Этот танк на постаменте знаком многим, кто проезжал через поселок Парфино Новгородской области.
На первый взгляд — это обычный танк. Подобных памятников по стране десятки. И мало кто знает, что перед нами уникальная машина: единственный дошедший до наших дней «утяжелённый» вариант КВ-1С, найденный парфинскими поисковиками в начале 1988 года в двух километрах северо-восточнее деревни Горбы.
Как же этот танк оказался в новгородских болотах? Почему он считается уникальным? Как его поднимали и что известно о его истории?
В конце 1987 года по инициативе райкома комсомола в Парфино был создан патриотический клуб «Поиск», впоследствии переименованный в поисковый отряд «Долг».
Одной из задач созданного клуба стало сооружение в Парфино памятника советским воинам-освободителям. Поисковикам было известно, что в болоте, недалеко от деревни Горбы, находится затонувший советский танк, как тогда предполагалось — Т-34. Так появилась идея — поднять эту машину и установить её как памятник.
Операция по подъёму танка для только что созданного отряда началась в январе 1988 года и стала своего рода боевым крещением.
Первым делом необходимо было установить точное местонахождение боевой машины. Это удалось сделать уже во время первого выхода благодаря помощи местного охотника, воевавшего в этих местах. Сначала на месте, куда он вывел отряд, обнаружили железный крюк, а вскоре под слоем торфа был обнаружен танк, лежащий днищем вверх.
Скептики считали, что поисковики взялись за безнадёжное дело. До этого места и пешком-то добраться было сложно, не говоря уже о том, чтобы вытащить из болотной топи многотонную боевую машину.
Как вспоминал Михаил Картусов, первый секретарь Парфинского райкома комсомола, участник той экспедиции: «Нам помогал весь район».
Практически все предприятия и организации района оказывали помощь энтузиастам.
Полтора зимних месяца, каждые выходные отправлялись поисковики к танку. Ни мороз, ни отсутствие дорог — ничто не могло остановить их.
Подъём боевой машины был сопряжен с большими трудностями. Несмотря на январь, болото не промёрзло настолько, чтобы выдержать вес техники, и подогнать её к танку было невозможно. Работы по подъёму танка пришлось начинать с прокладки лежневки.
Когда экскаватор, выделенный совхозом, обкопал танк и показалась его ходовая, стало понятно, что это не Т-34, а тяжёлый КВ, вес которого превышал вес «тридцатьчетвёрки» раза в полтора, что значительно усложняло работы по подъему машины.
Яму тут же начала заливать болотная вода, поэтому пришлось срочно подвозить насос для ее откачки. За корпус танка зацепили тросы и два трелевочника с помощью полиспастов начали осторожно вытягивать машину из трясины.
Первая попытка закончилась неудачей, не выдержали тросы. Пришлось добавить еще полиспаст, после чего, пройдя полторы сотни метров под слоем болотного торфа, корпус КВ появился на поверхности. Башню подняли позднее.
Боевую машину вызволили из болотного плена 18 февраля 1988 года.
Тогда вряд ли кто-то мог предположить, что из болота подняли уникальный, единственный сохранившийся до наших дней экземпляр так называемого «утяжелённого» танка КВ-1С.
Для начала, давайте вспомним историю создания танка КВ-1С.
Проблемы танка КВ-1 стали очевидны к началу 1942 года: из-за усиления брони масса приблизилась к 50 тоннам, снизились подвижность и надёжность. Попытка установить более мощный двигатель не помогла, поэтому решили облегчить конструкцию.
Постановление ГКО №1472сс от 20 марта 1942 года дало старт разработке облегчённого варианта — КВ-1С. По постановлению №1878сс от 5 июня Челябинский Кировский Завод должен был с августа выпускать танки массой не более 42,5 т.
У КВ-1С уменьшили толщину брони до 60 мм, изменили форму кормы, установили новую башню с командирской башенкой и улучшенные приборы наблюдения. Масса снизилась до 42,3 тонны, скорость выросла до 43 км/ч, повысились манёвренность и надёжность.
18 августа 1942 года ГАБТУ рекомендовала принять КВ-1С в серию, а 20 августа постановлением ГКО №2192 начался его серийный выпуск. Несмотря на трудности, Челябинский Кировский завод в сентябре перевыполнил план, выпустив 176 КВ-1С вместо запланированных 155.
Установить, когда и кто первым обнаружил несоответствие парфинского танка серийным КВ-1С, уже невозможно. Нередко в публикациях этот танк называют «кентавром»: на корпус КВ-1 была установлена башня КВ-1С. Это легко определялось визуально: в отличие от облегчённого КВ-1С, на корпусе от КВ-1 сохранилась экранировка лобового листа и погона башни, а корма в районе трансмиссии не имела характерной покатости.
