, о вере. Основано на личных переживаниях. Опыт мучительного самоанализа и рефлексии. Попытка отсечь от себя греховную природу. Борьба Эго и Супер-Эго (животных инстинктов и морали). Самоистязание ради исцеления.

Что сродни сделать самому себе хирургическую операцию.

Опыт уникальный.

Режиссер Никита Кобелев перенес историю в наше время. Решение рискованное. Очень.

Именно конец 19 века был как раз уникален массовыми поступками юношей идеалистов жениться на падших женщинах ради их спасения. Можно ли припомнить сегодня что-то похожее? В век эгоцентризма и безбожия. Не уверена.

Получится ли пересадить это «растение» в новую почву? Задача со звездочкой.

Жизнь круто поменялась за сто с лишним лет. Поменялась во всех отношениях. Забавная деталь: у Толстого в романе Катюша на пересылке боится одного: «Как бы не похудеть!» Боится потерять товарный вид. Ведь худые женщины были не в чести. Ценились пухленькие, гладкие, с покатыми округлыми плечами.

Тема веры центральная в спектакле. Но отношение к вере сегодня у большинства скорее утилитарное, облегченное.

Однако, истинная вера – кровоточащая рана. Об этом роман Толстого.

Что общего между проблематикой романа и сегодняшним днем? Пожалуй, потребительское отношение к женщине еще не искоренено у избалованных мужчин, которым кажется, что все дозволено.

Главный герой романа – Дмитрий Нехлюдов. Арка героя впечатляет. В начале романа – барчук, у которого ярко проявляются животные инстинкты. Потом – страдающий интеллигент, мученик веры, который приносит свою жизнь в жертву ради искупления вины. Совратил невинную девушку, сломал ей жизнь, толкнул на путь проституции. Кривая дорожка завела ее в тюрьму.

В спектакле главную роль играет Тихон Жизневский (Майор Гром, Трубадур). Играет уверенно, искренне. Даже плачет настоящими, не искусственными слезами. Это видно в кадре без склейки, без монтажа.

-2

Пожалуй, главное достоинство этого спектакля в трактовке роли Катюши Масловой. Актриса Мария Лопатина. Тонкая актерская работа.

Режиссер не пытается выжать слезу из этой в общем-то слезливой истории. Рисунок роли жесткий, лаконичный. Важная деталь: из текста выкинули самый трогательный кусок. Описание того момента, когда Катюша, беременная, бежит за уходящим поездом, где сидит Он. Бежит отчаянно, горестно, но тут вдруг ребенок толкнулся внутри ее тела, и она неожиданно успокоилась. Этот переход от полного горя к умиротворению – самый сильный в романе.

Отказ от него – парадоксальное решение режиссера. И точное попадание в современный типаж сильной женщины. Надломленной, но не сломленной.

Бежит быстро. Мелькают ее острые локотки... Энергичная, собранная, натянутая, как струна...

-3

В спектакле сильно прозвучала тема мести. Катюша отказывается от жертвы Нехлюдова, Мол, мною пренебрег и теперь хочешь спасти душу – не выйдет. Сильный поступок.

Героиня несет свой крест много лет – любовь к Нехлюдову, страдает как-то очень скрытно, глубинно, не на показ. (Хотя выжать слезы из зрителей, казалось бы, логично.)

И за это тоже – огромное уважение режиссеру.

Кульминация спектакля – объяснение главных героев. На поверхности ситуации – разрыв отношений, отказ Катюши. Но подспудно звучит тема гармонии, взаимопонимания.

Тема любви парадоксальным образом звучит очень трогательно.

-4

Очень удачно вплетен образ матери Нехлюдова. Его разговоры с мертвой матерью.( Понятно, что она отговаривает его от поступков.) Тут в структуре спектакля скорее важна просто тема материнской любви. Вообще природа женской любви, которая в основе всегда почти материнская. У истоков любви Катюши – это почти материнское отношение к непутевому барину, который обстрекал крапивой руки. А она пожалела... (Начало спектакля.)

При всех достоинствах спектакля удручает перегруженность истории, куда насильно впихнули еще двух (!) главных героев. Тут и Позднышев из «Крейцеровой сонаты». Большой дуэт. (Муж из ревности убил жену и страдает.) Хотя вроде бы есть общая тема: потребительское отношение к женщине как к своей собственной вещи.

Тут и «Отец Сергий» с темой искушения плоти, с греховностью и расплатой.

С темой покаяния явный перебор. Это распыляет внимание, уводит от главной истории. Она самодостаточная и хорошо сделана. И зритель не дурак, чтобы ему все разжевывать и повторять.

Что же в этом произведении от искусства кино? Удачные ракурсы оператора. Некоторые кадры сняты словно сверху и сбоку. Так снимают видеокамеры. Это дает намек на реалистичность, на документальность кадров. Очень неожиданное и сильное решение.

Центральный образ в сценографии – интерьер поезда. Такое роуд-муви. Популярный жанр в кино, кстати. Тема путешествия, движения, движухи. Путь веры – и есть движение от сумерек к свету.

-5