Найти в Дзене
PRO Историю

«Сделай хотя бы один залп и катапультируйся»: но Пе-2 ударил по цели и ушёл невредимым

История этого самолёта начинается не в КБ и не на аэродроме. А в тюремной камере. Когда в конце 30‑х годов по стране прокатилась волна репрессий, за решёткой оказались не только генералы и министры, но и лучшие умы советской авиации. Среди них — инженер Владимир Петляков. Вчера он ещё изучал американские технологии, а сегодня сидел по обвинению в шпионаже. Но вскоре НКВД решило: кадры нужны. Так родилась особая форма заключения — конструкторская тюрьма, где «враги народа» снова проектировали самолёты. В такой «шарашке» Петлякову и его команде поручили создать высотный истребитель. Так появился ВИ-100 — мощный, современный, с герметичными кабинами и турбокомпрессорами. Он даже поднялся в воздух в декабре 1939 года. Но мечта разбилась о реальность: нужные детали срывали сроки, а война показала — высоты никто не ждёт, бои идут ниже. Проект закрыли. Зато идею не выбросили. И тогда произошло то, что сегодня назвали бы инженерным подвигом. За полтора месяца самолет переделали в пикирующий б
Оглавление

История этого самолёта начинается не в КБ и не на аэродроме. А в тюремной камере.

Когда в конце 30‑х годов по стране прокатилась волна репрессий, за решёткой оказались не только генералы и министры, но и лучшие умы советской авиации. Среди них — инженер Владимир Петляков. Вчера он ещё изучал американские технологии, а сегодня сидел по обвинению в шпионаже. Но вскоре НКВД решило: кадры нужны. Так родилась особая форма заключения — конструкторская тюрьма, где «враги народа» снова проектировали самолёты.

В такой «шарашке» Петлякову и его команде поручили создать высотный истребитель. Так появился ВИ-100 — мощный, современный, с герметичными кабинами и турбокомпрессорами. Он даже поднялся в воздух в декабре 1939 года. Но мечта разбилась о реальность: нужные детали срывали сроки, а война показала — высоты никто не ждёт, бои идут ниже. Проект закрыли. Зато идею не выбросили.

И тогда произошло то, что сегодня назвали бы инженерным подвигом. За полтора месяца самолет переделали в пикирующий бомбардировщик. Новый индекс — ПБ-100. А чуть позже — более знакомое имя: Пе-2. В честь главного конструктора, который после этого вернулся на свободу. И не просто вернулся — а получил Сталинскую премию.

Так началась история машины, которая стала главной ударной силой фронтовой авиации. Легендарной «Пешки».

От эксперимента к бойцовому строю

-2

Первые Пе-2 начали поступать в части весной 1941-го. До начала войны оставались недели. А когда война всё же началась, «Пешка» с первых часов оказалась в деле. Её скорость, манёвренность и универсальность сделали её почти незаменимой. Тогда, в небе, где господствовала немецкая авиация, советским бомбардировщикам приходилось тяжело. Но Пе-2 умела уйти. Выжить. И нанести удар.

Машин было мало, производство только разворачивалось. Поэтому их отправляли туда, где было по-настоящему жарко — на прорывы, в окружения, на самые сложные участки. Во время битвы за Москву каждая четвёртая машина бомбардировочной авиации — это Пе-2.

К 1942 году производство наладили сразу на четырёх заводах. «Пешка» начала вытеснять устаревшие СБ, завоёвывая не только небо, но и уважение лётчиков.

Пикировать в огонь — и попасть точно

Особенно прославились экипажи 150-го авиаполка под командованием Ивана Полбина. Эти лётчики довели технику пикирования до совершенства. Они не просто сбрасывали бомбы — они попадали в цель. В топливные склады, штабы, переправы.

Под Сталинградом «Пешки» Полбина уничтожили бензохранилище у хутора Морозовский — немецкие танки встали. А 30 декабря шестёрка бомбардировщиков ударила по аэродрому Тормосино — и оставила на земле двадцать сгоревших транспортников Ju-52. Именно здесь родилась тактика «вертушки»: когда бомбардировщики по кругу пикируют на цель один за другим, создавая смертоносное колесо. Но не все могли так. Молодые пилоты редко умели работать в пикировании, поэтому чаще били «по площадям», с высоты, на удачу.

yaplakal.com
yaplakal.com

Со временем пришёл опыт, и точность стала нормой. Пе-2 участвовали в Курской битве, в каждом крупном сражении. А в 1944-м стали настоящим ключом к победе в наступлениях.

Мосты, котлы, победы

Февраль 1944 года. Девятка Пе-2 разрушает мост через Днепр у Рогачёва — немецкие части отрезаны, и без переправы быстро сдаются. А в июне, во время операции «Багратион», пикировщики уничтожают мост через Березину — последний путь отхода немецких войск из «котла». В итоге десятки тысяч солдат Вермахта попадают в плен.

В 1945-м Пе-2 добивали врага в Германии. Они бомбили оборонительные узлы, городские укрепления, заводы. Последний вылет в Европе — 7 мая. А уже в августе «Пешка» отправилась на Восток — против японской Квантунской армии.

Пешка, ставшая королевой

За годы войны было выпущено свыше 11 тысяч Пе-2. Этот самолёт был не самым простым, не самым комфортным, но он был своим. С ним лётчики шли на дело, зная, что машина выдержит. Что она не бросит.

Его маневренность и скорость не раз спасали экипажи, и потому среди бомбардировщиков «пешка» была почти что королевой неба. Да, выживаемость на ней была выше, чем на других машинах. Но в небе не было гарантий.

Ведь пока «пешки» только входили в серию, войну начинали на других машинах. На тех, где шансов на возвращение было меньше. Например, на тяжёлых бомбардировщиках ДБ-3Ф. Именно на таких в августе 1941 года наши лётчики поднялись в небо, чтобы нанести один из первых ударов по Берлину.

И недавно, спустя 84 года, в глухом болоте Ленинградской области поисковики нашли обломки одной из тех машин. ДБ-3Ф. Самолёт, который не вернулся с задания. Его экипаж — Герой Советского Союза Василий Гречишников, а также Власов, Семенков, Бураков — погибли, оборвав свой путь в небе над Родиной.

Василий Гречишников. Фото: memgid.ru
Василий Гречишников. Фото: memgid.ru

На месте падения нашли фрагменты обшивки, лётные очки, личные вещи, и, что было очень странным совпадением, именно в этот же в архиве всплыла карточка экипажа, пропавшего в 1941 году. Будто сама история проснулась и напомнила: я ещё здесь.

Война — это не только победы и техника. Это имена. Это лица. Это молодые парни, навсегда оставшиеся в небе.

Мы, как и история, помним о них, не забываем и гордимся тем, что они ковали победу тогда, когда она казалась такой недосягаемой.

А вы знали про Гречишникова? Или про Пе-2, про то, как эта «тюремная» машина стала одной из самых массовых в Советской авиации? Поделитесь в комментариях!

И подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории о героях неба и земли!

PRO Историю | Дзен

Читайте также: