Когда жил Иеремия, при каких царях служил? Каковы были взаимоотношения пророка с царями? Каковы были его отношения с другими пророками? Как ему удавалось придать силу и ясность своим пророчествам? Какое место занимает его книга в предвечном замысле Божьем?
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ЖИЗНИ ИЕРЕМИИ?
Первый стих книги связывает Иеремию с Анафофом в земле Вениаминовой, городом, который находился примерно в четырех километрах к северо-востоку от Иерусалима. Когда израильский народ овладел Палестиной, Анафоф был завоеван Иисусом Навином и предназначен для священников (Иис. Н. 21:13-19; 1 Пар. 6:57-60). Иеремия жил как в этом городе (Иер. 29:27), так и в Иерусалиме (29:1; 32:2, 3, 7-9; 38:6, 13; 39:14). Хотя нет свидетельств в пользу того, что Иеремия служил священником, его отец был священником (1:1), и сам он, следовательно, вырос в священнической среде.
В Иер. 1:2, 3 точно указывается время, когда жил пророк. Пророческое служение Иеремии охватывает период с тринадцатого года правления Иосии по одиннадцатый год правления Седекии, когда жители Иудеи были уведены в вавилонское пленение. Но и после падения Иудеи Иеремия продолжал свой труд в ссылке, будучи уведен собственным народом в Египет (43:1-7; 44).
Иосия стал царем в 640 г. до н.э. Следовательно, Иеремия начал свое пророческое служение в 627 г. до н.э., и оно продолжалось до 586 г. до н.э., когда Иудея опустела (39:6-14).
КТО БЫЛИ ЭТИ ЦАРИ?
За сорок лет Иеремии довелось послужить пяти царям: Иосии (640-609 гг. до н.э.; 1 Пар. 3:14-17; 4 Цар. 21:23—22:2), Иоахазу (Саллуму; 609 г. до н.э.; 4 Цар. 23:30-37; Иер. 22:11), Иоакиму (609-598 гг. до н.э.; 2 Пар. 36:5-9), Иехонии (598 г. до н.э.; 4 Цар. 24:6-12; Иер. 22:24-30) и Седекии (597-586 гг. до н.э.; 4 Цар. 24:17-20; 2 Пар. 36:10-13). Из этих пяти царей лишь Иосия должным образом служил Богу и народу (4 Цар. 22:1—23:8; 2 Пар. 34; 35).
ОТ СОЛОМОНА ДО ИОСИИ
Духовный упадок во времена Иеремии восходит ко времени царя Соломона в 1000 г. до н.э. За пятьсот лет до Соломона Бог через Моисея объявил, чего не должен делать израильский царь (Втор. 17:15-17). Например, царь не мог умножать себе жен, а Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:1-8). Соломон делал как раз все то, что Бог отверг!
Бог определил, что царь должен переписать для себя завет Божий, каждый день читать Писание и исполнять “все слова закона этого и постановления эти” (Втор. 17:18-20). Соломон этого не делал! В 3 Цар. 11:4-10 и в 4 Цар. 23:13 мы читаем о позорном идолопоклонстве Соломона. Как показано в 3 Цар. 11:5-7, он угождал множеству богов: “И стал Соломон служить Астарте, божеству сидонскому, и Милхому [Молоху], мерзости аммонитской... Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской... и Молоху”.
Соломон, представлявший собой непостижимое сочетание мудрости и порочности, принес своему народу как пользу, так и вред. Он привел израильский народ к наивысшему экономическому процветанию, но заложил основание для его забвения!