Это вызвало споры у знатоков бронетехники. Появилась версия, что подобное сочетание танк приобрел в результате реставрации: корпус был взят от поднятого КВ-1, а башня — от КВ-1С.
Подобные случаи действительно имеют место быть. К примеру, КВ на Поклонной горе.
Однако участники поискового отряда, фотографии с места подъёма и видеоматериалы полностью опровергают эту гипотезу. Корпус, и башню подняли с одного места. А удар немецкого бронебойного снаряда, повредивший экран погона и оставивший вмятину на самом погоне, ясно показывает, что башня изначально принадлежала именно этому танку.
Точку в этом вопросе поставил Юрий Пашолок, выложив на своей странице в ЖЖ 17 июня 2013 года постановление ГКО №2420 от 15 октября 1942 года разрешавшее Челябинскому Кировскому Заводу в счет плана октября выпустить 100 танков КВ с утолщенной броней бортов.
А произошло следующее: В сентябре 1942 года на Челябинском Кировском заводе возникла острая нехватка корпусов для КВ-1С. Связано это было с тем, что сталинградский завод №264 прекратил выпуск корпусов Т-34, и их производство было возложено на Уралмашзавод, который до этого изготавливал корпуса и башни для КВ. В результате единственным поставщиком корпусов КВ остался завод №200, который, в связи с резко увеличивающейся нагрузкой, физически не мог справиться с возросшими объёмами. Чтобы не сорвать план, постановлением ГКО Челябинскому Кировскому Заводу было разрешено использовать оставшийся задел корпусов КВ-1 для сборки КВ-1С.
Согласно документу «Справка о принятых и отправленных танках КВ-1С с корпусами танка КВ-1 (утяжелёнными) на 21 ноября 1942 года», общий выпуск КВ-1С с корпусами от КВ-1 составил 70 единиц.
Из этой партии, согласно документам, 58 танков были направлены во вновь формирующиеся 9-й, 10-й и 12-й гвардейские тяжёлые танковые полки. Парфинский КВ-1С входил в состав 12-го полка.
В декабре 1942 12-й гвардейский тяжелый танковый полк был отправлен на Северо-Западный фронт и вошел в подчинение 11-й армии.
На тот момент перед СЗФ стояла задача: отсечь демянскую группировку от старорусской, с последующей ее ликвидацией.
23 декабря 1942 года 11А, усиленная танковыми частями, начала очередное наступление. Танкистам приходилось действовать в крайне сложных условиях. Лесисто-болотистая местность с мшистым покровом и снегом толщиной 30–40 см не промёрзла. Это являлось серьёзным препятствием и резко ограничивало манёвр танков. Для переброски техники приходилось мостить гати.
Вот лишь один из примеров, отмеченных в ЖБД 60-й отдельной танковой бригады, действовавшей в том же районе: «При движении танка Т-34 227-го танкового батальона через гать, танк одной гусеницей попал вне гати. Танк сел. Другой танк Т-34 279-го танкового батальона прошел до следующего болота. Через болото не было проложено гати. Танки двигаться не смогли.» И подобное случалось часто.
Согласно официальной версии, в одной из атак парфинский танк был подбит и остался на нейтральной полосе. Экипажу удалось спастись. Захватить машину пытались обе стороны — и советская, и немецкая. Район подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу с обеих сторон. В результате танк получил серьёзные повреждения, а позже провалился в болото. Предпринимались попытки его подъема, но безуспешно.
К сожалению, в данный момент нет ни одного документа того периода, принадлежащего 12 гв.ттп, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, а серийный номер на танке не сохранился, что не позволяет проследить его судьбу.
Во время работы с материалами по данному танку, изучая документы частей, принимавших участие в боевых действиях в этом районе, у меня появились, как я считаю, обоснованные сомнения относительной официальной версии и появилась своя.
Танк был поднят в районе отметки 69.0 на стыке оз. Горбовское и болота Занарское, в двух километрах северо-восточнее деревни Горбы. Этот район на момент наступления 11А уже более полугода контролировали советские войска, поэтому я даже не представляю, как танк мог быть подбит в этом месте. Конечно, исключать это полностью нельзя, как пример, атака самолета во время выхода на позиции, но ни как ни во время атаки.
Боевые повреждения танка говорят о его участии в боях. Однако, отсутствие направляющего колеса(ленивца) сложно объяснить боевыми повреждениями. Кривошип и ось направляющего колеса целы, что означает, что ленивец был снят уже после того, как танк был подбит, возможно, для восстановления другой боевой машины, а натянутая на этой стороне только на катки гусеница говорит о том, что после снятия ленивца танк пытались эвакуировать.
