Чашка форма Александрия, декор 0055 (Луковичный), производство мануфактуры Рудольф Кампф под маркой Леандер. Листать вправо.
Приятно осознавать, что грамотный стал покупатель фарфора! И это только радует! Раньше ведь как было, купили фарфор и ушли домой пользоваться. А теперь вот интересуются, разглядывают, задают вопросы. И самое интересное, грамотные вопросы. Следовательно, не зря этот канал существует, ведь читатели многое именно здесь узнают о фарфоре.
В статье "Чего действительно не следует бояться при покупке фарфора! И не только Чешского!" мы разобрали одну технологическую особенность полых изделий из фарфора - дырку в изделии.
Всем, кто попал на мой канал случайно, хочу пояснить, всё что написано в статьях, не является копированием с других источников. Весь материал основан на моём профессиональном опыте Генерального директора и Управляющего фарфоровой мануфактурой в Чешской Республике.
Эта статья, своим способом, продолжение той же темы. Рассказывает об особенности декорирования изделий и так же отвечает на вопрос, который встревожил покупателя при покупке.
Покупатель в интернете на маркетплейс купил фарфоровое изделие (на фото).
Это чашка с блюдцем хорошо известной в России мануфактуры Леандер. Рассмотрев изделие, покупатель обнаружил, что нижняя марка на изделии не привычного для него зеленого цвета, а синего. И у покупателя возник логичный вопрос: «Почему так?! Не подделка ли это?!!» Обратился за разъяснением к продавцу. Продавец, зная, что у него на складе только оригинальный товар, прибывший в свое время по прямой поставке из Чехии, всё же решил спросить производителя - почему это так?! И теперь мы вместе подробно это разберем.
Сначала немного истории, как это происходит в фарфоровом производстве.
На протяжении всего времени нижние марки на фарфоровых предприятиях изменялись. Менялся их дизайн и цвет. По этим маркам, зная их, можно определить приблизительно дату изготовления изделия. Происходило это по разным причинам. Чаще при смене владельца предприятия. Меняли технологию, ради экономии и многие другие причины. Как пример, форма Бернадотте завода Конкордия Лесов. Изначально нижняя марка была зелёная подглазурная. Потом зелёная надглазурная и после смены владельца, уже черная, надглазурная.
Однако один цвет, долгие годы не менялся на многих предприятиях - это синий. Изменялся дизайн марки, но цвет все время был один и тот же. И это как правило у изделий, имеющих на себе декор Луковичный или кобальтовый декор.
Почему так? Из-за технологии нанесения этого декора. Этот декор наносят или под глазурь или вплавляют в глазурь. Мало кто знает этот вид декорации. Хорошо известны и на «слуху» подглазурная и надглазурная декорация. А вот вплавленная (vtavená - чешск.) малоизвестна. Когда декор находится не на теле изделия и не на поверхности глазури, а находится в середине глазури. Как бы «висит» в ней, не касаясь тела фарфора и не выступая на поверхность глазури. Многие путают её с подглазурной. Очень похожа, но способ нанесения иной. Кобальт - высокотемпературная краска. После обжига, совершенно безвредная и практически вечная. Обжиг этой краски происходит при температуре 1380 -1400 градусов. Поэтому с экономической точки зрения, и так было столетия, на тело изделия, прошедшее первый обжиг (утиль), наносится декор. Как пример, так делают чешский Дуби, российский Гжель. Разумеется и нижнюю марку ставят именно в этот же момент. Покрывают изделие глазурью. После второго обжига изделие полностью готово и поступает на склад готовой продукции.
На мануфактуре Рудольф Кампф (Леандер) технология нанесения кобальтового декора несколько другая. Изделие, прошедшее второй обжиг и покрытое глазурью (черепок), находящееся на складе (Белый склад), поступает в цех на декорацию. Декорация кобальтом и марка наносят с деколи. И после этого изделие идет в газовую печь на обжиг при температуре 1380 градусов. Глазурь при этом размягчается и краска (декор) с поверхности вплавляется (впитывается) в саму глазурь. Понятно, что и марка ведет себя точно также. Точно так же поступают при частичном покрытии изделия кобальтовой краской. Даже если потом изделие дополняют другими низкотемпературными красками или золотом. Для них уже используют электрическую декорационную печь. Синяя марка кобальтом это дополнительный знак, гарантирующий покупателю, что краска настоящий кобальт. Ведь после того, как в ЕС запретили использовать кобальт, теперь применяют краску «под кобальт» . Очень похожа, но не кобальт.
Теперь понятно, почему в случае декорации кобальтом, как правило, используют именно кобальтовую марку (синего цвета). Т.е. независимо от того, марку какого цвета стандартно использует предприятие.
Но дизайн марки остается в обоих случаях тот же! Кобальтовая краска всегда ценилась за то, что она и через 100 лет выглядит на изделии так же ярко, как- будто оно только что изготовлено. Краска не подвержена внешнему воздействию если не повреждена глазурь.
Интересно, а вы читатель, знали об этом или догадывались?
Вам на заметку. Тот кто подделывает фарфор не использует кобальтовую краску. Дорого, проблемно, не выгодно. Так что кобальт, ещё один показатель, как правило, оригинального изделия. Если вы покупаете фарфор определенного производителя, постарайтесь узнать историю марки предприятия. Не обязательно всю, хотя бы лет 40 -50 назад. Это убережёт вас от стресса при его покупке у неизвестного продавца. :) При этом всё же напомню, покупать фарфор в нынешних условиях, всё же лучше у проверенного и сертифицированного изготовителем продавца.