Дж. А. Томпсон представил общий обзор пути, которым проследовал Израиль от времени Соломона до дней Иеремии:
“После смерти Соломона его царство распалось на два соперничающих между собой государства, Израиль и Иудею, с двумя столицами, Самарией и Иерусалимом, с двумя правительствами, с собственными армиями и религиозными обычаями. Из них крупнее и богаче был Израиль. Два государства были царствами, так что на этой совсем крошечной территории было два царя. Они сосуществовали почти два столетия, иногда воюя между собой, а иногда живя в мире. Они жили независимо друг от друга, ведя собственные войны с соседями. Но приблизительно за сто лет до того времени, когда жил Иеремия, с возвышением ассирийского царя Тиглатпаласара III (745-727 г. до. н.э.) всё изменилось. Это было роковое столетие, которое стало свидетелем множества политических и религиозных проблем, охвативших Израиль и Иудею. [Политика Ахаза привела к тому, что Иудея] была вынуждена принять на себя обязательства обычного вассала, которые включали выплату дани и признание ассирийских богов наравне с Яхве в иерусалимском храме. Ахаз должен был явиться к Тиглатпаласару в Дамаск и засвидетельствовать почтение ассирийским богам у бронзового алтаря, который стоял там. Точно такой же алтарь был поставлен в иерусалимском храме (4 Цар. 16:10-15). Положение было унизительным и едва ли могло быть одобрено народом Иудеи. Сын Ахаза Езекия (715-687 г. до н.э.), став, вероятно, выразителем недовольства многих в народе, предпринял шаги к тому, чтобы исправить политику отца. Он провёл коренные преобразования в области религии и настолько ясно продемонстрировал своё желание восстановить независимость Иудеи, что это не могло не привлечь в 701 году внимание ассирийского царя Синаххериба (705-681 г. до н.э.). Попытка Езекии сбросить с себя иго Ассирии провалилась. После его смерти его сын Манассия (687-642 г. до н.э.) вновь привёл Иудею к положению верного вассала Ассирии. Оно предполагало не только одно политическое подчинение, но и определённое признание ассирийских богов. Но он пошёл гораздо дальше того и, видимо, распахнул двери для всех видов безнравственных обрядов. Он свёл на нет реформы Езекии, позволил восстановить местные капища, дал полную свободу языческим обрядам всех видов, терпимо относился к культу плодородия с его ритуальной проституцией непосредственно на территории храма (4 Цар. 21:4-7; Зах. 1:4-5). Был разрешён даже культ Молоха, включавший в себя человеческие жертвоприношения (4 Цар. 21:6). Древние хананейские обряды, поклонение Ваалу, возведение деревянных истуканов дубрав, поклонение астральным божествам и множество других обрядов, которые были правонарушением. вновь получили свободу в Иудее. Всё это привело к стиранию границ между поклонением Яхве и язычеством и к повсеместному пренебрежению законом Моисея”.
Сын Манассии Аммон царствовал два года и делал неугодное в очах Господних так же, как делал его отец (4 Цар. 21:18-20). Пятидесятипятилетнее правление Манассии дало образец безбожия, которое оставалось в Иудее до конца.
КАК ПРАВИЛИ ЭТИ ЦАРИ?
Когда у Аммона родился Иосия, внук Манассии, Аммону, по-видимому, было около шестнадцати лет, ибо когда Аммон умер в возрасте двадцати четырех лет, Иосии было восемь (и тогда же он был провозглашен царем; 2 Пар. 34:1). Когда он стал царем, в Иудее преобладало идолопоклонство и распутство. Поэтому удивительно, что Иосия с юных лет был благочестивым человеком. Как это сталось? Некоторые полагают, что в отрочестве его учил пророк Софония. Но можно сделать и другое предположение, имеющее для нас большой смысл. А не может так быть, что в детстве Иосию воспитывал его дед, Манассия, после того как покаялся? 2 Пар. 33:9-19 рассказывает о потрясающем изменении его помыслов и жизни.
За вопиющее беззаконие и идолопоклонство Манассии Бог направил против Иудеи ассирийские войска. Для Манассии их нападение явилось событием, изменившим всю его жизнь. Манассию заковали в кандалы, обвязали медными цепями и отвели в Вавилон. После этого царь глубоко смирился перед Богом, вследствие чего был возвращен в Иерусалим. Тогда Манассия убрал идолов из дома Господнего. Он восстановил жертвенник Господень, принес жертвы мирные и хвалебные и “сказал иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву” (2 Пар. 33:16).
