Найти в Дзене

"Лермонтов": чего не хватило фильму

Осенью в прокат вышла биографическая драма "Лермонтов"(режиссёр Бакур Бакурадзе), которая посвящена известному русскому поэту и прозаику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Ну как посвящена, в фильме будут показаны лишь последние мгновения жизни Михаила Юрьевича. Зрителю будет предложено увидеть, как шальной выстрел может оборвать жизнь взбалмошного русского гения. Так вот, осенью фильм вышел в кинотеатральный прокат, а теперь "Лермонтов" доступен для просмотра в домашнем прокате. Каждый желающий может перенестись в тот самый 1841 год и почувствовать на себе те самые тревожные события. Я вот уже почувствовал, поэтому делюсь с вами ещё не остывшим дуэльным пистолетом мнением. Превью/обложка Сюжетная структура Мне кажется, что уже здесь режиссёр загнал свой фильм в некий тупик. Ну посудите сами, мы с вами видим лишь последние пару дней жизни поэта. И в таких непростых исходных условиях надо грамотно завлечь зрителя в свой "режиссёрский капкан". Но этого нет. Мы с вами не видим ни пролога, ни эк
Оглавление

Осенью в прокат вышла биографическая драма "Лермонтов"(режиссёр Бакур Бакурадзе), которая посвящена известному русскому поэту и прозаику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Ну как посвящена, в фильме будут показаны лишь последние мгновения жизни Михаила Юрьевича. Зрителю будет предложено увидеть, как шальной выстрел может оборвать жизнь взбалмошного русского гения.

Так вот, осенью фильм вышел в кинотеатральный прокат, а теперь "Лермонтов" доступен для просмотра в домашнем прокате. Каждый желающий может перенестись в тот самый 1841 год и почувствовать на себе те самые тревожные события. Я вот уже почувствовал, поэтому делюсь с вами ещё не остывшим дуэльным пистолетом мнением.

Превью/обложка
Превью/обложка

Сюжетная структура

Мне кажется, что уже здесь режиссёр загнал свой фильм в некий тупик. Ну посудите сами, мы с вами видим лишь последние пару дней жизни поэта. И в таких непростых исходных условиях надо грамотно завлечь зрителя в свой "режиссёрский капкан".

Но этого нет. Мы с вами не видим ни пролога, ни экспозиции, ни завязки. Сейчас чуть подробнее. При просмотре зритель всегда должен понимать, а что собственно вообще происходит в кадре. Здесь же я смотрел, а внутри меня сидел вопрос "а кто вообще все эти люди?". И почему собственно возник конфликт Лермонтова и Мартынова? Да, ближе к концу фильма мы поймём, что Лермонтов поплатился за свой длинный язык, негоже было насмехаться над Мартыновым в присутствии дам(при всей антипатии к Мартынову, тут его понять действительно можно). Но всё это должно было показываться куда раньше...

Мартынов. Реальность/кино
Мартынов. Реальность/кино

Если обобщить данный пункт, то у меня сложилось стойкое ощущение, что этот фильм рассчитан на литературоведов, но никак не на массового зрителя.

Не хватило "медленного горения"

Конечно данный фильм может отнести к разряду "медленно тлеющих" или слоубёрнеров по-другому. Это когда события разворачиваются очень и очень медленно, но при этом вся эта гнетущая атмосфера тебя завораживает и держит в постоянном напряжении. И Бакурадзе действительно мог сделать шедевр в этом направлении, но на деле мы видим какой-то непонятный набор сцен и эпизодов.

Опять же, лишь к концу фильма появляется ощущение чего-то фатального. Вы просто посмотрите в эти глаза коня Лермонтова, в них действительно всё сказано. Или как символичен дождь, который пошёл после дуэли. Природа оплакивает "огромными слезами" смерть гения.

Конь Лермонтова чувстовал беду
Конь Лермонтова чувстовал беду

Эх, если бы удалось создать и удержать такую атмосферу на протяжении всего фильма...

Визуальный язык фильма

Что вы там говорите про раскинувшейся красавец Пятигорск? Так вот, здесь Пятигорск играет с авторами "злую шутку", а именно природные пейзажи здесь затмевают всех и вся. Особенно мне "нравится" следующее: выставляется статичный кадр с дальним, общим или средним планом, далее в этом кадре появляется какой-то персонаж/персонажи, затем этот персонаж/персонажи уходит, а кадр остаётся. Тем самым подчёркиваются детали природы, будь-то опавшие листочки или ручеёк. А зачем? Вывести на первое место ландшафт(пусть и красивый), а не важных исторических фигур?

Да что я говорю. Здесь сам Лермонтов начинает говорить ближе к середине фильма(хотя Илья Озолин в его роли довольно хорош). Здесь сама дуэль меркнет на фоне окружающей природы. Вопросы ещё есть? Вопросов больше нет.

Лермонтов. Реальность/кино
Лермонтов. Реальность/кино

Лишь иногда Катенька(актриса Вера Енгалычева) и Эмилия Клингенберг(актриса Софья Гершевич) затмевают своей красотой красоты Кавказа, остальные персонажи просто теряются на таком фоне.

Эмилия
Эмилия

Я сказал, что вопросов больше нет. А нет, есть ещё вопрос. Действие фильма разворачивается летом, а почему в кадре-то осень?

Итог

Наверное, для такого фильма название "Лермонтов" звучит как-то масштабно("Смерть поэта" подошло бы ему куда больше, а сколько бы смыслов при этом было) .

Всё-таки на деле мы увидели авторский взгляд на отдельную главу из жизни поэта. Да даже главой это сложно назвать, так, определённые жизненные зарисовки, в которых Лермонтов как персонаж толком и не раскрывается. И было бы всё куда печальнее, если бы не взгляд Ильи Озолина, в котором ты почему-то чувствуешь все душевные терзания Михаила Юрьевича...

Моя оценка фильму - 5,5 из 10("Если кий вложить вам в руки, вмиг избавитесь от скуки")

А своё мнение пишите в комментариях и до встречи в моих следующих обзорах!