Найти в Дзене
Записки о явлениях

"Окраина" и "Дикое поле": необычное русское кино

Творческий дуэт сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова оставил после себя целую череду знаменательных и необычных фильмов. История русского кино полна спадов и подъёмов, и до сих пор период 90х (когда творили вышеозначенные люди) можно считать временем, когда после заката советской эры мы увидели рассвет независимого, в том числе, кинематографа. Все синема сего творческого дуэта имеют свой неповторимый почерк. Взять, например, "Гонгофер", вышедший после многострадальным мытарств — вы не поверите! — при помощи печально известного Мавроди! Основатель финансовой пирамиды "МММ" почему-то решил вложиться (не иначе как поверил открытым лицам:) в молодых деятелей и не пожалел заработанных на доверчивых согражданах солидной суммы денег. Этот добротный сюрреалистический трэш сейчас смотрится дико, но подкупает музыкой (весь саундтрек от группы "Ноль") и неплохой моралью. Или, как другой пример, "Дети чугунных богов", где с истинно воинским напором, не уступающим "Бойцовскому клубу", выс

Творческий дуэт сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова оставил после себя целую череду знаменательных и необычных фильмов. История русского кино полна спадов и подъёмов, и до сих пор период 90х (когда творили вышеозначенные люди) можно считать временем, когда после заката советской эры мы увидели рассвет независимого, в том числе, кинематографа.

Петр Луцик и Алексей Саморядов, деятели самобытного российского кино
Петр Луцик и Алексей Саморядов, деятели самобытного российского кино

Все синема сего творческого дуэта имеют свой неповторимый почерк. Взять, например, "Гонгофер", вышедший после многострадальным мытарств — вы не поверите! — при помощи печально известного Мавроди! Основатель финансовой пирамиды "МММ" почему-то решил вложиться (не иначе как поверил открытым лицам:) в молодых деятелей и не пожалел заработанных на доверчивых согражданах солидной суммы денег. Этот добротный сюрреалистический трэш сейчас смотрится дико, но подкупает музыкой (весь саундтрек от группы "Ноль") и неплохой моралью. Или, как другой пример, "Дети чугунных богов", где с истинно воинским напором, не уступающим "Бойцовскому клубу", выступил актер Евгений Сидихин. После первого просмотра ловишь себя на том, "а что это, собственно, было?", но не в плохом смысле, а наоборот. Находки и изюминки почти во всем.

И вот, значит, 1998 год и "Окраина". Балабанов заложил годом назад в "Брате" некий вектор на социально-острые проблемы, вычерчивая неприятные, неприглядные, даже отвратительные черты жизни страны после потери всех идей и замещения их суррогатом из пережеванных тезисов капитализма. Только вот "новый капитализм" строили не по уму, а словно по заветам книжки Носова "Незнайка на Луне". И Балабанов, и Луцик с Саморядовым взяли за основу не пассивного, разрываемого моральными метаниями героя, а слепили из подлинно былинных, подспудных желаний народа образ "защитников", способных не только постоять за себя, а и воздать угнетателям и обидчикам за все "хорошее".

Найти постер "Окраины" в хорошем качестве — отдельный квест
Найти постер "Окраины" в хорошем качестве — отдельный квест

Пожалуй, это самый недооцененный фильм российского кинематографа. Острая, как бритва, история, погружает зрителя в фантасмагорию, практически макабрический мир вымышленной реальности, которая тонко балансирует между спектаклем и суровой действительностью, в которой оказались люди после развала привычной жизни. Надо ли говорить, что неоднозначный прием критиками был обеспечен буквально после первых пятнадцати-двадцати минут?

Юрий Дубровин мечтательно смотрит на весеннее небо, попутно объясняя местному бандиту-кулаку, что он неправильно живет на свете
Юрий Дубровин мечтательно смотрит на весеннее небо, попутно объясняя местному бандиту-кулаку, что он неправильно живет на свете

На самом деле, сюжет прост: мужики из 90-х ищут правды и делают это в стиле героев Гражданской войны (даже сам антураж выполнен в черно-белом стиле, и это выглядит очень необычно и круто), спрашивая с каждого, кого они считают виновным, сурово и жестко. Мне, как ни странно, подача напомнила «Мертвец» Джармуша, талантливо скрещенный с «Поднятой целиной» Шолохова и фильмами 30-50 – х. Самобытное, ни на что не похожее кино, которое, однако, требует определенного настроя. Заметно тут, хоть и неявно, влияние писателя Андрея Платонова (про него мы писали ранее), намеренно выражающего действительность сквозь чрезмерное увеличительное стекло, после чего любой поступок выглядит гротескно и таинственно-забавно.