Откуда бы ни пришло это доброе влияние, Иосия во время тридцати одного года своего правления начал одно из самых удивительных преобразований и возрождений в истории Божьего народа. Во 2 Пар. 34:3 сообщается, что Иосии было шестнадцать, когда он стал искать Господа, что и послужило началом преобразований. К тому времени, когда ему исполнилось двадцать, он очистил Иудею и земли за ее пределами от “высот, и посвящённых деревьев, и от резных и литых кумиров”. В ходе проведения реформ были снесены жертвенники, разрушены дома блудниц, убраны лошади и колесницы, имевшие отношение к богам, и сломаны языческие столбы. Он сжег эти предметы идолослужения, бросив прах их на могилы простых людей и в поток Кедрон. Он даже убил нечестивых жрецов высот (см. 4 Цар. 23:4-20).
Вслед за коренными преобразованиями сразу же последовало возрождение, выразившееся, в частности, в праздновании Пасхи, какого не видели “от дней судей” (4 Цар. 23:22). О необыкновенной жизни Иосии в священном тексте сказано: “Подобного ему не было царя прежде него, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему” (ст. 25).
В тринадцатый год царствования Иосии начал свое пророческое служение Иеремия (Иер. 1:2). Поскольку Иосия царствовал тридцать один год, они с Иеремией трудились для Бога “в одной команде” около восемнадцати лет. Впоследствии Бог с похвалой отозвался об этом царе, говоря в отношении Иоакима: “Отец твой [Иосия] ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? — говорит Господь” (Иер. 22:15, 16).
Учитывая, что Иеремия так высоко ценил Иосию, нас не должно удивлять, что на похоронах этого царя “оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной” (2 Пар. 35:25). И напротив, по поводу короткого и нечестивого правления сына Иосии Иоахаза (или Саллума, согласно Иер. 22:10-12; 4 Цар. 23:29-33) Иеремия предложил, чтобы народ горько плакал о нем, ибо “он уже не возвратится и не увидит родной страны своей” (Иер. 22:10). Иоахаз умер изгнанником в Египте.
Следующие три царя, Иоаким, Иехония и Седекия, только ускоряли приближение вавилонского пленения. Нам требуется лишь вкратце рассмотреть действия и влияние этих трех царей.
Иеремии пришлось очень туго во время царствования Иоакима. Кейл пишет: “В самом начале царствования Иоакима священники, пороки и народ, собравшиеся в храме, схватили Иеремию за то, что он объявил, что Сион разделит судьбу Силома и что Иерусалим будет разрушен. Они решили, что он заслуживает смерти, и ему удалось избежать своей участи лишь благодаря заступничеству князей Иудеи, которые поспешили ему на помощь, напомнив народу, что подобное говорил и пророк Михей в дни Езекии и всё же не пострадал от руки царя, потому что тот боялся Бога”.
Вам когда-нибудь угрожали смертью? Иеремии угрожали. В дни Иоакима угроза смертью не была пустяком. Когда другому пророку, Урии, пригрозили смертью, он бежал в Египет. Иоаким послал в Египет людей, чтобы они нашли Урию и вернули его в Иудею. Потом Иоаким убил Урию мечом и бросил его тело на кладбище бедняков (26:20-23). Угроза смертью, исходившая от Иоакима, была явной опасностью!
Нельзя уйти от реальности Божьего закона о последствиях — “что посеет человек, то и пожнёт” (Гал. 6:7; Чис. 32:23). Этот закон четко проявился в смерти Иоакима, которого выбросили за ворота Иерусалима и похоронили неоплаканным — “ослиным погребением” (Иер. 22:18, 19). Этот эгоистичный, высокомерный, жадный царь, который бросил вызов Богу и Его пророку, разорвав в клочья и предав огню богодухновенное послание (Иер. 36:4-6, 21-25), жил в беззаконии и умер в бесславии.