После изучения множество фотографий подбитых танков КВ, можно с уверенностью сказать, что отсутствующие надмоторная и трансмиссионная плиты, верхний кормовой бронелист были утеряны не в бою, а демонтированы позднее.
Я склоняюсь к версии, что в одном из боев КВ-1С был поврежден. Произошло это в районе Обжино-Ольховец. Машины была потеряна в ходе эвакуации для ее последующего ремонта. В момент буксировки танк сполз с гати, а вытащить его уже не смогли.
Когда он лишился кормового бронелиста, надгусеничных полок, крыши моторно-трансмиссионного отделений, остается только гадать, точно также, когда и то, когда танк перевернулся и затонул. Версий может быть множество, и вы можете их озвучить в своих комментариях.
После подъема танк был доставлен в Парфино для последующей реставрации. Активное участие в восстановлении боевой машины приняли поисковики «Долга».
Да, с современной точки зрения реставрационные работы были проведены далеко не идеально, но, согласитесь, тогда делали, как могли. Это сейчас не составляет больших трудностей найти в интернете чертежи танка, техническую документацию.
При соответствующем финансировании приобрести недостающие оригинальные элементы корпуса. Но это — сейчас. В 1988 году всё было иначе. Недостающий ленивец установили от трелевочного трактора, отсутствующие детали моторно-трансмиссионного отделения заменили рифлеными металлическими листами.
Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1988 года.
Газета "Приильменская правда" в те дни писала: «Этот танк был найден, вытащен из болота в районе совхоза "Кузьминское" и отремонтирован руками молодежи - членами поискового клуба "Долг" при райкоме комсомола. Известно, что во время одного из боев подбитый танк застрял в болоте. Но и тогда его экипаж продолжал сражаться, сдерживая натиск врага, и лишь через сутки был эвакуирован. И вот сейчас эта боевая машина на постаменте. Это символ мужества всех наших воинов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. Сегодня мы склоняем головы перед светлой памятью навернувшихся с войны.»
На этом можно было бы и заканчивать историю парфинского танка, но, при работе с материалами на эту тему, мне попалась статья новгородского журналиста Василия Дубовского – «Танк на постаменте» от 2018 года. В статье об этом танке мое внимание привлек любопытный эпизод.
В 1988 году с руководителем поискового отряда «Долг» Владимиром Емельяновым связался ветеран-танкист. Он узнал, что поисковики подняли танк и предположил, что это именно та машина, на которой он воевал. Во время атаки через болото их танк был подбит, а после обстрела затонул. Звали танкиста Василий Васильевич Шукшин. В статье упоминалось, что он родом с Урала и уже раньше приезжал в эти места, разыскивая свою боевую машину, утонувшую в болоте в начале 1943 года.
К сожалению, в статье не упоминались подробности — ни номер части, ни фамилии остальных членов экипажа. На сайте «Память народа» мне удалось найти сведения о Василии Васильевиче Шукшине, проживавшем в Каслинском районе Челябинской области. Я полагаю, что это тот самый танкист, который приезжал в Парфино в 1983 году.
В действующую армию Василий Васильевич был призван в декабре 1941 года, но по документам «Памяти народа» его служба прослеживается только с начала февраля 1943 года. На тот момент он находился в составе 29-й эвакуационной роте Северо-Западного фронта и занимался эвакуацией подбитой и застрявшей техники.
В его наградном листе сказано, что в период с 1 февраля по 15 апреля 1943 года взвод, в котором служил Шукшин, вытащил из болот, оврагов, воронок и рек 17 танков. К тому времени 12-й гвардейский тяжелый танковый полк уже отбыл в Резерв Главного Командования.
При этом, я считаю вполне нормальным, что танкист, лишившийся танка, со временем мог оказаться в эвакуационной роте. Подобные примеры смены подразделений мне попадались и раннее.
К сожалению, связаться с Владимиром Емельяновым, который общался с Шукшиным, мне не удалось. А вот нынешний руководитель поискового отряда «Долг» Валерий Брюсов подтвердил, что Василий Васильевич Шукшин действительно приезжал в Парфино. Он был механиком-водителем танка, хотя, судя по званию (красноармеец), вероятнее всего занимал должность младшего механика-водителя, то есть заряжающего.
Больше никаких подробностей установить не удалось. Согласно данным «Памяти народа», до конца войны Василий Васильевич служил в эвакуационных подразделениях, был трижды ранен, награждён двумя медалями «За боевые заслуги» и медалью «За отвагу». Ветеран ушёл из жизни в 1993 году.
Спасибо руководителю поискового отряда "Долг" Валерию Брюсову за предоставленную информацию и фотографии подъема танка КВ-1С