Трудноузнаваемый Николай Олялин словно олицетворение человека земли — непримиримо отстаивающего то немногое, что еще осталось у него
Трудноузнаваемый Николай Олялин словно олицетворение человека земли — непримиримо отстаивающего то немногое, что еще осталось у него

Отмечу, что фильм пытались запретить к показам за недвусмысленность решения "вопросов земли и собственности". Явственно видны отсылки к злободневным отношениям власти/народа (вопрос земли всегда актуальный), и поэтому мало кто об "Окраине" знает и слышал. Что тоже показательно. Стоит ли рекомендовать спустя более, чем четверть столетия этот фильм настоящему поколению? Да, безусловно. Подобная тема — Человека на своей Земле — никогда не утратит актуальности.

К моменту выхода «Дикого поля» 2008 года оба сценариста уже умерли. Петр Луцик ушел из жизни от сердечного приступа в 2000, а Семирядов — вследствие несчастного случая в 1994. Текстовая основа долго блуждала в небытии, и наконец-то дождалась своего часа уже в новом тысячелетии.

-5

Режиссер Михаил Калатозишвили подошел к делу старательно, пригласив на главные роли Олега Долина, замечательного Романа Мадянова, Даниелу Стоянович, которые отыграли положенные амплуа как надо.

Раскаленный песок. Пустоши. Человек и его одиночество, а также Жизнь и Смерть — вечные темы, и горячий песок впитывает помыслы и горести, не давая даже умереть. Сценаристы фильма, режиссер, которые не дожили до премьеры этого странного и занятного в высшей степени кинодейства — тоже словно канули в песчаный круговорот, к корням бездны русской печали. Вечная колыбель несбывшихся надежд и обитель снов о скорой весне. Но наступит ли она в краю вечной тишины, где лишь безжалостный песок, странные люди и череда пытающихся сломать твой дух обыденностей?

Роман Мадянов, как всегда, блистателен в облике сложных героев.
Роман Мадянов, как всегда, блистателен в облике сложных героев.

Герой фильма — это молодой доктор, чужой среди своих, забравшийся в глушь пустыни, движимый желанием спасать и помогать. От чего и почему он принял решение, нам не рассказывается, однако крупицы отведенного счастья — от которого никто не уйдет обиженным — приходят и к нему в виде самых различных гостей, включая приехавшую издалека невесту. Ее приезд служит словно поворотным моментом в этом медиативном фильме. В прямом смысле здесь никто не может умереть, и сцена, обыгрывающая это явление — одна из краеугольных во всем фильме, потрясая простотой и восприятием всех причастных. Простота изложения и обескураживает, и подкупает, и отторгает. Поначалу видно, что творцы не стараются особенно приукрасить ничего. Все идет своим чередом. Все, как у людей. И это может показаться самым страшным. Из уст обычного, условного отщепенца тоже может политься неожиданное знание, отчего древние и предостерегали, что мудрость может подарить каждый встречный, если правильно его понять, суметь услышать. По этой простой причине молодого доктора и искренне жаль, но одновременно — это его путь. А если путь есть, пусть он даже ведет в «дикое поле», пусть он содержит невзгоды — все это неважно. Главное, что он существует.

Кто-то сравнивал «Дикое поле» с Тарковским или Линчем, но я бы поостерегся делать такие громкие заявления. Это совсем другое. Не лишним будет сказать, что собственное лицо у русского кинематографа давно потеряно, и свой самобытный стиль ныне растворился в бездушном копировании с западных аналогов, что досадно. Приятные исключения, правда, есть и до сих пор.

Герой Долина немногословен, но не пустой. Обычный человек, жаждущий одиночества
Герой Долина немногословен, но не пустой. Обычный человек, жаждущий одиночества

Рекомендовать "Дикое поле" трудно, но если вам не чуждо созерцание действительности сквозь призму одиночного плавания по волнам бытия — то однозначно, данный шедевр обогатит вечер.. Но все-таки это весьма специфическое, колючее творчество, не особо благосклонное к изнеженному глупыми ужастиками и комиксами зрителю.

P.S. Жаль, что до сих пор ни "Дикое поле", ни "Окраина" не вышли в хорошем качестве. Фильмы того заслуживают.

А на сегодня все.

Спасибо, что дочитали!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!