Найти в Дзене
Onlíner

Оставил трактор и сварил пилораму. Как деревенский мастер научился зарабатывать сам

«Интерес накрыл так, что я даже спать нормально перестал. Днем — трактор, ночью — доски». Владимир рассказывает, как когда-то гонял по полям на тракторе, а затем собственными руками построил мастерскую, сварил пилораму из мотоблока и мотоциклетных колес и теперь превращает четырехметровые бревна в мебель, которую не стыдно продать. За несколько лет он превратил хобби в работу и научился зарабатывать до 3 тыс. рублей в месяц в деревне. Как он к этому пришел и почему однажды решил все бросить, читайте в материале. «Я же, вообще, трактористом был» Мы приезжаем в агрогородок Станиславово. Обычная окраина маленького райцентра: панельные двухэтажки, покосившиеся сараи, огороды с голой землей, а за забором — черные стволы яблонь без листьев. На одном из таких дворов за домом стоит мастерская нашего героя — фиолетовый ящик на бетонных блоках. Снаружи она похожа на увеличенную бытовку: стены из листов ОСБ, окрашенных в бледно-лиловый цвет, по ним красные рейки, как каркас детского домика. К две

«Интерес накрыл так, что я даже спать нормально перестал. Днем — трактор, ночью — доски». Владимир рассказывает, как когда-то гонял по полям на тракторе, а затем собственными руками построил мастерскую, сварил пилораму из мотоблока и мотоциклетных колес и теперь превращает четырехметровые бревна в мебель, которую не стыдно продать. За несколько лет он превратил хобби в работу и научился зарабатывать до 3 тыс. рублей в месяц в деревне. Как он к этому пришел и почему однажды решил все бросить, читайте в материале.

«Я же, вообще, трактористом был»

Мы приезжаем в агрогородок Станиславово. Обычная окраина маленького райцентра: панельные двухэтажки, покосившиеся сараи, огороды с голой землей, а за забором — черные стволы яблонь без листьев. На одном из таких дворов за домом стоит мастерская нашего героя — фиолетовый ящик на бетонных блоках.

Снаружи она похожа на увеличенную бытовку: стены из листов ОСБ, окрашенных в бледно-лиловый цвет, по ним красные рейки, как каркас детского домика. К двери ведут две шаткие ступеньки, над дверью — лампочка в круглом плафоне, от столба к ней протянут провод.

— Я же, вообще, трактористом работал — в колхозе здесь, по месту. Про мастерскую даже мыслей не было. Пять лет назад хотел делать мебель из ЛДСП, корпусную. Откладывал с зарплаты на материалы, построил коробку, купил ручную циркулярку, болгарку, шуруповерт — и все. Дальше как-то само пошло.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Столярные будни | Мебель/Кухонная утварь из дерева (@stolyarnie_budni_dubrovno)

Почему я вообще решил уйти в свое дело? Оно само вытолкнуло, честно. Сначала ведь это было чистое хобби. С работы приходил — и сразу сюда, до трех ночи что-то мастерил. Интерес накрыл так, что я даже спать нормально перестал. Днем — трактор, ночью — доски. И меня это не раздражало — наоборот, тянуло.

-2

В какой-то момент понял: я больше времени провожу в мастерской, чем на основной работе. Там хоть и была стабильная зарплата, но сама по себе работа не такая интересная. Тут же наоборот: денег на старте было мало, зато каждая вещь живая.

Я понял, что если не попробую сейчас, то не попробую никогда.

Я пытался подготовиться, собрать денежную подушку, все продумать… Но это тянулось месяцами. В итоге просто в один день не вышел на работу. Сел в мастерской и подумал, что теперь назад дороги нет. Первый месяц работал без заказов, а потом появились первые клиенты. Считай, как в отпуск сходил.

-3

Полтонны на телеге и мастерская на 20 «квадратов»

Двор тесный, но забит вещами, которые Владимир использует как может. Например, с помощью самодельной телеги этот щуплый парень в одиночку перевозит бревна весом до полутонны.

