Найти в Дзене

Игры на развитие речи: 5 простых практик дома без логопеда

В последние годы тема речевых проблем у детей стала особенно актуальной — развитие речи происходит с затруднениями и задержками. Рассказываем 5 простых практик для домашних тренировок, которые можно делать без логопеда. Игры на развитие речи — важное подспорье в деле формирования речевого навыка. Владение языком и артикуляционными мышцами — часть владения телом. Чем лучше ребенок ощущает свое тело в пространстве, умеет им пользоваться, чем больше он развит физически, тем лучше у него развивается речь. Здесь есть прямая взаимосвязь. Как правило, неговорящие дети не чувствуют опору в теле. У детей с задержками и нарушением речи наблюдаются такие особенности физического развития: Первый этап на пути к запуску речи — познание своего тела. Особенно это важно для детей с моторной алалией, так как дополнительными симптомами болезни бывают моторная неловкость (ребенку сложно рисовать, лепить, выполнять задания руками), нарушение координации, трудности с жеванием и глотанием пищи. В качестве п

В последние годы тема речевых проблем у детей стала особенно актуальной — развитие речи происходит с затруднениями и задержками. Рассказываем 5 простых практик для домашних тренировок, которые можно делать без логопеда. Игры на развитие речи — важное подспорье в деле формирования речевого навыка.

  1. Учимся ощущать свое тело

Владение языком и артикуляционными мышцами — часть владения телом. Чем лучше ребенок ощущает свое тело в пространстве, умеет им пользоваться, чем больше он развит физически, тем лучше у него развивается речь. Здесь есть прямая взаимосвязь. Как правило, неговорящие дети не чувствуют опору в теле. У детей с задержками и нарушением речи наблюдаются такие особенности физического развития:

  • трудности с координацией движений;
  • неумение ходить по лестнице, поочередно переставляя ноги;
  • замедленность движений;
  • быстрая утомляемость.

Первый этап на пути к запуску речи — познание своего тела. Особенно это важно для детей с моторной алалией, так как дополнительными симптомами болезни бывают моторная неловкость (ребенку сложно рисовать, лепить, выполнять задания руками), нарушение координации, трудности с жеванием и глотанием пищи.

В качестве практики, способствующей развитию телесного восприятия и речевого навыка порекомендуем игру со скотчем. Она относится к играм на тему развития речи.

Взрослый наклеивает скотч себе на руку, проговаривая: «Это — моя рука». А ребенок отрывает этот скотч. То же самое проделывают с ногой, спиной, животом. Далее малыш делает те же действия со своими частями тела. Так он учится понимать свою телесность и ощущать каждый член своего организма.

2. Учимся концентрировать внимание

Немногие знают, что внимание и речь очень тесно связаны. Не случайно задержки речи наблюдаются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Развивать внимание нужно с раннего детства с помощью предметно-операционной деятельности.

Очень простая игра для концентрации внимания — катание мяча.

Мама и ребенок садятся друг напротив друга и катают мяч. Сначала это будет довольно крупный мяч, потом нужно заменить его игрушкой меньшего диаметра — и так дойти до мелких шариков для пинг-понга.

3. Развиваем мелкую моторику

А вот о связи мелкой моторики и речи знают, пожалуй, все. Действительно одна и та же зона мозга контролирует развитие мелкой моторики и речевых навыков. Возьмите за правило каждый день делать массаж ладошек. Да не простой, а с повторением веселой потешки.

Этот пальчик — в лес пошел;

Этот пальчик — гриб нашел;

Этот пальчик — занял место;

Этот пальчик — ляжет тесно;

Этот пальчик — много ел;

Оттого и растолстел.

Такая игра вызывает массу положительных эмоций у детей в возрасте от 1,5 до 3,5 лет. Массируя пальчики, старайтесь делать это не болезненно, но ощутимо. На пальцах находятся проекции частей нашего тела, а большой палец — проекция мозга, уделяйте ему особенное внимание.

4. Развиваем дыхание

Правильное дыхание помогает напитать мозг необходимым количеством кислорода — что имеет ключевое значение для развития. Дыхание нужно ребенку для правильного звукоизвлечения. Дыхательные упражнения помогают улучшить артикуляцию и дикцию, а также развивают координацию движений.

Для развития дыхания у детей от 2,5 лет полезно использовать праздничные язычки-дуделки. Несмотря на кажущуюся примитивность, извлечь звук из такой дудочки будет не так просто. Для начала ребенок научится правильно прикладывать губы, примерно к четвертому дню появятся навыки дудения через трубочку. Если этого не произойдет, ребенка нужно обязательно показать неврологу.

5. Делаем артикуляционную гимнастику

Простое, но очень забавное упражнение для детей от 3,5 лет. Для его выполнения вам понадобится бумажная салфетка. Из нее нужно скрутить колбаску, положить на верхнюю губу и вытянуть губы так, чтобы импровизированные «усы» не падали.

Еще больше упражнений из артикуляционной гимнастики и игр на развитие речи для детей есть в логоигрушках BertToys. Они разработаны совместно с логопедами и направлены на то, чтобы дети самостоятельно занимались дома. Логоигрушки знают много скороговорок и сказок для развития артикуляции. При этом выполнение заданий превращается для малышей в увлекательную игру, и логогимнастика перестает быть унылой обязанностью. Мы трудимся, чтобы развитие ваших детей было более простым и результативным.

Делитесь в комментариях, какие упражнения для развития речи ваши детки любят больше всего?