Один год в царствовании Иоакима был особенно важным, так как он имеет отношение к истории Иудеи и пророчеству Иеремии. Тео Лейч пишет: “...пророк три раза отчётливо обращает внимание на четвёртый год правления Иоакима: в гл. 25:1; 36:1; 45:1; это единственные места, где упоминается этот год в гл. 2—45. Мы увидим, что каждая из этих трёх глав связана с одним из трёх разделов гл. 1, и что каждая из них в то же время резюмирует предыдущие главы, разделяя таким образом часть I, гл. 2—45, на три раздела (гл. 2—25; 26—36; 37—45), каждый из которых включает в себя в качестве итогового заключения главу, говорящую о четвёртом годе правления Иоакима и связанную с гл. 1”.
Это утверждение не только дает нам представление о композиции книги Иеремии, но также помогает нам определить временные рамки. Это был год, когда правитель Вавилона Навуходоносор в первый раз завоевал Иудею. Это завоевание положило начало цепочке событий, приведших к семидесятилетнему вавилонскому пленению Иудеи (25:11). Об этом времени Уильям Хендриксен пишет: “Это были дни смены империй. Битва у Кархемиса решила судьбу Египта и заодно Иудеи. Началось семидесятилетнее владычество Вавилона (605-536). В царствовании Иоакима можно выделить три периода: (а) вассал Египта, 608-605; (б) пользующийся относительной свободой марионеточный царь, данник Вавилона, 605-601; (в) восставший против Вавилона, 601-597”.
Когда умер Иоаким и воцарился его сын Иехония, он также оказался в вассальной зависимости от Вавилона. После короткого трехмесячного нечестивого правления Иехония был пленен. Вместе со своей матерью и многими другими он был уведен из Иудеи в Вавилон (4 Цар. 24:8-16).
Иеремия кратко осветил падение и будущее Иехонии, назвав его “сосудом непотребным” (Иер. 22:24-30). Следует отметить, что Иехония назван “лишённым детей” (ст. 30), хотя в 1 Пар. 3:17, 18 перечислены его семеро сыновей. Здесь нет противоречия; просто этим выражением утверждается, что никто из детей или потомков этого царя не взойдет на престол в Иерусалиме. Это становится важным пророчеством, если взять Мф. 1:1-11. Иисус Христос был потомком Иехонии. Таким образом, Иеремия уверяет нас, что Иисус никогда не будет сидеть на престоле Божьем в Иерусалиме, а это есть не что иное, как похоронный звон по всем ложным утверждениям премилленариев о том, что Иисус однажды воссядет на него, чтобы царствовать там тысячу лет! Иисус возвратится на землю не для того, чтобы править, но когда Он придет, Его подготовленный народ встретит Его в воздухе (1 Фес. 4:16, 17; см. Деян. 1:9-11).
Последним царем Иудеи был Седекия (4 Цар. 24:17-20; 2 Пар. 36:10-13). Он являет собой печальный пример человека, которому навязали роль вождя и которому никогда не следовало бы им становиться. Во время своего одиннадцатилетнего правления он постоянно метался из стороны в сторону, прислушиваясь к любому, кто находился рядом. Он ни разу не принял твердого решения, основанного на здравом смысле или на Божьем законе. Он то совершал правильные поступки, то следовал дурным советам. Даже когда Иеремия возвещал волю Божью, то или иное злое влияние, казалось, было ближе к нему. Ему, как и всем нам, нужно было понять, что Бог не далеко от нас. Однако Седекия пренебрегал Богом и Божьим посланцем, избирая легкий путь избежать ответственности. Уильям Хендриксен поясняет: “Седекия был слабовольным человеком. В глубине сердца он знал, что Иеремия слуга Яхве и что его пророчества исполнятся. Он даже, можно сказать, был исполнен своего рода суеверного уважения к пророку и снова и снова спрашивал его совета. Совет был всегда один и тот же: «Покорись царю Вавилона, которому ты поклялся в верности, и не участвуй ни в каких восстаниях». Но Седекия боялся своих вельмож и полководцев и не осмелился воспротивиться их требованиям поднять восстание”.
