Найти в Дзене

Города порока Содом и Гоморра: наказали людей за гостеприимство

Содом и Гоморра - два города где-то у Мёртвого моря, давно стёртые с лица земли, но продолжающие жить в языке, культуре и даже в научных диспутах. О них говорят тысячи лет, и каждый раз по-новому. И. Эйтевал, «Лот с дочерьми», 1600. И всё-таки, что же там произошло? За что их действительно наказали? И почему недавние раскопки заставили учёных пересмотреть старые версии? Как Библия рассказывает историю Содома и Гоморры Если начать с Книги Бытия, картина кажется довольно прямолинейной: Бог якобы решил уничтожить города из-за людских пороков. Но в тексте всё куда сложнее, и порой даже противоречиво. Джон Мартин — «Содом и Гоморра» Сначала мы видим Авраама, который встречает Трёх Путников. Так в иконографии обозначают Бога и двух ангелов. Он принимает их у себя под дубом Мамврийским, угощает, предлагает отдых - так в древности проявляли уважение к странникам. И уже там, за трапезой, звучит тревожная весть: грехи Содома и Гоморры стали настолько тяжкими, что города могут быть стерты с лица
Оглавление

Содом и Гоморра - два города где-то у Мёртвого моря, давно стёртые с лица земли, но продолжающие жить в языке, культуре и даже в научных диспутах. О них говорят тысячи лет, и каждый раз по-новому.

И всё-таки, что же там произошло? За что их действительно наказали? И почему недавние раскопки заставили учёных пересмотреть старые версии?

Как Библия рассказывает историю Содома и Гоморры

Если начать с Книги Бытия, картина кажется довольно прямолинейной: Бог якобы решил уничтожить города из-за людских пороков. Но в тексте всё куда сложнее, и порой даже противоречиво.

Джон Мартин — «Содом и Гоморра»
Джон Мартин — «Содом и Гоморра»

Сначала мы видим Авраама, который встречает Трёх Путников. Так в иконографии обозначают Бога и двух ангелов. Он принимает их у себя под дубом Мамврийским, угощает, предлагает отдых - так в древности проявляли уважение к странникам. И уже там, за трапезой, звучит тревожная весть: грехи Содома и Гоморры стали настолько тяжкими, что города могут быть стерты с лица земли.

Авраам возражает, сомневается. Он будто торгуется с Богом, постепенно снижая «порог праведников» - с пятидесяти до десяти. Если найдутся хотя бы десять порядочных людей, города будут помилованы. Но, как можно догадаться, этого минимума так и не набралось.

Лот, ангелы и тот самый злосчастный вечер

Дальше повествование резко меняет тон. Два ангела отправляются в Содом и встречают Лота - племянника Авраама. Он тут же приглашает их переночевать. Гостеприимство в тех краях было не просто красивым жестом, а настоящим законом выживания.

Авраам встречает бога Яхве и двух ангелов в своем шатре. Картина Джеймса Тиссо
Авраам встречает бога Яхве и двух ангелов в своем шатре. Картина Джеймса Тиссо

Однако не успевают они разделить трапезу, как дом оказывается окружён жителями города. Они требуют вывести гостей. В библейском тексте используется слово «познать», что в религиозной традиции трактуют как попытку надругательства. Но смысл ситуации шире. Это, прежде всего, грубое нарушение закона гостеприимства - одного из самых важных в древних обществах.

Содомляне принуждают Лота отдать им гостей. Картина Джеймса Тиссо
Содомляне принуждают Лота отдать им гостей. Картина Джеймса Тиссо

Лот, пытаясь защитить гостей, предлагает толпе своих дочерей. Момент неприятный, вызывает внутренний протест у современного читателя. Но в логике древнего Ближнего Востока его поступок считался попыткой защитить тех, кто находится под его кровом, - любой ценой. Впрочем, ангелы не дают ситуации развиться и ослепляют содомлян.

