Найти в Дзене

От идеи на салфетке до первого заказа: как ТИУ растит технологических предпринимателей

Мечтаете создать свой стартап, но кажется, что это удел избранных где-то в Кремниевой долине? Сегодня «гаражом» для смелых идей может стать университет. О том, как идеи студентов превращаются в работающий бизнес, мы поговорили с директором Центра технологического предпринимательства ТИУ Анастасией Сергеевной Саршановой. Не гараж, а целая экосистема: как выглядит стартап-путь в ТИУ Часто стартап представляют как историю про гений-одиночку в гараже. В ТИУ подходят к вопросу системно.
Сегодня «гараж» в ТИУ - это чаще всего коворкинг с ноутбуком и интернетом, станки или специализированное ПО на наших кафедрах. Университет старается создать такую систему, где идея проходит путь от гипотезы до прототипа, а затем и до первого клиента, и всё это в период обучения студента.
Важно отметить, что идеи рождаются не в Центре, это огромная творческая работа преподавателей в институтах. Именно они, хорошо понимая предмет, все технологические аспекты процессов, подсказывают студентам направления ста
Оглавление

Мечтаете создать свой стартап, но кажется, что это удел избранных где-то в Кремниевой долине? Сегодня «гаражом» для смелых идей может стать университет. О том, как идеи студентов превращаются в работающий бизнес, мы поговорили с директором Центра технологического предпринимательства ТИУ Анастасией Сергеевной Саршановой.

Не гараж, а целая экосистема: как выглядит стартап-путь в ТИУ

Часто стартап представляют как историю про гений-одиночку в гараже. В ТИУ подходят к вопросу системно.

Сегодня «гараж» в ТИУ - это чаще всего коворкинг с ноутбуком и интернетом, станки или специализированное ПО на наших кафедрах. Университет старается создать такую систему, где идея проходит путь от гипотезы до прототипа, а затем и до первого клиента, и всё это в период обучения студента.

Важно отметить, что идеи рождаются не в Центре, это огромная творческая работа преподавателей в институтах. Именно они, хорошо понимая предмет, все технологические аспекты процессов, подсказывают студентам направления стартапов, они помогают разобраться в нюансах и жизнеспособности той или иной идеи именно с технической точки зрения.

-2

Бионические протезы и дроны: самые яркие стартап-истории ТИУ

Для команды Центра все проекты по-своему ценны, потому что за каждым - титанический труд и смелость студентов.

Что касается самой яркой истории…Для нас они все яркие, потому что это не просто - несколько месяцев работать в акселераторе над проектом, презентовать его перед экспертами, подать заявку на грант, освоить грант и т.д. Гораздо проще весь период обучения просто ходить на пары. Здесь же ребята хотят больше, хотят стать лучше, привнести в мир что-то новое, попробовать открыть свой бизнес. Считаю, что все их истории - яркие, это те студенты, которых в первую очередь должны «хантить» работодатели. Они готовы брать на себя ответственность, готовы к работе в команде и решению нестандартных задач, они активны и коммуникабельны.

Но некоторые проекты уже сейчас меняют реальность и привлекают серьезное внимание:

· Бионический протез пальца - проект, который вызвал большой интерес, который очень актуален, особенно сейчас. Работа ведется, автор проекта хочет открыть производственную линию в Тюмени, протез уже апробирован в реальных условиях. Сейчас стартап в поисках инвестиций.

· Квадрокоптер на ДВС - прекрасная разработка, которая будет особенно полезной аграрному сектору и нефтегазовым компаниям, но не только, область его применения обширна. Автор проекта получил грант в размере 3 млн. руб. на развитие проекта. Сегодня автор в роли инженера-конструктора вовлечен в реализацию еще одного интересного проекта - автоматизированная снегоуборочная машина с ИИ и машинным зрением. Прототип готов, ездит, снег чистит.

· От ЛЭП до складов: каждую акселерационную программу встречаются проекты связанные с ремонтом ЛЭП (различного типа роботизированные устройства), один из таких проектов перешел в стартап-студию ТИУ, получил первые инвестиции, однако в ходе работы над проектом, он был трансформирован в систему для складских комплексов и сейчас развивается по новому вектору.

· Уже в работе: в нашей стартап-студии есть хороший пример коммерциализации - стартап «Фальш-пол с автоматизированной системой контроля», команда уже выполняет первые заказы на объектах.

-3

Главный враг стартапа - «синдром самозванца». Как его победить?

Самый сложный барьер - даже не недостаток знаний, а «синдром самозванца». Студент думает: «Я всего лишь студент, разве мое решение кому-то нужно? Кто будет меня слушать?». Этот внутренний голос - главный враг инноваций.

