Стрелка анемометра приблизилась к красной отметке 30 градусов. Левый борт с завидной периодичностью скрывался в морской пене. Все члены команды уселись в рядок на правом борту, вцепившись в леера и свесив ножки за борт. С моего места рулевого они были похожи на стайку воробьев, отдыхающую на проводах.
Ветер стабильно держался на отметке 25 узлов, а на порывах явно зашкаливал за тридцатку. Мы уже находились под прикрытием острова Миконос, так что особо больших волн не было, хотя нет-нет, да и плюхались о какой-нибудь гребень, и куча брызг летела через всю нашу 42-ю Баварию.
"Ещё чуть-чуть, и можно крутить поворот. Один галс - и мы у цели", - подумал я, пытаясь уклониться от очередной порции солёного душа. Всё-таки довольно тяжёлый переход получился. Почти весь день шли против волны и ветра. Скрутили, наверное, миллион галсов, но к цели двигались как-то не очень быстро.
И вот наконец-то, впереди по правому борту показался входной знак в марину.
Я прикинул угол поворота... Вроде бы должны вписаться.
- Приготовиться к повороту, - прокричал я команде. И тут же услышал голос нашего капитана Михаила:
- Отставить "к повороту".
- Почему, Миш? Мы же вписываемся.
- Может куда-то и впишемся, но в марину точно не попадём.
Я начал прикидывать. Анемометр показывает тридцать градусов. Ну пусть, тридцать пять. Значит, когда повернём, прибавим ещё столько же. Итого семьдесят. Ну да, примерно столько и есть.
- Почему не впишемся? - спросил я Михаила.
- Сейчас сам всё увидишь. Я скажу, когда крутить.
Входные знаки марины были уже на траверзе, а команды от Михаила всё ещё не прозвучало. Прошло ещё несколько минут. Вход в марину начал смещаться чуть назад и находился примерно в направлении 100 -110 градусах к нашему курсу.
- Можно поворачивать, - спокойно сказал мне Михаил.
Я отдал команду и мы скрутили поворот. Каково же было моё удивление, когда, приведясь круто к ветру до тех же 30-35 градусов теперь уже левого галса, я увидел, что нос лодки направлен точно в "ворота" марины. Ну, может немного левее.
Поверни мы чуть раньше, точно бы не вписались, пришлось бы делать ещё пару галсов.
Объяснение этому у меня было на тот момент всего одно: врёт анемометр и наш курс к ветру точно не 30-35 градусов.
Оказалось, что я был и прав и не прав одновременно. Наш курс и правда не был так крут, но и анемометр находился в исправном состоянии.
После того, как мы причалили к пирсу, сходили в душ и поужинали, Михаил собрал всю команду в кают-компании и показал запись трека, по которому мы шли. На карте явно было видно, что лавировочный угол ни разу(!!!) не был меньше 90 градусов. То есть, круче 45 градусов к ветру мы не шли.
А как же стрелка анемометра, которая приближалась к тридцати? Все очень просто. Анемометр учитывал угол не к истинному, а к вымпельному ветру. И плюс к этому, прибор совсем не брал в расчет дрейф лодки. Вот и получилось, что никакие 30 градусов к ветру наша чартерная Бавария идти не может. Если удается выдержать 45 - уже неплохо. А если идти не только против ветра, но и против хорошей волны, то и 45 может оказаться недосягаемым пределом.
Зачем я вспомнил эту историю? А затем, что если раньше одним из критериев моей идеальной лодки была ее возможность идти круто к ветру, то сегодня я этот показатель вообще не беру в расчет.
Идти против ветра, а тем более, ещё и против волны - удовольствие, прямо скажем, небольшое. Крен, тряска, брызги и минимум комфорта. Причём, чем угол к ветру острее, тем хуже самочувствие. А вот, если идти под углом градусов этак в 60, то дискомфорт будет ощущаться не так уж и сильно.
Итак, критерий первый для той морской яхты, которую я хочу - 60 градусов к ветру для меня достаточно.
Критерий второй. Лодка должна хорошо держать курс, т.е. это будет лодка с длинным килем.
Критерий третий. Мне нужна небольшая лодка длиной 7-10 метров. С парусами и управлением должен легко справляться один человек. Не понимаю, почему так популярно бермудские парусное вооружение. Имея небольшой опыт хождения с гафельным парусом, я хочу на своей морской яхте тоже гафельное парусное вооружение. С ним одни преимущества:
- мачта ниже
- не нужны никакие краспицы
- для поднятия паруса требуется на порядок меньше физических усилий, чем с высоким бермудским
Ну да, угол к ветру не такой острый, как с бермудским парусом, но мое отношение к этому параметру я уже высказал выше.
Четвёртое. Для удобства настройки парусов в разных ветровых условиях, лучше бы они были разнесены вдоль судна. То есть, хорошо бы у лодки была не одна, а две мачты.
Пятое. Возможность идти по мелководью, а значит у яхты должен быть неглубокий киль.
В результате получается суденышко, внешне чем то похожее на мою "Аргошу", но большее по размерам, с балластным килем, обитаемой каютой и двумя мачтами, т. е. с вооружением кеча.
И знаете, что интересно? Подобные лодки, оказывается есть.
Один раз я видел подобный кеч собственными глазами в одной из турецких марин.
А недавно прочитал книгу Ирины Донцовой "Дети солнца". Так вот, Денис и Ирина сами построили гафельную 10-метровую шхуну, на которой уже целых 10 лет постоянно живут и путешествуют. Вот фотография с их официального сайта.
А вы о какой морской яхте мечтаете, друзья? Или может быть у вас уже есть лодка мечты? Пишите в комментариях, интересно.