Найти в Дзене

Самые откровенные backstage-фотографии звёзд: когда камера ловит правду | Подборка для вдохновения.

«Знаменитости за кулисами: где начинается настоящая фотография» В истории фотографии существует особый жанр — backstage. Он почти всегда находится в тени журнальных разворотов, киносъёмочных площадок и красных дорожек, но именно он чаще всего оказывается самым честным. Эрик Пер Салливан с Тоби Магуайром. Правила виноделов, Норт-Хэмптон, Массачусетс, 1998 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк Джазовый музыкант Луи Армстронг в гримёрке в ночном клубе Latin Casino, Филадельфия, 1958. Фотограф Дэннис Сток. Том Харди, Festen, театр Алмейда, 2004 год. Фотограф Саймон Аннанд За кулисами исчезает всё лишнее: позы, выстроенный образ, уверенные жесты, тщательно продуманная публичность. Остаётся человек — с его напряжением, ожиданием, сомнением, восторгом и усталостью. Великие фотографы интуитивно чувствовали, что именно эти моменты стоят того, чтобы их сохранить. Когда backstage становится сильнее постановки Ричард Аведон, снимая Мэрилин Монро в перерывах между дублями, ловил не её легендарн
Оглавление

«Знаменитости за кулисами: где начинается настоящая фотография»

В истории фотографии существует особый жанр — backstage. Он почти всегда находится в тени журнальных разворотов, киносъёмочных площадок и красных дорожек, но именно он чаще всего оказывается самым честным.

Эрик Пер Салливан с Тоби Магуайром. Правила виноделов, Норт-Хэмптон, Массачусетс, 1998 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Эрик Пер Салливан с Тоби Магуайром. Правила виноделов, Норт-Хэмптон, Массачусетс, 1998 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Джазовый музыкант Луи Армстронг в гримёрке в ночном клубе Latin Casino, Филадельфия, 1958. Фотограф Дэннис Сток.
Джазовый музыкант Луи Армстронг в гримёрке в ночном клубе Latin Casino, Филадельфия, 1958. Фотограф Дэннис Сток.
Том Харди, Festen, театр Алмейда, 2004 год. Фотограф Саймон Аннанд
Том Харди, Festen, театр Алмейда, 2004 год. Фотограф Саймон Аннанд

За кулисами исчезает всё лишнее: позы, выстроенный образ, уверенные жесты, тщательно продуманная публичность. Остаётся человек — с его напряжением, ожиданием, сомнением, восторгом и усталостью.

Великие фотографы интуитивно чувствовали, что именно эти моменты стоят того, чтобы их сохранить.

Когда backstage становится сильнее постановки

Ричард Аведон, снимая Мэрилин Монро в перерывах между дублями, ловил не её легендарную улыбку, а минуты тишины, когда она будто становилась самой собой.

Мэрилин Монро, актриса, Нью-Йорк, 6 мая 1957 года. Фотограф Ричард Аведон
Мэрилин Монро, актриса, Нью-Йорк, 6 мая 1957 года. Фотограф Ричард Аведон

Хельмут Ньютон любил за кулисами момент, когда модели, ещё не попав под свет прожектора, становились «не готовыми» — и в этом была подлинная красота.

В backstage-фотографии есть то, чего нет в глянце:

трещина образа, из которой проступает жизнь.

Почему за кулисами раскрывается характер

Когда человек выходит на сцену или в кадр — он уже играет роль. Даже если это документальная съёмка.

Грейс Келли и Фрэнк Синатра на съёмках фильма режиссёра Чарльза Уолтерса «Высшее общество», где также сыграли Бинг Кросби, Селеста Холм и Луи Армстронг. Голливуд, 1956. Фотограф Дэннис Сток.
Грейс Келли и Фрэнк Синатра на съёмках фильма режиссёра Чарльза Уолтерса «Высшее общество», где также сыграли Бинг Кросби, Селеста Холм и Луи Армстронг. Голливуд, 1956. Фотограф Дэннис Сток.
Хью Джекман в образе погонщика скота на съемочной площадке с членом съемочной группы. Австралия, Кунунурра, Австралия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Хью Джекман в образе погонщика скота на съемочной площадке с членом съемочной группы. Австралия, Кунунурра, Австралия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк

Но за кулисами никто не контролирует взгляд. Там нет «правильной» позы. Человек в этот момент живёт, а не изображает.

Поэтому backstage показывает:

  • уязвимость — как у Мэрилин у Аведона;
  • силу — как у Джаггера у Лейбовиц;
  • иронию — как у Ньютоновских моделей;
  • самое главное — настоящесть.

С точки зрения фотографа, именно за пределами сцены рождается глубокий портрет.

Здесь нет декораций, которые могут заслонить человека.

Только выражение лица, поворот плеч, жест — то, что он делает, когда «камера ещё не должна была работать».

Момент между моментами

Картье-Брессон говорил о «решающем моменте», но backstage — это «нерешающий».

Федерико Феллини ретуширует картину для сцены в Гранд-отеле. Амаркорд, Рим, Италия, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Федерико Феллини ретуширует картину для сцены в Гранд-отеле. Амаркорд, Рим, Италия, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Кейт Бланшетт перед спектаклем смотрит на портрет актрисы Вивьен Ли. Фотограф Саймон Аннанд
Кейт Бланшетт перед спектаклем смотрит на портрет актрисы Вивьен Ли. Фотограф Саймон Аннанд

Это то, что происходит между важными кадрами, но оказывается гораздо важнее них.

То, как знаменитость смотрит в сторону перед выходом.

То, как поправляет платье, закатывает глаза, смеётся, злится, ждёт.

Этот «простой» момент становится человеческим откровением.

Стилист сверяет прическу Джонни Деппа с полароидным изображением его персонажа. Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Стилист сверяет прическу Джонни Деппа с полароидным изображением его персонажа. Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тильда Суинтон перед спектаклем Моцарт и Сальери, театр Альмейда, 1989 год. Фотограф Саймон Аннанд
Тильда Суинтон перед спектаклем Моцарт и Сальери, театр Альмейда, 1989 год. Фотограф Саймон Аннанд

В этом и есть ценность таких фотографий:

они показывают великих людей
не в моменте славы, а в моменте правды.

Почему такие кадры редко встречаются

Backstage почти всегда:

  • редок — потому что фотографов туда не пускают,
  • непредсказуем — невозможно заранее знать, что произойдёт,
  • неповторим — одно движение, один взгляд, один вздох.

Именно поэтому архивы великих фотографов, снимающих за кулисами, кажутся такими драгоценными.

Каждая такая фотография — это кусочек настоящего, который никто не планировал показывать миру.

Backstage — это не просто побочный продукт съёмки.

Это самостоятельный жанр, в котором знаменитости становятся реальными людьми, а фотография — документом не образа, а состояния.

Джуди Денч. Театр Royal Haymarket , 2002 год. Фотограф Саймон Аннанд
Джуди Денч. Театр Royal Haymarket , 2002 год. Фотограф Саймон Аннанд
Эд Харрис в костюме Вирджила Коула, нового маршала пыльного западного города Аппалуза. Санта-Фе, Нью-Мексико, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Эд Харрис в костюме Вирджила Коула, нового маршала пыльного западного города Аппалуза. Санта-Фе, Нью-Мексико, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Дэниел Рэдклифф. Фотограф Саймон Аннанд
Дэниел Рэдклифф. Фотограф Саймон Аннанд

И именно за это мы возвращаемся к этим кадрам снова и снова: они позволяют увидеть тех, кого мы привыкли воспринимать как легенд, как людей — живых, уязвимых и настоящих.