Найти в Дзене

2 ДЕКАБРЯ. АВДЕЙ-РАДЕТЕЛЬ

Старики утверждают: «Авдей и зимой в труде о своём хозяйстве радеет». Он старатель, хозяин. Авдей работой силён: обухом топора дверные косяки простукивает, чтобы всякая тварь нечистая прочь ушла, чтобы мороз закалил дом. Берёзовые кряжи из-под снега выбивает, раскалывает. Дров немало надобно. Самовар да русская печь – и в доме речь! «У холодной печи не согреешься!» Радеть – это хлопотать душою, усердно поправлять дела. «Что людям радеешь, то и сам добудешь». Метель дорогу перенимает, всякую тварь, что зло сотворить помышляет, в щели земные, в трещины загоняет. Авдей горячо желает, чтобы всё земное, обитающее в своих норах и дуплах, берлогах и становищах, речных урочищах, в своих местах, отзимовало бы в тепле и сытости, не порушили чтобы ледяные дожди да оттепели: в дальних полях – стогов, на нивах – озимых хлебов. «Звёзды что искры пышут, в небе ярко горят – сильный холод зрят». «Загремел зимой гром – на землю свиренье* привёл». «Дым столбом – и мороз таков». Образ мороза странен и з

Старики утверждают: «Авдей и зимой в труде о своём хозяйстве радеет». Он старатель, хозяин. Авдей работой силён: обухом топора дверные косяки простукивает, чтобы всякая тварь нечистая прочь ушла, чтобы мороз закалил дом. Берёзовые кряжи из-под снега выбивает, раскалывает. Дров немало надобно. Самовар да русская печь – и в доме речь!

«У холодной печи не согреешься!»

Радеть – это хлопотать душою, усердно поправлять дела.

«Что людям радеешь, то и сам добудешь».

Метель дорогу перенимает, всякую тварь, что зло сотворить помышляет, в щели земные, в трещины загоняет.

Авдей горячо желает, чтобы всё земное, обитающее в своих норах и дуплах, берлогах и становищах, речных урочищах, в своих местах, отзимовало бы в тепле и сытости, не порушили чтобы ледяные дожди да оттепели: в дальних полях – стогов, на нивах – озимых хлебов.

«Звёзды что искры пышут, в небе ярко горят – сильный холод зрят».

«Загремел зимой гром – на землю свиренье* привёл».

«Дым столбом – и мороз таков».

Образ мороза странен и загадочен в представлении наших предков. И это неспроста.

Наши прадеды знали, что хитростью брала нечистая сила, и морозу, чтобы настигнуть

нечистую силу, нужна была и хитрость, и мудрость – не меньшая. Об этом говорится в загадке так:

«Стоит дуб без корня, без ветвей,

сидит птица на нём варан;

пришёл к нему старик без ног,

снял его без рук,

заколол без ножа,

сварил без огня,

съел без зубов».

-2