Надежда Константиновна Крупская За минувший год школы рабочих-подростков стали на ноги, завоевали себе право на существование. Сейчас в школах фабзавуча обучается около 50 тыс. подростков, и дело это развивается все больше и больше. Маркс подчеркивал в «Капитале» громадное значение соединения обучения с производительным трудом. В этом соединении он видел не только «одно из средств для увеличения общественного производства», но и «единственное средство для производства всесторонне развитых людей»(1). В «Критике Готской программы» он писал: «...соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества»(2). Эти слова Маркса особенно уместно напомнить съезду школ рабочих-подростков. Первый съезд школ рабочих-подростков происходит в момент, когда первый этап революции — защита Советской республики от внешних и внутренних врагов — пройден. Советская республика отвоевала своё право на существование; теперь мы вступил