В умах молодых родителей существует масса предубеждений и ложных установок. Иногда они безобидны, а иногда способны принести вред растущей личности. Расскажем о пяти мифах, которые мешают естественному раннему развитию ребенка.
- Ходунки помогают быстрее начать ходить.
В ходунках малыш действительно начнет ходить раньше, но произойдет это только пока он внутри ходунков. Без этого вспомогательного приспособления у ребенка не будет стимула учиться ходить самостоятельно.
Такое начало хождения таит в себе серьезную опасность. В ходунках у ребенка формируется неверный стереотип движения, не развивается инстинкт самосохранения, ведь с этим приспособлением ему не грозит опасность. Привыкнув к такой подпорке, в дальнейшем ребенок будет постоянно падать.
Важно помнить, что для хождения у ребенка должна достаточно сформироваться опорно-двигательная система, укрепиться мышечный корсет, чтобы нагрузка от раннего хождения не была чрезмерной.
- Придет время — разговорится
Развитие в раннем возрасте идет не шаблонно, каждый ребенок индивидуален. Однако есть определенные ориентиры, по которым мы можем судить о здоровье ребенка. Существует понятие темповой задержки речи, когда у него нет никаких неврологических нарушений. Но, чем младше ребенок, тем сложнее бывает выявить такие нарушения. А тем более сложно их заметить неспециалисту. «Ребенок не говорит, потому что ленится» — это очень опасный миф. Каждый ребенок от природы стремится к развитию, ему это интересно и приносит радость. Каждый новый навык вызывает огромный выброс эндорфинов и делает жизнь более разнообразной и яркой. Если же ребенок значительно отстает в речевом развитии от своих сверстников, это повод пройти обследование у специалистов.
3. Надо успеть до 3 лет обучить всему
Этот миф основан на вере в то, что после 4 лет у детей закрывается так называемое «окно развития». В 1971 году появилась книга японского специалиста по раннему дошкольному развитию Масару Ибуки «После трех уже поздно», согласно которой ребенку нужно вкладывать максимальный объем знаний в возрасте до трех лет. На этой же убежденности базируется методика раннего развития Гленна Домана. Однако нейрофизиология опровергает разумность такого подхода. Развитие мозга идет поэтапно. Сначала созревают отделы мозга, отвечающие за элементарные функции, а зоны коры головного мозга, отвечающие за концентрацию внимания, арифметику и другие умения, созревают гораздо позже. Если пытаться вместить в малыша знания не по возрасту, мы отнимем ресурс, необходимый ему для развития речи, моторики и сенсорной интеграции.
4. Раннее развитие — напрасная трата времени и средств, в школе и так всему научат.
Другая крайность — не обучать ребенка ничему до самого первого класса. Дескать, главное для дошкольника — игра, вот и пусть наиграется вволю. Но игра не отменяет процесс обучения. К примеру, чтобы играть с конструктором, нужно научиться составлять элементы, понять, как они соединяются, как группируются в пространстве. В процессе игры можно объяснить, что такое «большой» и «маленький», научить названиям цветов, понятиям «много» и «мало», познакомить со счетом и т.д. Ребенок в любом случае развивается не сам по себе, а в процессе взаимодействия со взрослым. Так почему бы не сделать этот процесс не хаотичным, а более продуманным и организованным. Например, купить удобный тренажер для письма, который умеет разговаривать и писать исчезающими чернилами. С таким тренажером малыш будет нарабатывать навык письма куда охотнее. А в школе, конечно, научат. Но большинство детей приходят в первый класс с определенным набором знаний и умений. И педагог, выстраивая процесс обучения, будет ориентироваться на большинство учеников. Поэтому для родителей важно подготовить ребенка, чтобы школа не стала для него сплошным стрессом.
5. До года ребенку не нужны развивашки
Существует миф о том, что раннее развитие детей в возрасте до 1 года — придумка продавцов детских игрушек. Многие убеждены, что младенцам нужен только комфорт и забота родителей. Но правда в том, что первый год жизни — лучшее время для запуска тех способностей ребенка, которые будут развиваться гораздо позже. Новорожденный слабо реагирует на зрительные и слуховые раздражители, но он уже начинает постигать мир тактильно. Следовательно, чем больше разнообразных материалов и поверхностей вы дадите ему потрогать, чем больше фигурок разного размера и формы вложите в его детскую ручонку, тем больше нейронов создаст его мозг. К полугодовалому возрасту дети начинают хорошо реагировать на музыку, и это самое время начинать использовать музыкальные игрушки.
Зайчик Няня Грызушка от BertToys — игрушка, которая будет стимулировать сразу несколько каналов восприятия малыша. Его корпус умещается в детской ручке, Зайчика приятно трогать и рассматривать его милую мордочку. А еще у него есть силиконовые ушки, которые так любят помусолить младенцы. Приятные мелодии станут первым знакомством крохи с миром музыки. Даже функция ночника вызывает большой интерес у малышей, ведь увидеть разные варианты цветов освещения — это почти то же самое, что взрослому человеку увидеть восьмое чудо света. Игрушки BertToys способствуют формированию базы для всестороннего развития в будущем.