Найти в Дзене
МониторингАвто

Как определить местоположение ТС при глушении GPS: LBS-технологии в мониторинге транспорта

В сфере контроля транспорта уже давно используются GPS/ГЛОНАСС-трекеры. Однако в условиях глушения GPS в России они определяют местоположение ТС с перебоями. Здесь на помощь перевозчикам приходит альтернатива — LBS-мониторинг. Что такое LBS и как это работает LBS (Location-Based Services) — это технологии определения местоположения на основе сотовой сети (GSM). В отличие от GPS, которая «слушает» спутники, LBS-устройство «общается» с вышками сотовой связи. Как строится работа при использовании GSM-связи: Каждая базовая станция сотовой связи имеет свой уникальный идентификатор — Cell ID (CID). Трекер с технологией LBS знает, с вышки с каким CID оно получает самый сильный сигнал. Координаты всех вышек операторов известны и занесены в специальные базы данных. Когда LBS-трекер отправляет данные на сервер, он передает не GPS-координаты, а тот самый Cell ID. Сервер мониторинга, получив Cell ID, сопоставляет его с координатами из своей БД и отображает местоположение объекта на карте. Обычно
Оглавление

В сфере контроля транспорта уже давно используются GPS/ГЛОНАСС-трекеры. Однако в условиях глушения GPS в России они определяют местоположение ТС с перебоями. Здесь на помощь перевозчикам приходит альтернатива — LBS-мониторинг.

Что такое LBS и как это работает

LBS (Location-Based Services) — это технологии определения местоположения на основе сотовой сети (GSM). В отличие от GPS, которая «слушает» спутники, LBS-устройство «общается» с вышками сотовой связи.

Как строится работа при использовании GSM-связи:

  • Каждая базовая станция сотовой связи имеет свой уникальный идентификатор — Cell ID (CID). Трекер с технологией LBS знает, с вышки с каким CID оно получает самый сильный сигнал.
  • Координаты всех вышек операторов известны и занесены в специальные базы данных. Когда LBS-трекер отправляет данные на сервер, он передает не GPS-координаты, а тот самый Cell ID.
  • Сервер мониторинга, получив Cell ID, сопоставляет его с координатами из своей БД и отображает местоположение объекта на карте. Обычно точка ставится в условном центре зоны покрытия этой вышки.
  • Более продвинутые методы LBS-позиционирования могут рассчитывать задержку сигнала от нескольких вышек для повышения точности.

Современные ЛБС-системы используют не только сотовую связь, но и Wi-Fi, Bluetooth и другие источники сигнала. Например, метод WPS определяет геолокацию объекта по Wi-Fi-точкам. Трекер принимает сигнал от нескольких ближайших точек и рассчитывает расстояние до каждой из них на основе затухания сигнала. В итоге удается выявить геолокацию объекта.

Ключевые отличия LBS от GPS/ГЛОНАСС

Сравним эти технологии по основным параметрам.

Точность геолокации. Если у GPS/ГЛОНАСС погрешность составляет 2-5 м, то у LBS она варьируется от 25–100 метров до нескольких километров, в зависимости от плотности застройки и количества вышек и точек доступа.

Энергопотребление. Оно у LBS-трекеров более низкое, так как устройству не нужно постоянно искать спутники.

Скорость определения геолокации. Связь с вышкой устанавливается почти мгновенно, в то время как с GPS/ГЛОНАСС это может занять несколько минут.

Основным недостатком LBS все же считают погрешность в определении точного местоположения. Объект может отображаться где-то в радиусе действия вышки, что делает невозможным контроль, например, точного маршрута по полосам движения или стоянки на конкретной парковке.

Как LBS-технологии применяются в транспорте и логистике

Так как точность LBS-мониторинга в целом ниже, чем GPS/ГЛОНАСС, эту технологию применяют прежде всего для тех объектов, где важен сам факт перемещения и примерное местоположение, а не детальная траектория движения.

А еще трекеры с LBS работают в сложных условиях и выручают в тех в случаях, когда с GPS-сигналом наблюдаются серьезные проблемы.

Контроль выезда за геозоны. Можно задать виртуальную границу (геозону) — например, территорию склада или города. Система моментально отреагирует, когда устройство покинет зону покрытия «домашней» вышки и зарегистрируется на чужой. Это дешевый способ контролировать несанкционированное использование техники.

Мониторинг удаленной и неподвижной техники. Строительная техника, прицепы, контейнеры, генераторы, которые месяцами стоят на объекте. Здесь не нужна точность до метра, но важно знать, что объект на месте.

Резервный канал связи. Некоторые современные GPS-трекеры имеют гибридный режим. Если GPS-сигнал пропадает, устройство автоматически переключается на LBS-позиционирование. Это особенно важно для перевозчиков строительных отходов в Москве и МО, которые обязаны транслировать данные о передвижениях транспорта, местах выгрузки и загрузки отходов в АИС «ОССиГ» и САПКУТР.

«МониторингАвто» предлагает оборудование и систему мониторинга для отслеживания ТС в том числе при глушении GPS.

Гибридные устройства, например, трекер Galileosky Hub, используют и GPS, и LBS. Они могут переключаться между режимами для наилучшей передачи данных при наличии или отсутствии сигнала GPS. Такие решения обеспечивают точность отслеживания до 25–50 метров при глушении GPS. Узнать подробнее и оставить заявку можно здесь.

Оригинал статьи размещен в блоге компании "МониторингАвто": https://www.monitoring-auto.ru/blog/2025/11/kak-opredelit-mestopolozhenie-ts-pri-glushenii-gps-lbs-tehnologii-v-monitoringe-transporta/