- Квартиру эту продавали недорого. Но не так чтобы намного дешевле, чем в целом по рынку. Приличная очень, пожилая женщина, бывший медработник. Собиралась переезжать к сыну в другой город. Не торопила меня, отвечала на все вопросы, когда звонил.
Отец смотрел на Митю виновато, говорил взволнованно и сбивчиво.
- Я прикинул, Мить, что если возьму ещё часть суммы в кредит, то смогу её купить. От работы совсем недалеко, можно пешком ходить. И квартира, знаешь, такая хорошая. Обжитая. Хозяйка сказала, что мебель оставит всю. А мне это сейчас на руку, не покупать ничего. После покупки ведь денег не оставалось.
Они сидели в кофейне неподалёку от кафе, в котором работал Митя. Туда отец не пошёл, да и правильно, наверное. Сейчас им надо было поговорить без лишнего внимания.
- Женщина попросила деньги наличкой. Кредит мне одобрили. Процент, конечно, немалый, но мне не так много надо было. Ты не думай, сын, я не сам, я риелтору заплатил. Мне сказали, что квартира «чистая» юридически, никаких подводных камней. Мы у нотариуса были, честь по чести. Он спросил продавца, не принуждает ли её кто-то к заключению сделки, по доброй воле она продаёт. Всё как положено, Митя. Деньги пересчитали, она положила на счёт, у меня и расписка есть. Позвонила нотариусу, что можно готовить документы к отправке в Росреестр. Я тоже через день позвонил. Потому что хозяева съёмной квартиры спрашивали, когда я заберу вещи.
Отец замолчал, провёл рукой по волосам, потом по лицу, словно пытаясь стереть горькое выражение.
- Оказалось, что после сделки она пошла в МФЦ и приостановила регистрацию.
- Почему?
- А ещё пошла в полицию. — Не слыша Митю, ровно продолжал отец. — И написала заявление, что её обманывали мошенники и что они вынудили...
- Подожди, пап, а ты?
- И я написал. Только его не приняли. Говорят, состава преступления нет.
- Как так, а деньги? Она же может вернуть их тебе?
- Она сняла их со счёта, Митя. На следующий же день. Я не знаю, как. Сумма большая, заказывать надо заранее. Но сняла и перевела через банкомат на разные счета. Так сказали в полиции. Она написала, что ей руководили, Митя.
- Папа, и что теперь? Это же обман. Настоящее преступление.
- Выходит, что нет, сынок. Точнее, преступление, но не против меня. Я ходил в юридическую консультацию. И подал заявление в суд. Продавец квартиры прошла психолого-психиатрическую экспертизу, и экспертиза эта показала, что она находилась под чьим-то влиянием. Она медик, Митька. Как знать, может быть, знает, как это имитировать. Или знакомые нашлись. Или заплатила. Эта женщина подала встречный иск с требованием признать сделку недействительной. В консультации сказали, что сейчас это очень распространённая схема. И никто не застрахован, Митя, никто. Нет достойного правового регулирования.
- Такого не может быть. - Митя даже встал. - Налицо факт мошенничества.
- Юрист сказал, что даже если суд следующей инстанции встанет на мою сторону, квартиры мне не видать. Это у неё единственное жильё. А если присудит вернуть деньги, то выплачивать она их будет со своей официальной пенсии. Тысяч по шесть...
- Почему ты молчал, папа? Почему не позвонил нам? Почему сам не отвечал на звонки?
- А что бы это изменило, сынок? И ты, и мама, вы оба считаете меня хроническим неудачником. Да так оно, собственно, и есть. Чтобы в очередной раз расписаться в собственной несостоятельности? Чтобы сказать, что я снова всё потерял? Я не знал, что сказать. Я раздавлен, потерян, почти уничтожен.
- Но сейчас ты не виноват. В такую ситуацию может попасть любой порядочный человек. Подожди, а где ты живёшь?
- Пока у приятеля с работы. Он тоже разведён, пустил меня на первое время. Юридические услуги нынче дороги, а у меня ещё и кредит. И отпуск пришлось брать из-за всей этой беготни по инстанциям.
- Приходи к нам, я поговорю с мамой. Она не будет возражать.
- Митя...
- Папа, не надо. Мама возражать не будет, это точно. И деньги... Я теперь тоже зарабатываю. Может быть, смогу помочь хотя бы с оплатой юридических услуг.
- Сын, что ты. Поэтому я и не хотел начинать этот разговор, поэтому избегал вас. Врать ведь никогда не умел.
- Как я. - Митя грустно улыбнулся. - В школе всегда говорили, что я странный. Вот и ты тоже. Вернее, это я, как ты. Папа, не выдумывай, приходи. И, пожалуйста, отвечай на звонки.
