Найти в Дзене
Алексей Туркин

К СЪЕЗДУ ШКОЛ РАБОЧИХ-ПОДРОСТКОВ

Надежда Константиновна Крупская За минувший год школы рабочих-подростков стали на ноги, завоевали себе право на существование. Сейчас в школах фабзавуча обучается около 50 тыс. подрост­ков, и дело это развивается все больше и больше. Маркс подчеркивал в «Капитале» громадное зна­чение соединения обучения с производительным тру­дом. В этом соединении он видел не только «одно из средств для увеличения общественного производства», но и «единственное средство для производства всесто­ронне развитых людей»(1). В «Критике Готской програм­мы» он писал: «...соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества»(2). Эти слова Маркса особенно уместно напомнить съезду школ рабочих-подростков. Первый съезд школ рабочих-подростков происхо­дит в момент, когда первый этап революции — защита Советской республики от внешних и внутренних вра­гов — пройден. Советская республика отвоевала своё право на существование; теперь мы вступил
Надежда Константиновна Крупская
Надежда Константиновна Крупская

За минувший год школы рабочих-подростков стали на ноги, завоевали себе право на существование. Сейчас в школах фабзавуча обучается около 50 тыс. подрост­ков, и дело это развивается все больше и больше.

Маркс подчеркивал в «Капитале» громадное зна­чение соединения обучения с производительным тру­дом.

В этом соединении он видел не только «одно из средств для увеличения общественного производства», но и «единственное средство для производства всесто­ронне развитых людей»(1). В «Критике Готской програм­мы» он писал: «...соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества»(2).

Эти слова Маркса особенно уместно напомнить съезду школ рабочих-подростков.

Первый съезд школ рабочих-подростков происхо­дит в момент, когда первый этап революции — защита Советской республики от внешних и внутренних вра­гов — пройден. Советская республика отвоевала своё право на существование; теперь мы вступили во второй этап: необходимо укрепить материальную базу Совет­ской республики. Эта задача для нашей отсталой, ис­тощённой войной империалистической, войной граждан­ской, измученной голодом страны чрезвычайно трудна.

Она была бы непосильна, если бы страна не прошла через горнило революции, если бы сознание того, что наша Советская республика является опорным пунктом мировой социалистической революции, не воодуше­вляло рабочий класс РСФСР на величайшие подвиги на фронте труда.

Только этот энтузиазм служит нам порукой, что все препятствия будут преодолены.

Само собой, центральным вопросом на съезде школ подростков будет вопрос о том, как наиболее целесо­образно и производительно поставить подготовку квалифицированной рабочей силы. Но необходимо также уделить достаточно места и вопросу о том, как по­строить занятия так, чтобы школы рабочих-подрост­ков подготовляли не только квалифицированных рабо­чих, но также и рабочих сознательных; эти две задачи должны слиться воедино. Без революционного энту­зиазма нельзя победить разруху даже силами квали­лицированных рабочих. Необходимо, чтобы над шко­лами подростков веял дух революции.

Может, вначале, когда революционная атмосфера улицы захватывала подростков, отсутствие продуман­ной программы занятий по обществоведению не име­ло ещё такого большого значения. Но теперь, когда революция пошла на углубление, необходимо обратить самое серьёзное внимание на социально-общественное воспитание рабочего-подростка в школе.

Школа рабочих-подростков должна давать не толь­ко те знания, которые имеют непосредственное отно­шение к делаемой подростками работе — счёт, сведения по химии, механике, грамотность, — но также и те знания, которые делают из рабочего строителя новой жизни, сознательного коммуниста.

Обращается ли внимание на эту сторону дела в на­ших школах фабзавуча?

Не обращается совершенно.

Возьмём программы, предлагаемые Главпрофобром для школ подростков по слесарно-токарной, слесар­но-кузнечной и столярно-мебельной, красно- и бело-деревщицкой специальностям.

Какое там соотношение между работой в мастер­ской и работой в школе?

Из 167 годовых часов 107 часов уделяются работе в мастерской, 60 часов — работе в классе; но из этих 60 часов классных занятий на обществоведение уделяет­ся лишь 1,5 годового часа.

Буржуазные школы заводского ученичества в Аме­рике и Германии (довоенные) половину времени уде­ляли на занятия в классе, и из этой половины гораз­до больше времени уделяли на общественные науки. А в стране, где рабочие должны перестроить всю жизнь в коммунистическом духе, на обществоведение уделяет­ся меньше 1,5 годового часа. Причём надо иметь в виду, что в американские и германские школы ученики при­ходят, проучившись в общеобразовательной школе 6 лет, а у нас — 2—3 года.

Нельзя же так перегибать палку и из одной край­ности бросаться в другую. Квалификация — дело нуж­ное, необходимое; но нельзя отдавать ей всё время, со­вершенно забывая о личности ученика. Или предпола­гается, что после восьмичасовой нагрузки ученик бу­дет пополнять пробелы в своих знаниях путём само­образования? Чудные мы люди!

Как учить обществоведению, нигде ничего не гово­рится в программах школ рабочих-подростков.

Не входит в круг занятий учеников фабзавуча и изучение организации труда ни в мастерской, ни в об­ществе, не входит и гигиена, не входит и гимнастика.

Школа с такой программой не имеет в виду гото­вить сознательного рабочего, понимающего задачи про­изводства и задачи своего класса.

Программы школ рабочих-подростков должны быть пересмотрены на съезде школ рабочих-подростков.

Обществоведению и организации труда должно быть отведено в них неизмеримо большее место.

1922 г.

Н.К. Крупская, ПСС, т.4

(1) К. Маркс, Капитал, т. I, кн. 1, М., Госполитиздзт, 1955, стр. 488—489.

(2) К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XV, стр. 286.

#политехническое, #обучение