Творческий дуэт сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова оставил после себя целую череду знаменательных и необычных фильмов. История русского кино полна спадов и подъёмов, и до сих пор период 90х (когда творили вышеозначенные люди) можно считать временем, когда после заката советской эры мы увидели рассвет независимого, в том числе, кинематографа.
Все синема сего творческого дуэта имеют свой неповторимый почерк. Взять, например, "Гонгофер", вышедший после многострадальным мытарств — вы не поверите! — при помощи печально известного Мавроди! Основатель финансовой пирамиды "МММ" почему-то решил вложиться (не иначе как поверил открытым лицам:) в молодых деятелей и не пожалел заработанных на доверчивых согражданах солидной суммы денег. Этот добротный сюрреалистический трэш сейчас смотрится дико, но подкупает музыкой (весь саундтрек от группы "Ноль") и неплохой моралью. Или, как другой пример, "Дети чугунных богов", где с истинно воинским напором, не уступающим "Бойцовскому клубу", выступил актер Евгений Сидихин. После первого просмотра ловишь себя на том, "а что это, собственно, было?", но не в плохом смысле, а наоборот. Находки и изюминки почти во всем.
И вот, значит, 1998 год и "Окраина". Балабанов заложил годом назад в "Брате" некий вектор на социально-острые проблемы, вычерчивая неприятные, неприглядные, даже отвратительные черты жизни страны после потери всех идей и замещения их суррогатом из пережеванных тезисов капитализма. Только вот "новый капитализм" строили не по уму, а словно по заветам книжки Носова "Незнайка на Луне". И Балабанов, и Луцик с Саморядовым взяли за основу не пассивного, разрываемого моральными метаниями героя, а слепили из подлинно былинных, подспудных желаний народа образ "защитников", способных не только постоять за себя, а и воздать угнетателям и обидчикам за все "хорошее".
Пожалуй, это самый недооцененный фильм российского кинематографа. Острая, как бритва, история, погружает зрителя в фантасмагорию, практически макабрический мир вымышленной реальности, которая тонко балансирует между спектаклем и суровой действительностью, в которой оказались люди после развала привычной жизни. Надо ли говорить, что неоднозначный прием критиками был обеспечен буквально после первых пятнадцати-двадцати минут?
На самом деле, сюжет прост: мужики из 90-х ищут правды и делают это в стиле героев Гражданской войны (даже сам антураж выполнен в черно-белом стиле, и это выглядит очень необычно и круто), спрашивая с каждого, кого они считают виновным, сурово и жестко. Мне, как ни странно, подача напомнила «Мертвец» Джармуша, талантливо скрещенный с «Поднятой целиной» Шолохова и фильмами 30-50 – х. Самобытное, ни на что не похожее кино, которое, однако, требует определенного настроя. Заметно тут, хоть и неявно, влияние писателя Андрея Платонова (про него мы писали ранее), намеренно выражающего действительность сквозь чрезмерное увеличительное стекло, после чего любой поступок выглядит гротескно и таинственно-забавно.
Отмечу, что фильм пытались запретить к показам за недвусмысленность решения "вопросов земли и собственности". Явственно видны отсылки к злободневным отношениям власти/народа (вопрос земли всегда актуальный), и поэтому мало кто об "Окраине" знает и слышал. Что тоже показательно. Стоит ли рекомендовать спустя более, чем четверть столетия этот фильм настоящему поколению? Да, безусловно. Подобная тема — Человека на своей Земле — никогда не утратит актуальности.
К моменту выхода «Дикого поля» 2008 года оба сценариста уже умерли. Петр Луцик ушел из жизни от сердечного приступа в 2000, а Семирядов — вследствие несчастного случая в 1994. Текстовая основа долго блуждала в небытии, и наконец-то дождалась своего часа уже в новом тысячелетии.
Режиссер Михаил Калатозишвили подошел к делу старательно, пригласив на главные роли Олега Долина, замечательного Романа Мадянова, Даниелу Стоянович, которые отыграли положенные амплуа как надо.
Раскаленный песок. Пустоши. Человек и его одиночество, а также Жизнь и Смерть — вечные темы, и горячий песок впитывает помыслы и горести, не давая даже умереть. Сценаристы фильма, режиссер, которые не дожили до премьеры этого странного и занятного в высшей степени кинодейства — тоже словно канули в песчаный круговорот, к корням бездны русской печали. Вечная колыбель несбывшихся надежд и обитель снов о скорой весне. Но наступит ли она в краю вечной тишины, где лишь безжалостный песок, странные люди и череда пытающихся сломать твой дух обыденностей?
Герой фильма — это молодой доктор, чужой среди своих, забравшийся в глушь пустыни, движимый желанием спасать и помогать. От чего и почему он принял решение, нам не рассказывается, однако крупицы отведенного счастья — от которого никто не уйдет обиженным — приходят и к нему в виде самых различных гостей, включая приехавшую издалека невесту. Ее приезд служит словно поворотным моментом в этом медиативном фильме. В прямом смысле здесь никто не может умереть, и сцена, обыгрывающая это явление — одна из краеугольных во всем фильме, потрясая простотой и восприятием всех причастных. Простота изложения и обескураживает, и подкупает, и отторгает. Поначалу видно, что творцы не стараются особенно приукрасить ничего. Все идет своим чередом. Все, как у людей. И это может показаться самым страшным. Из уст обычного, условного отщепенца тоже может политься неожиданное знание, отчего древние и предостерегали, что мудрость может подарить каждый встречный, если правильно его понять, суметь услышать. По этой простой причине молодого доктора и искренне жаль, но одновременно — это его путь. А если путь есть, пусть он даже ведет в «дикое поле», пусть он содержит невзгоды — все это неважно. Главное, что он существует.
Кто-то сравнивал «Дикое поле» с Тарковским или Линчем, но я бы поостерегся делать такие громкие заявления. Это совсем другое. Не лишним будет сказать, что собственное лицо у русского кинематографа давно потеряно, и свой самобытный стиль ныне растворился в бездушном копировании с западных аналогов, что досадно. Приятные исключения, правда, есть и до сих пор.
Рекомендовать "Дикое поле" трудно, но если вам не чуждо созерцание действительности сквозь призму одиночного плавания по волнам бытия — то однозначно, данный шедевр обогатит вечер.. Но все-таки это весьма специфическое, колючее творчество, не особо благосклонное к изнеженному глупыми ужастиками и комиксами зрителю.
P.S. Жаль, что до сих пор ни "Дикое поле", ни "Окраина" не вышли в хорошем качестве. Фильмы того заслуживают.
А на сегодня все.
Спасибо, что дочитали!
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!