- Спасибо, Митька. Спасибо, сын. Если Никита, ну, это тот человек, у которого я сейчас живу, выгонит, тогда, возможно, воспользуюсь твоим приглашением.
- Ты не жди, пока выгонит. Пап, мне на смену пора.
- Конечно, Митя. Прости, что задержал.
- Ты чего такой? - Лена была уже на месте. - Узнал что-то про папу?
- Узнал. У него большие неприятности. Его при покупке обманули. Теперь ни денег, ни квартиры.
- Примерно что-то подобное я и предполагала. А в полицию он обращался?
- Говорит, что получается так, как будто никто не виноват, и продавец, и покупатель обмануты, но пострадал именно он, понимаешь?
- Пока не совсем. Но если расскажешь...
- Теперь после смены. Хочешь, провожу тебя и поговорим?
- Я далеко живу.
- Ничего. Мне всё равно надо ещё раз проговорить всё это, чтобы разобраться самому.
* * * * *
Они шли по ночному городу, и Митя пытался слово в слово передать рассказ отца. Лена не перебивала. Слушала внимательно и вдумчиво. Когда он закончил, вздохнула:
- Почему так происходит, Мить? Один человек старается жить честно. Работает, экономит, хочет как-то улучшить свою жизнь. Но всегда находится кто-то, кто пытается обмануть. И ведь им, таким людям, ничего не бывает за это. Если твой папа всё правильно понял, и по закону той женщине ничего нельзя сделать, значит, это плохой закон. Даже мне ясно, что никаких мошенников не было. Она сама мошенница.
- Я тоже так думаю. Только доказать вряд ли что-то получится. А если и получится и её заставят платить, представляешь, сколько лет она будет выплачивать. Отец откладывал бОльшие суммы, часть денег у него была, и то несколько лет собирал. Плюс кредит. Нет, Лена, кажется, это очередная папина финансовая катастрофа. Пожалуй, самая крупная из всех. И на этот раз он в ней не виноват.
- Обидно.
- Конечно. Представляю, каково отцу сейчас. Но есть один положительный момент.
- Положительный?
- Ну да. Вдруг они с мамой снова будут жить вместе. Знаешь, мне кажется, что им плохо друг без друга. Ведь это мама первая почувствовала, что с ним что-то произошло. Они так и жили по одному, не строя новых отношений. Просто им трудно было понять друг друга. Как нам с Аннушкой.
- С Аннушкой? У тебя есть девушка?
- Есть. Мы учились в одном классе, теперь в институте вместе.
- У тебя есть девушка, но ты провожаешь меня. А если она спросит, где ты был?
- Скажу, что провожал тебя. Что ты согласилась меня выслушать, тогда, когда ей было не до моих проблем.
- Так прямо и скажешь?
- А почему нет? Ведь это же правда.
- Странный ты человек, Митя. Неужели никогда не врёшь?
- Зачем? Если ты уважаешь человека, надо быть с ним честным.
- Ну, не знаю. Мне кажется, что иногда лучше промолчать.
- Ты же сказала «если спросит». Спросит, отвечу как есть. Лена, а как ты вообще добираешься домой?
- У нас есть развоз, ты разве не знал? Конечно, не знал, ты ведь сразу убегаешь после работы.
- Я близко живу. Если по прямой через дворы, то и вовсе рукой подать. А тебя сегодня, значит, заставил идти пешком, да ещё так далеко. Прости меня, пожалуйста.
- Не за что прощать. Я сама просила рассказать, да и погода сегодня хорошая. А гуляю я редко. Учёба и работа — всё.
- Слушай, мы завтра с ребятами на экологическую акцию выходим, очищать от мусора берег реки. Если хочешь, приходи тоже. Это, конечно, не отдых, а работа, но море свежего воздуха и хорошего настроения гарантирую. У нас всегда весело.
- А твоя девушка не заревнует?
- Она не пойдёт. - Митя нахмурился. - Занята другими делами. Но ты не думай, я пригласил бы тебя, и если бы Аннушка там была. Ты — мой друг, и я не собираюсь это скрывать.
- Я подумаю. - Лена остановилась и указала на подъезд ближайшего дома. — Вот и пришли.
- Проводить до квартиры? Поздно.
- У нас свет на лестнице и домофон хороший. Чужих не бывает. Спасибо, Митя.
- За что? Это тебе спасибо.
- За то, что считаешь меня другом. - Лена не улыбнулась, махнула ему ладошкой. - Пока!
Дома разговор с мамой затянулся далеко за полночь.
