Найти в Дзене

Берём аккорды вместе с Audison. Обзор технологии автоматической настройки автомобильных аудиосистем Audison Accordo

В прошлый раз, когда я изучал в деталях процессорный усилитель Audison AF M12.14 bit из текущей линейки Forza, упомянул про возможность автоматической настройки аудиосистемы, которая появилась в процессорах Audison с приходом третьего поколения настроечного софта bit Drive. Тема настолько обширная, что не стал валить всё в кучу и решил сделать на неё отдельный обзор – она того заслуживает. Эта система автонастройки называется Accordo, и сегодня я постараюсь разобрать в деталях, что это такое, что умеет настраивать, и в каких случаях на неё можно рассчитывать. В качестве подопытного – тот же самый процессорный усилитель из прошлого обзора Audison AF M12.14 bit, ну и моя домашняя система для экспериментов. А что обещает производитель? Итак, вот что говорится на официальном сайте Audison о системе автонастройки: «Accordo – это автоматизированная технология настройки системы, включающая в себя регулировку временных задержек, уровней и выравнивание каналов». Проще говоря, Accordo – это фин
Оглавление

В прошлый раз, когда я изучал в деталях процессорный усилитель Audison AF M12.14 bit из текущей линейки Forza, упомянул про возможность автоматической настройки аудиосистемы, которая появилась в процессорах Audison с приходом третьего поколения настроечного софта bit Drive. Тема настолько обширная, что не стал валить всё в кучу и решил сделать на неё отдельный обзор – она того заслуживает.

Эта система автонастройки называется Accordo, и сегодня я постараюсь разобрать в деталях, что это такое, что умеет настраивать, и в каких случаях на неё можно рассчитывать.

В качестве подопытного – тот же самый процессорный усилитель из прошлого обзора Audison AF M12.14 bit, ну и моя домашняя система для экспериментов.

А что обещает производитель?

Итак, вот что говорится на официальном сайте Audison о системе автонастройки: «Accordo – это автоматизированная технология настройки системы, включающая в себя регулировку временных задержек, уровней и выравнивание каналов».

Проще говоря, Accordo – это финальный этап, когда система инсталлирована, всё подключено, работает, выставлены частотные фильтры, «разруливающие» сигнал по полосам, и вам остаётся выставить задержки и, возможно, ввести эквализацию сигнала.

Что обычно на этом этапе делает настройщик? Большинство – берут рулетку, вымеряют расстояние до каждого динамика, пересчитывают в задержки, выставляют их в настроечном ПО, ну и дальше – долгая и кропотливая корректировка на слух. Вот именно этот этап настройки и берёт на себя Accordo.

Что нужно, чтобы автоматически настроить аудиосистему?

Вот тут есть очень важное преимущество Accordo – никаких специальных «коробочек», которые нужно докупать дополнительно. Просто подключаем к процессору ноутбук с установленным ПО Audison bit Drive как при обычной настройке. Разве что к этому же ноуту подключаем ещё и микрофон, куда ж без него.

Причём, можно использовать практически любой. Хотите – аналоговый плюс звуковая карта, но гораздо удобнее – микрофон с подключением по USB (чтобы не возиться с отдельными звуковухами). Если есть корректировочный файл, он тоже окажется нелишним.

Например, в моём случае был использован довольно доступный Behringer C-1U. Из преимуществ – удобное подключение по USB и кардиоидная диаграмма направленности – есть мнение, что она в нашем случае предпочтительней, нежели круговая.

-2

На чём проверял работу технологии Accordo

Главная задача эксперимента. Поскольку лабораторные условия – это всё же не автомобиль, главная цель была – не протестировать технологию Accordo в привычном понимании, а понять и наглядно продемонстрировать принцип её работы.

Состав системы. Для проверки использовал свои привычные полочники PSB Synchrony One B в биампигновом включении. Подключены к упомянутому выше Audison AF M12.14 bit. На твитеры работают каналы 1/2, на НЧ/СЧ динамики – каналы 3/4.

Микрофон выставлялся перед акустикой на небольшом расстоянии. Экспериментировал с разными расположениями, в том числе со значительным смещением от центра.

Помещение. Постарался максимально усложнить работу системе автонастройки, «оголив» комнату вокруг акустики, – убрал поглощающие элементы за акустикой, басовые ловушки и коврик перед акустикой. Ну разве что пару листов «викустика» кинул к стене посередине, чтобы фотка для этого отчёта совсем уж пустой не казалась. В любом случае, проблем в разных диапазонах добавилось, что, собственно, и требовалось для эксперимента.

