Прежде чем начать разговаривать активно, каждый ребенок проходит стадию знакомства со словами. Малыш слушает их, запоминает, соотносит с предметами… и только потом начинает пытаться произносить. Поговорим о том, что такое «пассивный словарь» и как его превратить в активный максимально эффективно.
Как сравнить активный и пассивный словарь?
Когда кроха начинает разговаривать, это большое событие и радость для всей семьи. О первых словах мамы с гордостью рассказывают всем вокруг и даже пытаются записывать.
Кстати, ведение словарика новых слов помогает отслеживать динамику развития речи.
Когда формирование активного словаря начинает идти быстрым темпом, мамы уже не успевают записывать новые слова, они уже переходят на запоминание забавных фраз и предложений.
Но у каждого человека, помимо активного словаря, есть еще и пассивный словарь. И появляется он раньше, чем активный. Когда ребенок еще не начал разговаривать, он уже знает много слов и может даже отвечать на вопросы. Например, на вопрос: «Где мишка?» — он покажет любимую игрушку. Формирование пассивного словаря начинается с первых месяцев жизни крохи. А к полутора годам он составляет около 800–1000 слов. Посчитать слова, которые входят в пассивный словарь — задача трудоемкая, так как нужно скрупулезно записывать все слова, которые малыш понимает в речи взрослых. Но, если задаться целью, сделать это можно.
Следует отметить, что пассивный словарь всегда будет богаче активного, не только у детей, но и у взрослых. Вспомните, как много слов, значение которых вам понятно, в речи вы не используете: трансцендентный, агрокультура, инфузории, нейтроны и т.д. Мы знаем очень много слов, которые за ненадобностью так и не переходят в активный словарь. У детей все иначе. Им приходится трансформировать запасы пассивного словаря, чтобы более продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Как перевести слова пассивного словаря в активный
Главное условие трансформации пассивного словаря в активный — непрерывное его пополнение.
Вот что для этого нужно.
- Расширение круга общения. На первых порах для ребенка важнее всего общение со значимым взрослым, но в дальнейшем, когда мама и так понимает все с полуслова, у некоторых ребятишек пропадает стимул активно разговаривать. Иногда полезно выводить ребенка из зоны комфорта, например, не подбегать на детской площадке по малейшему поводу, возможно малыш сделает над собой усилие и скажет словами, что ему нужно. Чем больше у ребенка источников общения, тем богаче будет его словарный запас. При этом нецензурной лексики при ребенке лучше избегать, так как практика показывает, что малыши запоминают ее и переводят в активный словарь куда охотнее.
- Расширение кругозора. Чем больше предметов и явлений ребенок видит, чем больше нового узнает, тем больше нейронных связей формируется у него в голове, тем быстрее идет развитие пассивного словаря.
- Расширение сенсорного опыта. Как ни странно, новые ощущения, идущие к ребенку от органов чувств (зрительные, тактильные, слуховые, обонятельные), побуждают его к поиску слов для их описания. Впечатления и чувственный опыт стимулируют развитие мозга и, как следствие, способствуют запуску речи. Пусть ваш малыш трогает как можно больше разнообразных материалов: гладких, шершавых, выпуклых, колючих; пробует много разных вкусов и слушает как можно больше звуков окружающего мира.
- Чтение книг. Это самый естественный и распространенный способ развития пассивного словаря. Сказки, потешки, стихи знакомят малыша с такими словами и выражениями, которые в обычной жизни он не услышит. А если это книги с яркими иллюстрациями, то у ребенка формируется ассоциативный ряд, и слово еще надежнее закрепляется в пассивном словаре.
- Речевые игры. Самый простой и наиболее эффективный вариант: игра с фигурками животных. Показывая малышу игрушку, мы задаем ему вопрос: «Как говорит кошка?» И далее то же с совой, собакой, медведем, петухом и т.д. Когда ребенок отработает звукоподражания, нужно просить, чтобы он называл этих животных, хотя бы по первому слогу. В такие игры можно играть в любом месте: в дороге, на улице, в поликлинике. Вместо большого набора игрушек можно взять одну компактную книгу с иллюстрациями животных.
Для чего нужно пополнять пассивный словарь
Некоторые родители думают, что с ребенком не стоит особо разговаривать, читать ему, рассказывать и показывать, объяснять разные предметы и явления до тех пор, пока он сам не начнет разговаривать. Они ошибочно считают, что, если ребенок не научился разговаривать, он не способен воспринять ту речевую информацию, которая идет к нему извне. Нужно ли пополнять пассивный словарь, пока ребенок не начал говорить? Скорее всего, он забудет все те слова, которые ему говорили? В том-то и дело, что не забудет. Есть прямая зависимость: чем больше пассивный словарный запас, тем богаче будет активная речь ребенка.
Почему это важно? Потому что люди, имеющие хорошо развитые речевые навыки, легче достигают успеха и более востребованы в обществе. Им проще найти хорошую работу, адаптироваться в коллективе, у них лучше развито воображение, логическое мышление и интеллект. Задача родителей — помочь своим детям реализовать потенциал, заложенный в них от природы.