- Что ж, пусть приходит. — сказала она наконец. — Раз уж получилось так. В том, что произошло, его вины действительно нет. А оставлять человека в беде — это неправильно. Я сама позвоню ему завтра. Митя! Ты время видел? Тебе же вставать рано.
- Я привык. - Митя улыбнулся и уткнулся носом в её пушистые мягкие волосы. — Мам, ты знаешь, что самая замечательная у меня?
- Ещё нет. Никто не говорил.
- Вот я и говорю.
- Ты хитрый лис, Митька. Но всё равно спать. Интересно, Аннушка твоя, как поднимется в выходной?
- Она не едет. Но, может быть, будет другой человек.
- Девушка? Митя, я, конечно, твоя самая замечательная мать, но, знай, что морочить голову двум девушкам одновременно непорядочно с твоей стороны.
- Как ты догадалась? Девушка. Лена. Мы работаем вместе. Лена — друг. Она предложила свою помощь, когда я искал папу. Она очень хорошая. Но я не морочу. Лена знает, что у меня есть Аннушка.
- Есть ли... Тебя послушать, так кругом исключительно хорошие люди. Мить, идеалистом быть вредно и непрактично. А твои отношения с Аней...
- Мама, идём спать. Я тебя люблю и уважаю, но в своих отношениях разберусь сам, ладно?
- Ладно, разбирайся, сынок. Спокойной ночи.
Лена пришла к месту сбора. Митя ещё издалека увидел её голубую курточку и улыбнулся. На сердце сразу стало теплее.
- Ребята, знакомьтесь. Лена. Мы работаем вместе. — Представил он девушку. — Она решила нам помочь.
- Ну что ж, здорово. - Откликнулся кто-то из парней. - Лена, ты нас не бойся. Мы мирные, социально сознательные люди. Делаем мир лучше.
- А я не боюсь. - Лена стояла рядом с Митей. - И тоже люблю делать мир лучше.
- Наш человек!
Когда садились в автобус, одна из согруппниц потянула Митю за рукав.
- Лебедев, а как же Аннушка? Она ведь узнает.
- Узнает что? - Митя смотрел прямо на девушку. - Что мы вместе с тобой и Леной убирали мусор? Так она в курсе.
- Но она всё ещё твоя девушка?
- Разумеется.
- Странный ты, Митя. Если бы мне сказали про такое...
- Ну ты не Аннушка, правда? У каждого человека своё отношение к одним и тем же вещам. Поэтому просто с пользой и весело проведём этот день.
Митя видел, как девчонки, сбившись в группку, что-то обсуждают, косясь на него и Лену, но решил не обращать на них внимания. Не первый раз. Он привык.
Работали действительно весело. Много смеялись, необидно подкалывали друг друга, спорили, кто больше мешков мусора собрал. Потом жевали принесённые с собой бутерброды, пили чай из большого термоса, немного, всем по глотку, но всё равно было здорово.
- А может быть чего покрепче по глотку? - Заикнулся кто-то из парней. - Вернёмся в город и посидим где-нибудь.
- Это без меня. - серьёзно отозвался Митя. - У меня ещё сегодня дела. Лена, ты, если хочешь, оставайся с ребятами.
- Нет. - Отказалась она. - Всё было здорово, но я домой. Проводишь?
- О чём речь.
Девчонки снова насторожились.
- Похоже, у тебя могут быть проблемы. — Тихо сказала Лена. — Аннушке твоей точно опишут наш субботник в красках. Девочкам я, кажется, очень не нравлюсь.
- Девочкам всегда надо что-то обсуждать и чем-то возмущаться. - Успокоил её Митя. - Аннушка просто не станет слушать.
-Хорошо, если так.
Проводив Лену, Митя позвонил домой.
- Мама, что отец сказал? Ты говорила с ним?
- Говорила. — Сердито сообщила мама. — Принялся отказываться изо всех сил, а тоска в голосе, как у побитого пса. Будто я не слышу. Сказала, чтобы не выдумывал и ехал сюда.
- Согласился?
- Вроде бы.
- Ладно, тогда я тоже домой. Думал, может быть, заехать за ним, помочь с вещами.
- Митя, умоляю тебя. Когда это у твоего отца было много вещей? Приезжай, передвинем диван. Надо же организовать нормальное спальное место.
- Еду, мам.
Он улыбнулся. Мама всегда так: сердится, ворчит, но никогда не откажет в помощи. Набрал и Аннушкин номер, послушал длинные гудки, не дождавшись ответа, вздохнул. Вот же принципиальная какая. Ну ничего, пусть отдохнёт, развеется, и всё обязательно встанет на свои места.
Продолжение будет опубликовано 7 декабря
*****************************************
📌 Подписка на канал в Телеграм 🐾
***************************************