-3

Что должно быть сделано перед запуском алгоритмов автонастройки Accordo

Первым делом, конфигурируем систему. Для этого запускаю Configuration Wizard, ну и задаю состав системы. Тут останавливаться долго не буду, всё как обычно.

-4

Акустика хоть и имеет свои кроссоверы, для усложнения задал ещё и активное деление полос в самом процессоре (заодно чтобы чуть лучше имитировать настройку в классической автомобильной поканалке). По итогу получилась вот такая тестовая система:

-5

Важное замечание. Перед тем, как запускать процесс автоматической настройки Accordo, система должна быть сконфигурирована и в принципе работоспособна.

Первое – должны быть выставлены кроссоверные фильтры. В этом деле универсальных автоматических алгоритмов вряд ли можно придумать, это можно сделать только вручную с учётом возможностей конкретной акустики.

Второе – принципиальный момент – должна быть проверена полярность подключения всех динамиков системы. В ходе автонастройки Accordo не проверяет полярности в каналах, а настраивает только уровни в каналах, задержки и эквализацию.

Как указать программе, с каким микрофоном работать

Жмём кнопку Audiosettings (вверху справа) и заходим в аудионастройки. Здесь указываем наш микрофон и, если есть, подгружаем файл коррекции (таковые, по-хорошему, идут к измерительным микрофонам).

-6

Запускаем автонастройку по алгоритмам Accordo

Итак, система готова к тому, чтобы настроить задержки и эквализацию.

В какой пресет запишется настройка? Она запишется в тот пресет, который вы выберете перед запуском Accordo. Остальные пресеты можно будет по-прежнему использовать по своему усмотрению.

Снова идём под кнопочку Wizard, только в этот раз запускаем не конфигуратор системы, а Accordo Wizard.

-7

Первые несколько шагов – это просто куча предупреждений и напоминаний. Первый из них – о том, что нужно выставить измерительный микрофон в точку прослушивания (точка, в которой находится голова водителя), о важности правильного выставления полярностей в системе, о том, в какой пресет запишутся результаты автонастройки.

-8

Второе – напоминание о том, что будет делать Accordo: выравнивание уровней в каналах, выставление задержек и эквализация – это три этапа непосредственно самой настройки (до которой система всё ещё никак не дойдёт).

-9

Третий шаг – возможность ещё раз снова проверить конфигурацию выходных каналов, к какому из них что подключено.

-10

Задание целевой АЧХ. А вот на этом шаге уже начинаются хоть какие-то действия. Сейчас нужно указать, какую АЧХ мы хотим получить в результате. По умолчанию идёт плоская:

-11

Но вообще, можно выбрать что-то из готовых вариантов или же задать эквалайзером свою АЧХ. Именно под неё Accordo и будет стараться подстроить вашу систему.

-12

Запуск процесса. Наконец-то мы подошли к последнему этапу перед запуском алгоритма.

Тут, во-первых, указываем, сколько должно пройти секунд от нажатия кнопки Start до начала процесса, чтобы успеть выйти из машины и закрыть дверь.

Во-вторых, указываем, чем в системе регулируется уровень саба. И если это делается процессорным пультом Audison, то какой уровень должен быть выставлен по умолчанию.

-13

Запуск автоматического выставления уровней в каналах (Automatic Calibration). Жмём Start, и после отсчёта процессор подаёт на динамики служебные сигналы – сначала тихие, потом с увеличением уровня. Этот этап проходит довольно быстро, буквально за несколько секунд.

-14
-15
-16

Запуск настройки задержек и эквализации. Этот шаг сделан отдельно, поскольку если на предыдущем этапе что-то пошло не так, придётся снова забираться в машину, проверять, всё ли подключено верно и перезапускать настройку уровней ещё раз.

Если же предыдущий шаг прошёл нормально, софт переходит уже непосредственно к задержкам и эквализации. Снова указываем, сколько секунд вам понадобится, чтобы после нажатия Start успеть выйти из машины.

-17

Соблюдаем тишину, пока система издаёт звуки, и ждём, когда процесс автонастройки завершится.

-18
-19
-20

Проходит несколько секунд, после которых первая мысль: «И что, это всё?» А вот да, процесс, мягко говоря, совсем недолгий. Всё, задержки и эквалайзер настроены.

-21

Что получилось? Оценка результатов

Итак, по завершению алгоритма настройки Accordo возвращаемся в основное окно:

-22

Первое – настройки записались именно в тот пресет, который был активен во время запуска Accordo Wizard. Остальные остались без изменений, и между ними можно спокойно переключаться.