-4

Внутри мастерская, кажется, уменьшается вдвое. Потолок низкий, стены обшиты теми же ОСБ, все пространство от пола до потолка занято деревом. Под правой стеной — штабеля нестроганых досок с корой, на кронштейнах над головой лежат длинные дубовые и ясеневые заготовки. Под ними — верстаки, собранные из тех же досок, на них — обрезки, шлифованные щиты, недособранные детали стульев и столов.

На стене — ряд инструментов: струбцины, фрезер, шлифовальные круги, плоскогубцы, стамески. Посреди мастерской — стол с врезанной циркулярной пилой, рядом — защитные очки и респиратор: дубовая пыль здесь везде, она забивается в щели столов и в одежду.

-5

— Изначально же у меня никаких станков не было — только ручная циркулярка, болгарка и шуруповерт. Я тогда все делал на коленке, даже защитных очков не было, не то что респиратора.

Первые изделия? Доска разделочная. Как у всех. Конечно, с первого раза ничего не вышло. Но я уже уперся: смотрел YouTube, приходил в мастерскую и пробовал повторить, «косячил» и снова все переделывал. Грубо говоря, телефон ставил на стол, пока ел, и смотрел, как кто-то шлифует и клеит. Так и научился.

-6

Мастерская хоть и маленькая, но здесь налажено производство полного цикла. Это не так, что купил готовый щит, пошлифовал его и собрал стол. Тут бревно приезжает — четырехметровое, и я его сам «распускаю». В лесничестве беру кряжи, мне их прямо во двор выгружают. Дальше уже моя работа.

Пилорама из мотоблока и колес

В соседнем сарае у Вовы стоит самодельная ленточная пилорама. Конструкция простая, но рабочая — на ней он «распускает» привезенные дубовые и ясеневые кряжи на доски нужной толщины. С пилорамы начинается весь дальнейший цикл: сушилка, строгание, сборка. Именно благодаря этому станку он полностью обеспечивает себя древесиной и не зависит от поставщиков.

-7

— Эту ленту я сам сварил. Там двигатель от мотоблока, а привод идет за счет колеса от мотоцикла. Втроем ее когда-то ставили, а теперь один бревно могу затянуть спокойно. Мне важно, что я контролирую весь процесс: как «распущено», какой толщины доска, как снят верхний слой. Это сразу чувствуется в изделиях.

Дерево сушится все в той же мастерской.

— У меня естественная сушка. Плюс печка — даже летом ее топлю. Мне так спокойнее, потому что только так я могу гарантировать клиентам, что дерево не покрутит через год. Так и выходит, что половина мастерской — это сушка — считай, склад. Из-за этого места мало, но зато получается держать качество.

-9

Разделочные доски — самый ходовой товар. Еще часто берут столики, стулья, небольшие столешницы. Столы большие я пока не могу делать: станки не позволяют, максимум метр сорок на восемьдесят. Но зато я точно знаю, что каждая вещь сделана из дерева, которое я сам привез, сам «распустил», сам высушил.

-10

«Почти все клиенты — женщины»

Клиентура у Владимира появилась не сразу. Первое время он работал буквально безвылазно, «сутками в мастерской», как говорит он сам. Дом был рядом, но жизни вне мастерской почти не существовало.

— Я тогда вообще не выходил из мастерской. Жена в магазин за саморезами ездила, потому что мне было некогда.

Хотел все успеть, всех клиентов удержать. Думал, если скажу «нет», то больше не напишут.

-11

Покупатели появились постепенно. Сначала было пусто, потом кто-то написал, кто-то через знакомых узнал. Заработало сарафанное радио. Но без Instagram тоже никак. Я же нанимал людей, чтобы рекламу настраивали. Платил им по $300 в месяц, плюс еще бюджет на таргет $200. То есть в месяц тратил по $500 только на то, чтобы обо мне узнали, а еще же нужно расходники закупить и само дерево.

Почти все мои клиенты — женщины. Мужчины интересуются, но покупают редко. Чаще всего берут на подарки или заменить старую мебель. Есть в этом бизнесе и сезонность: как только осенью все возвращаются с дач, валятся заказы. Летом, бывает, вообще без заказов сижу, тогда приходится подрабатывать — занимаюсь заготовкой дров.

-12

Конечно, внутри мастерской хватает вещей, которые не прощают спешки.