Бегство Лота и судьба его семьи

Лот и его семья бегут из Содома
Лот и его семья бегут из Содома

Ангелы велят Лоту увести своих родных. Лот бежит в сторону города Сигор, но жена - та самая, ставшая символом необдуманного поступка - оглядывается назад и погибает. В тексте говорится, что она превращается в соляной столб.

Сегодня многие геологи и археологи вполне допускают, что вспышка, сопровождавшая катастрофу, могла ослепить человека мгновенно. И, конечно, соляные отложения в тех местах - явление обычное. Люди легко могли интерпретировать это как божественный знак.

Продолжение истории: жизнь Лота после катастрофы

Франческо Альбани "Лот и дочери"
Франческо Альбани "Лот и дочери"

Интересно, что на этом сюжет не заканчивается. Лот, спасшийся из Содома, уходит жить в пещеру. Его дочери оказываются перед пугающей перспективой остаться без возможности продолжить род. Так появляется эпизод, который редко обсуждают вслух, но он есть в древнем тексте: девушки опаивают отца вином, чтобы забеременеть.

От этих союзов якобы произошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Сюжет можно интерпретировать по-разному, но в целом он подчёркивает мысль: спасшиеся далеко не всегда оказываются моральными ориентиром

За что же всё-таки были наказаны Содом и Гоморра?

Камиль Коро. Разрушение Содома, 1857
Камиль Коро. Разрушение Содома, 1857

Здесь начинается самое интересное. Многие уверены, что ответ очевиден: города погибли из-за того, что содомляне хотели надругаться над гостями. Но сами библейские пророки дают совсем другой перечень причин.

— Иеремия говорит о прелюбодеянии и лживости.

— Иезекииль - о гордости, пресыщенности, праздности и отсутствии милосердия по отношению к бедным.

Про попытку надругательства они даже не упоминают.

Н. Ломтев. Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре, 1845
Н. Ломтев. Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре, 1845

Получается, что главный грех - жестокое, высокомерное, презрительное отношение к людям и нарушение закона гостеприимства. То есть проблема - не в сексуальной сфере, как часто утверждают поздние комментаторы, а в социальной: жители Содома проявили себя как люди, которым чужды сострадание и элементарная человеческая порядочность.

Что говорят археологи и учёные?

Раскопки в Телль-эль-Хаммам на месте предполагаемого местонахождения городов Содома и Гоморры.
Раскопки в Телль-эль-Хаммам на месте предполагаемого местонахождения городов Содома и Гоморры.

С середины XIX века исследователи пытались найти материальные следы Содома. Долгое время - безуспешно. Но раскопки в районе Телль-эль-Хаммам перевернули картину. Там обнаружили слой грунта, похожий на результат мощного теплового воздействия: оплавленные кирпичи, стекло, пепел, следы перегоревших конструкций.

Были найдены и человеческие останки. Некоторые кости содержали микротрещины, заполненные расплавленным песком - такое могло произойти только при мощной ударной волне. Ученые предполагают: около 3,5 тысячи лет назад в этом районе мог взорваться метеорит.

Подобные события хорошо известны науке - достаточно вспомнить Тунгусское явление. Так что версия выглядит вполне реалистичной. Катастрофа была природной, но в сознании древних людей получила религиозное толкование.

Почему история Содома до сих пор вызывает споры?

Наверное, потому, что она касается не только религии. Это ещё и попытка понять природу человеческого поведения. Текст напоминает: разрушение может быть следствием не только внешних сил, но и внутреннего распада общества.

-10

А ещё эта история показывает, как древние мифы переплетаются с реальными природными явлениями. Метеоритный взрыв превращается в «огонь и серу», ослепление от вспышки — в превращение в соляной столп, а социальная жестокость - в «великое беззаконие».

В конце концов каждый сам выбирает, как читать это предание: как религиозный урок, как археологическую загадку или как притчу о человеческом равнодушии.

Если вас интересуют такие темы — не стесняйтесь смотреть глубже, задавать вопросы и возвращаться к древним текстам с новым взглядом. Иногда именно там скрываются самые неожиданные ответы.

Поддержите статью лайком 👍, и не забудьте подписаться!