Еще нужно учитывать возраст - студенчество самая активная пора, в университете так много вариантов саморазвития и проявления талантов (творческие, научные, волонтерские проекты), а еще городские мероприятия, кино, театр, клубы, вечеринки, влюбленность. Чтобы найти время для работы над проектом, необходимо огромное желание и вера в результат.

Центр помогает преодолеть эти страхи тремя способами:

  1. Публичность и поддержка: мы стараемся рассказывать о проектах и их авторах, давать ребятам возможность участия в крупных федеральных мероприятиях, представлять проекты и получать качественную обратную связь, которая не критикует, а развивает проекты.
  2. Право на ошибку: безопасная среда для ошибок. Мы постоянно говорим: «Здесь можно ошибаться. Провалить питч - не страшно. Потратить два месяца на тупиковую версию продукта - ценный опыт. Потратить грант - не получить прибыль - полезное знание. Мы создаем ситуации, где можно упасть, отряхнуться и пойти дальше без потерь для репутации и самооценки.
  3. Встреча с реальностью: мы стараемся расширять взаимодействие с индустриальными партнерами, чтобы «сводить за руку» нашего студента с потенциальным заказчиком. Когда технарь с горящими глазами рассказывает о своем решении представителю крупной компании, а тот в ответ говорит: «Знаете, а это интересно, давайте обсудим», - это самый мощный разрушитель «барьера смелости». После такой встречи он уже не «всего лишь студент», он - перспективный разработчик.
-4

План «День ноль»: что делать, если у вас есть идея на салфетке

У вас есть готовая бизнес-модель? Не ждите идеального момента, действуйте по готовому алгоритму.

План «День ноль» для нашего предпринимателя очень простой:

Шаг №1: захватить свою «салфетку» и прийти в Центр техпреда. Серьезно. Дверь нашего Центра открыта, телефон и почта есть на сайте. Мы не ждем от него готового бизнес-плана на 100 страниц. Нам важна идея и горящие глаза.

Шаг №2: Совместно «расшифровать» идею. Мы садимся и вместе разбираемся: кто клиент, какую боль закрывает этот проект, как на этом можно заработать. Превращаем идею с салфетки в структурированную гипотезу.

Шаг №3: Подключаем ресурсы. Только после этого мы становимся его навигатором по возможностям университета: для проработки проекта есть акселерационные программы и не только университетские, подбираем под тематику и сроки. Нужны деньги для развития - гранты и инвестиции от стартап-студии. Нужна консультация технического специалиста - поможем.

Команда мечты: как в ТИУ находят единомышленников

Успех стартапа зависит от команды. Университет осознанно создает среду для междисциплинарного общения.

Технарь-одиночка - это изобретатель. А технарь, нашедший маркетолога и дизайнера - это уже основатель компании. Мы сознательно создаем «точки столкновения» разных специальностей, вовлекая в акселерационные программы студентов всех направлений подготовки.

Мы всегда открыты к сотрудничеству, у нас были даже смешанные команды, где работали ребята из разных университетов, а не только направлений. Активно приглашаем медицинский университет к сотрудничеству, нам кажется, что на стыке медицинских и IT технологий может получится что-то очень интересное.

-5

Жизнь после выпуска: как ТИУ поддерживает выросшие стартапы

Поддержка не заканчивается вручением диплома. Выпускники остаются частью экосистемы.

Выпускников мы приглашаем дальше работать с университетом через стартап-студию, всегда рады видеть их в качестве спикеров и наставников для ребят. Здорово, когда выпускники, создавшие компании приходят к нам подбирать кадры или привлекают наших преподавателей к исследованиям, пользуются нашими лабораториями.

-6

Три супернавыка технологического предпринимателя и один главный совет

Какими качествами, помимо технических, нужно обладать?

Помимо хард-скиллов, я бы выделила три «мягких» супернавыка:

  1. Умение продавать. в смысле донести ценность своей сложной технологии до того, кто в ней не разбирается (инвестору, первому клиенту).
  2. Гибкость ума (agility). Способность не влюбляться в свое первое решение, а постоянно его тестировать, получать фидбэк и, если надо, безжалостно менять. Это как в инженерии: итерация - основа прогресса.
  3. Клиентоцентричность. Понимать, что самый крутой технологический продукт бессмысленен, если он не решает реальную проблему реального человека. Нужно уметь слушать рынок.

И самый главный совет для тех, кто сомневается: просто начните говорить о своей идее вслух. Расскажите о ней другу, родителям, подойдите к преподавателю. Не бойтесь, что ее украдут. Пока идея только у вас в голове - она ничего не стоит. В тот момент, когда вы произносите ее вслух, вы совершаете первый и самый главный акт предпринимательства - делитесь ею с миром. А дальше мир, и мы в том числе, обязательно вам поможем.

Приходите. Ваша «салфетка» может изменить всё!