Найти в Дзене
Диана Тевосова

5 фраз, которые разрушают детскую мотивацию

Мотивация у детей строится на связи между самостоятельностью и родительской поддержкой. И иногда фразы, произнесенные без злого умысла, могут подрывать эти основы и сформировать у ребенка негативные установки, которые будут мешать ему свободно идти по жизни.  «Ты не справишься» Родители часто говорят это без злого умысла, подразумевая, что ребенок еще слишком мал и сделает не так, как хотелось бы родителю. Но эта фраза обладает разрушающим действием. Она формирует мышление. Ребенок начинает воспринимать трудности как нечто непреодолимое, теряет уверенность в своих силах. Появляется страх. Ребенок перестает стремиться разобраться, попробовать, он ищет путь избежать выполнения задачи или отказаться от нее.  «Я сделаю сама»  Такую фразу родители часто говорят из желания сэкономить время, однако она лишает ребенка возможности самостоятельно учиться решать задачи и брать ответственность. Когда взрослый делает за ребенка то, что он может сделать сам, у него формируется зависимость и пассив
Оглавление

Мотивация у детей строится на связи между самостоятельностью и родительской поддержкой. И иногда фразы, произнесенные без злого умысла, могут подрывать эти основы и сформировать у ребенка негативные установки, которые будут мешать ему свободно идти по жизни. 

«Ты не справишься»

Родители часто говорят это без злого умысла, подразумевая, что ребенок еще слишком мал и сделает не так, как хотелось бы родителю. Но эта фраза обладает разрушающим действием. Она формирует мышление. Ребенок начинает воспринимать трудности как нечто непреодолимое, теряет уверенность в своих силах. Появляется страх. Ребенок перестает стремиться разобраться, попробовать, он ищет путь избежать выполнения задачи или отказаться от нее. 

«Я сделаю сама» 

Такую фразу родители часто говорят из желания сэкономить время, однако она лишает ребенка возможности самостоятельно учиться решать задачи и брать ответственность. Когда взрослый делает за ребенка то, что он может сделать сам, у него формируется зависимость и пассивность.

Родитель должен помогать ребенку расширять зону развития, а не делать все за него. Если задача пока ребенку не по силам, нужно сделать ее вместе с ним и объяснить, как это делается. Разложив задачу на части, можно увидеть шаги, которые ребенок уже сможет сделать сам. Ошибки в этом процессе служат двигателем на пути к научению, поэтому не стоит стыдить или ругать ребенка за них.

«Кто-то лучше, чем ты»

Несмотря на то что сейчас принято писать о вреде сравнения, я, как педагог, понимаю, что чужой пример может стать мотиватором для роста и развития. На примере другого ребенка мы можем объяснить, что хорошо, что плохо, можем проанализировать, почему у него что-то получилось, разобрать его действия.

Это важно, так как дети по природе склонны брать пример со сверстников. И если взрослый не будет направлять этот процесс, не будет объяснять, что действительно достойно внимания, то за пример ребенок может взять не хорошее, а плохое. 

Поэтому я советую родителям сформировать для ребенка круг общения из целеустремленных, умных, осознанных детей. И показывать, какие поступки и выборы других детей действительно достойны стать примером.

При этом сравнение не должно оскорблять личность ребенка, обесценивать его труды. Недопустимо выстраивать сравнение в формате «он хороший, ты плохой». Родитель не должен превозносить другого ребенка, принижая своего. Следует отмечать успехи своего сына или дочери, даже если кажется, что они меньше, чем у других детей.

«Либо делай хорошо, либо не делай вообще» 

В «Имена Продакшн» часто приходят дети со страхом ошибки. Они боятся что-то сделать не так, потому что привыкли, что дома и в школе за этим следует критика и обесценивание. И тогда мы сначала работаем с этими страхами.

Страх перед ошибкой формируется очень быстро. А потом годами мешает человеку пробовать себя в чем-то новом, проявляться, достигать целей. Но установка, что нужно сразу делать хорошо, либо не делать вовсе, не соответствует действительности. Прежде чем научиться чему-то, человек часто терпит неудачу. 

Ошибки — это важный опыт, и хорошо, если ребенок сможет получить его в безопасных условиях родительской семьи и обсудить с родителями. 

«Хватит заниматься глупостями»

Бывают ситуации, когда ребенок занимается самостоятельным творчеством, что-то придумывает, чем-то увлечен, погружен в фантазирование. В этот момент отвлекать его и обесценивать творческий процесс ни в коем случае нельзя. 

Однако есть другие ситуации, когда дети действительно занимаются не тем, чем следовало. Например, ребенок сидит в социальных сетях или играет в компьютерные игры вместо того, чтобы делать уроки. В этом случае родитель должен объяснить ему, что он занят неполезным трудом, и направить его. 

Я призываю родителей видеть и слышать своих детей, интересоваться ими. Спокойный, уважительный диалог помогает ребенку увидеть связь между своим увлечением и реальными шагами, как можно применить свои силы и таланты. И понять, чем они могут быть полезны и для него самого, и для мира.