Второе – скорректированы уровни в каналах.

Третье – выставлены задержки. Каждый раз мерил рулеткой, получается действительно достаточно точно. Самый дальний динамик – всегда с нулевой задержкой.

Четвёртое – от эквалайзера после автонастройки остались доступными только несколько полос. Всё, что программа скорректировала сама, корректировке не поддаётся. Предположу, одна из возможных причин – более сложная обработка, нежели просто эквализация сигнала. По крайней мере, в официальном описании встречается выражение «фазовая корректировка сигнала», причём совсем не в контексте задержек или согласования полос.

Субъективная оценка работы Accordo

На самом деле я экспериментировал с разным расположением микрофонной стойки в разных точках комнаты и на разной высоте, в том числе ставил её на диване перед акустикой, где позже оценивал звучание на слух.

Для более корректной оценки использовал два пресета для сравнения. Первый – это, фактически, то, что было до настроек Accordo. Второй – после настроек.

Понятное дело, тут нет задачи описать звучание в абсолюте. Важно понять, как в принципе сработали алгоритмы.

Тональный баланс. «Оголение» комнаты вокруг акустики дало свои результаты – конкретно в моём случае вылезли проблемы практически во всём диапазоне в виде доминирующих нот. Плюс появилась лёгкая «оторванность» баса от общей музыкальной картины.

Если посмотреть на результат работы Accordo на скрине чуть выше, то, судя по всему, система попыталась пригасить гулкость в районе 80 Гц и поднять интерференционный провал в районе 45 Гц (не совсем кратно, но близко к тому, так что, возможно, причина у обеих корректировок – одна). Как бы то ни было, бас после Accordo немного подсобрался. И, кстати, субъективно даже добавил весомости.

В СЧ диапазоне ушла навязчивость, он тоже начал восприниматься несколько ровнее и, я бы сказал, спокойнее. Вокал перестал лезть отдельными нотами на передние планы и чуть отстранился в глубину. По ВЧ диапазону судить сложновато, всё же условия экспериментов не совсем автомобильные, но в любом случае можно сказать однозначно – тональный баланс стал более корректным.

Звуковая сцена. По ходу экспериментов сложилось устойчивое впечатление, что восприятие звуковой сцены во многом стало результатом не только введения задержек, но и всё той же эквализации. На самом деле всё закономерно – эти два фактора всегда работают вместе.

Я не просто так «оголил» комнату вокруг акустики – ненужные переотражения заметно «размазали» звуковые образы на сцене, а то и вовсе заставили их метаться по ней. Подозреваю, что, устранив какие-то мелкие интерференционные пики, Accordo тем самым точечно попробовала нивелировать самые проблемные зоны. Как бы то ни было, звуковые образы в точке прослушивания (в точке расположения микрофона при настройке) заметно подсобрались.

Разумеется, если в конкретном инсталле акустика расположена откровенно неудачно, и переотражения сильно портят картину, а то ещё и дверные обивки или какие-нибудь панели начинают «подпевать», то сделать из всего этого конфетку Accordo не сможет, чудес не бывает. Но мелкие интерференционные проблемы, получается, скорректировать пытается.

Выводы. А нужно ли?

Эксперимент однозначно считаю удачным, Accordo использовать можно и нужно.

Во-первых, в большинстве случаев алгоритм настроит систему лучше, чем настройщик «на потоке». Да, я не буду брать в расчёт опытных спортсменов, которые подолгу и не в один день готовят соревновательные проекты. Но в коммерческих инсталляциях, когда клиент приедет забирать машину уже через час, быстрая и корректная настройка – решает.

Второе – это как раз время на настройку. Accordo его не просто экономит, а очень сильно экономит. Нет, вам в любом случае нужно сконфигурировать систему, проверить правильность всех подключений, включая полярности, найти оптимальные значения кроссоверных фильтров в зависимости от возможностей самих динамиков. Но вот всё, что связано с задержками и эквализацией – просто отдайте на откуп Accordo. У настройщика на это уйдёт несколько часов, а у Accordo – пара минут в буквальном смысле. Дольше микрофон расчехлять и на сиденье выставлять.

Третье, что понравилось и хочется отметить – для работы Accordo не нужно приобретать какое-то специальное «железо». Просто цепляете к настроечному ноуту абсолютно любой микрофон с вменяемыми характеристиками (удобней с подключением по USB, но можно, если хотите, и через звуковую карту) – и вот у вас уже есть возможность использовать все возможности Accordo в полном объёме.