Соглашательское, нерешительное, изменчивое поведение Седекии привело к тяжелой жизни, полной позора и неудач. Он потерпел неудачу как муж, когда его жен увели в Вавилон (Иер. 38:23). Он потерпел неудачу как отец, когда на его глазах убили его сыновей (39:4-6; Быт. 18:19). Он потерпел неудачу как мужчина, когда ему была предоставлена возможность спасти свою жизнь (Иер. 38:17, 18). Он потерпел неудачу как царь, когда выбрал путь, который привел к разрушению и сожжению Иерусалима (38:23; 39:8; 2 Пар. 36:17-19; 4 Цар. 25:6-11).
Это жалкое поражение было результатом страха. Из-за страха Седекии перед чиновниками (Иер. 38:2-6) пророк, который мог бы привести его к праведной жизни, был брошен в яму умирать. Седекия боялся, что иудеи могут надругаться над ним, тогда как настоящей силой, определявшей его судьбу, были Навуходоносор и Бог (38:17-19). Когда вавилоняне ворвались в Иерусалим, он бежал. Если бы он сдался, то остался бы жив и спас бы город (38:17; см. 39:1-8).
Сколько людей из страха отвратились от Бога, вместо того чтобы обратиться к Нему? Сколько людей, страшась ближайших трудностей, выбирают образ жизни, который лишь увеличивает трудности? Сколько людей в страхе перед временными стрессами бренной жизни последовали путем, который привел к вечной печали?
Согласно Иосифу Флавию, Седекия до самой смерти находился в заключении в Вавилоне, после чего ему были устроены царские похороны.
КАКИМ БЫЛО УМОНАСТРОЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ИУДЕИ?
Каким было умонастроение в Иудее после того, как четыре последних царя распространили идею о восстании? По мере того как завоевание Вавилоном становилось все большей реальностью, осознали ли люди свою нечестивость? Захотели ли покаяться? Джеймс Смит пишет:
“Некоторые даже заявляли, что причиной всех бедствий были реформы царя Иосии. «Нам следует, — говорили эти люди, — вернуться к языческим обрядам времён Манассии. Когда Иосия разрушил языческие капища, он оскорбил богов. Если мы хотим когда-либо обрести мир и благоденствие, то должны добиться расположения этих оскорблённых божеств». Такое отношение лучше всего выражено остатком иудеев, бежавших в Египет после смерти Годолии (Иер. 44:15-19); но такие взгляды, несомненно, существовали и до падения Иерусалима. Иезекииль упоминает о женщинах, плачущих по Фаммузе у ворот Иерусалима (8:14), о мужчинах, поклонявшихся солнцу у жертвенника Господня (8:16-18), и о старейшинах, которые в тёмных комнатах храма кадили перед изображениями животных (8:7-13)... Другая широко распространённая точка зрения заключалась в том, что Господь оставил эту землю. (Иез. 9:9). Некоторые считали, что Господь несправедлив к народу. Они полагали, что несут наказание за дела своих отцов. Такое мнение выражал известный афоризм тех дней: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31:29; Иез. 18:2). А кое-кто дерзко заявлял, что путь Господа неправ и несправедлив (Иез. 18:25)”.
Таковы были трагические времена, в которые Иеремия был призван проповедовать и записывать Божье послание. Он жил в безнравственном обществе, которое катилось к гибели. День за днем и событие за событием картина почти не менялась. Все это приводило к многократному повторению упреков, которые были не столько литературным однообразием, сколько следствием постоянной социальной и духовной нищеты.
Как бы вы поступили в такой ситуации? Дрогнула ли бы ваша вера в этой земле похоти и беззакония? Остались бы вы проповедовать тем людям? Можно извлечь удивительные уроки, отвечая на эти вопросы.