— Опилки тут везде, особенно дубовая пыль — она легкая, летит во все щели, забивает одежду, глаза, нос. Поэтому сейчас без респиратора вообще не работаю. Раньше вот был дурак: и без очков, и без маски.

Когда только купил фрезер, пару раз края пальцев зацепил. Не то чтобы страшно, но неприятно очень. Еще однажды доска прилетела в лицо, поэтому безопасность должна быть превыше всего. Главное правило — никакой спешки. Ты торопишься, что-то забываешь, а в конце концов все равно нужно будет переделывать. Либо травму получишь. Поэтому лучше медленнее, но с головой.

-13

А теперь про заработок.

— Если ты вообще не раскручен, 1 тыс. рублей в месяц можно вытянуть.

Если хорошо раскрутиться и работать с утра до ночи, до 3 тыс. выходит.

-14

Когда свое дело превращается в ловушку

Но работа в таком ритме без выходных рано или поздно дает о себе знать. Владимир говорит о выгорании спокойно, как о закономерности, которую каждому ремесленнику приходится прочувствовать на своей шкуре.

— Первые три года я вообще не умел останавливаться, брался за любой заказ, лишь бы не упустить клиента. И сидел тут сутками, реально сутками. Но когда делаешь одно и то же, это начинает раздражать.

Шесть стульев — первые три еще в кайф, а дальше уже будто через силу.

Я все равно продолжал: надо сделать, надо успеть. А потом бац — и в какой-то момент уже ни тело, ни голова работать с этим деревом не хотят.

-15

Просто один день не зашел в мастерскую, посидел молча — и все забросил. На год ушел в лес работать трактористом. Дошло до того, что столярка перестала радовать вообще. В лесу было проще: пришел, сделал, ушел — голова вообще не напрягается. Но там была другая беда — начальство. Делай «как скажут», даже если видишь, что это неправильно.

Вернуться оказалось сложнее, чем уйти.

За год работы в найме клиентов почти не осталось, и мне пришлось начинать все по новой. Но зато я выдохнул. И понял, что нельзя работать без отдыха. Сейчас, если устал, могу позволить себе день-два не подходить к станку, и ничего страшного не происходит. Заказы не исчезают, деньги не заканчиваются.

-16

В квартире, где слышно, как дети бегают по комнатам, тоже идет свой производственный процесс. Теперь рекламой занимается жена: ведет Instagram. А одна из комнат фактически превратилась в мини-цех — там мастер покрывает изделия маслом и лаком, там же они сушатся.

Праздники ближе, заказов становится все больше, от чего домашний склад разрастается быстрее, чем мастерская.

-17

«Ждать идеального момента бессмысленно»

В планах у Владимира — расширяться. Мастерская ему уже откровенно мала: половину помещения занимают доски на сушке, станки стоят вплотную, а большие столешницы он не может делать физически — не хватает хода, места и инструмента.

— Надо увеличиваться, станки обновлять, сушку вынести в отдельное помещение. Хочется расти дальше, а то уже упираюсь в стены. Когда снова в наем ушел, думал: ну все, стабильная зарплата, график — может, спокойнее будет. А потом понимаешь, что это вообще не мое. Не люблю, когда командуют, мне нужно, чтобы за свое отвечал я сам.

Спустя пять лет в этом ремесле я вижу, что дело живет, клиенты есть. Тут я сам себе работодатель, сам себе мастер. Мне нравится, что доход зависит только от меня.

Нестабильно — да. Но зато голова всегда работает, ты чувствуешь этот риск: если не сделаешь стол, в рот ничего не попадет.

А когда этих ртов четыре, то появляется мотивация развиваться в этом деле.

-18

— Что делать людям, которые когда-то, как вы, пребывали в раздумьях о своем деле?

— Как бы банально ни звучало, но уже сто раз доказано: надо просто брать и делать. Не откладывать дела: завтра лучше не станет. Я в один день просто не вышел на работу — и по-другому бы не получилось. Если бы продолжил ждать идеального момента, до сих пор ездил бы на тракторе. Боятся чего-то нового — это нормально, любой будет бояться. Вопрос только в том, сделаешь ты шаг вперед или нет.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by