Найти в Дзене

Секретная операция НАТО обернулась 81 смертью: как пассажирский лайнер попал под ракетный огонь

27 июня 1980 года. Вечерний рейс из Болоньи в Палермо. 81 человек на борту DC-9 готовились к посадке на Сицилии через час. Но в 20:59 самолет внезапно исчез с радаров. Обломки нашли через несколько дней в Тирренском море. Все погибли. Что на первый взгляд выглядело как обычная авиакатастрофа, превратилось в самое громкое нераскрытое дело Италии. 44 года спустя мы знаем правду - но виновные до сих пор на свободе. Эта история о том, как большая политика и военные игры сверхдержав стоят жизней невинных людей. И о том, как государство может десятилетиями скрывать правду от своих граждан. Вечер, который изменил все Представьте: вы садитесь в самолет с часовой задержкой. Раздраженно смотрите на часы - опаздываете на встречу с родными. Не знаете, что эта задержка спасет сотни жизней в аэропорту Палермо. И что сами вы окажетесь не в том месте не в то время. Рейс IH 870 вылетел из Болоньи 27 июня 1980 года в 20:08 - почти на два часа позже расписания. Командир экипажа Доменико Гатти, 44 года,
Оглавление

27 июня 1980 года. Вечерний рейс из Болоньи в Палермо. 81 человек на борту DC-9 готовились к посадке на Сицилии через час. Но в 20:59 самолет внезапно исчез с радаров. Обломки нашли через несколько дней в Тирренском море. Все погибли.

Что на первый взгляд выглядело как обычная авиакатастрофа, превратилось в самое громкое нераскрытое дело Италии. 44 года спустя мы знаем правду - но виновные до сих пор на свободе. Эта история о том, как большая политика и военные игры сверхдержав стоят жизней невинных людей. И о том, как государство может десятилетиями скрывать правду от своих граждан.

Вечер, который изменил все

Представьте: вы садитесь в самолет с часовой задержкой. Раздраженно смотрите на часы - опаздываете на встречу с родными. Не знаете, что эта задержка спасет сотни жизней в аэропорту Палермо. И что сами вы окажетесь не в том месте не в то время.

Рейс IH 870 вылетел из Болоньи 27 июня 1980 года в 20:08 - почти на два часа позже расписания. Командир экипажа Доменико Гатти, 44 года, и второй пилот Энцо Фонтана, 32 года, вели Douglas DC-9 с бортовым номером I-TIGI. На борту 77 пассажиров и 4 члена экипажа. Обычный вечерний рейс над Тирренским морем.

В 20:37 пилоты в последний раз вышли на связь, передав свою позицию около острова Устика - в 120 километрах юго-западнее Неаполя. Летели на высоте 7300 метров. Голоса спокойные, рутинная работа. Через 22 минуты их не стало.

То, что увидели радары

-2

А теперь самое странное. То, что итальянские власти скрывали следующие 20 лет.

В момент исчезновения DC-9 с гражданских радаров военные системы отслеживания зафиксировали нечто необъяснимое. В том же воздушном пространстве внезапно появились множественные отметки неопознанных целей. Быстрых. Маневрирующих. Военных самолетов.

Два итальянских истребителя F-104 были подняты по тревоге в 21:00 с авиабазы Гроссето - через минуту после катастрофы. Официальная версия: искали место крушения. Но почему подняли боевые истребители, а не поисково-спасательные вертолеты? Почему сразу знали примерное место падения, хотя контакт потерялся за 22 минуты до этого?

Обломки DC-9 нашли плавающими на поверхности воды. Основная часть фюзеляжа затонула на глубину 3500 метров. Спасать было некого - все 81 человек погибли мгновенно.

Первая версия: теракт

Италия в 1980-е переживала "свинцовые годы" - серию терактов и политических убийств. Логично было предположить бомбу на борту. Тем более что рейс задержался почти на три часа — возможно, таймер взрывного устройства был рассчитан на взрыв в аэропорту Палермо или в следующем полете этого самолета.

В 1990 году независимый эксперт Фрэнк Тейлор возглавил техническую комиссию. Его вывод: взрыв произошел в задней туалетной кабине. Даже провели эксперимент - взорвали устройство в туалете точно такого же DC-9. Деформация конструкции оказалась почти идентичной обломкам разбившегося самолета.

Казалось, дело закрыто. Но тут начались нестыковки.

Детали, которые не сходились

Британская Исследовательская Лаборатория Обороны в 1994 году провела тесты на остатках взрывчатых веществ. Результат: ничего. Ни следа взрывчатки.

Еще странность: унитаз из того самого заднего туалета, где якобы произошел взрыв, подняли со дна неповрежденным. Как такое возможно, если там взорвалась бомба?

Но самое зловещее открытие ждало впереди.

Загадочный МиГ

-3

18 июля 1980 года - ровно через 21 день после катастрофы - пастух в горах Сила в Калабрии наткнулся на обломки истребителя. Ливийский МиГ-23МС. Нет пилота. Нет следов катапультирования. Самолет просто летел на автопилоте, пока не закончилось топливо.

Официальная версия Ливии: пилот потерял сознание от гипоксии (недостатка кислорода). Самолет продолжил лететь прямо, пересек Средиземное море и упал в Италии, когда закончился керосин.

Но откуда ливийский военный самолет взялся над Италией в тот вечер? Что он делал в том же воздушном пространстве, где разбился пассажирский лайнер? И почему в самолете не было пилота?

"Резиновая стена"

Семьи погибших требовали ответов. Начались расследования. И тут итальянское общество столкнулось с феноменом, который назвали muro di gomma - "резиновая стена".

Каждое расследование натыкалось на преграду и отскакивало назад. Запросы на рассекречивание документов отклонялись. Свидетели меняли показания. Записи радаров исчезали. Ключевые документы уничтожались.

В 1989 году Парламентская Комиссия по Терроризму огласила шокирующее заключение: "DC-9 был сбит в результате военной операции по перехвату. Это был акт войны - настоящей, необъявленной войны. Тайная международная полицейская операция против нашей страны, которая нарушила наши границы и права".

Но кто стрелял - комиссия установить не смогла.

Генералы и странные смерти

20 лет спустя начались судебные процессы против генералов итальянских ВВС. Обвинения: фальсификация документов, государственная измена, лжесвидетельство, сокрытие улик.

Генералы Корраддо Мелилло и Зено Таскио предстали перед судом в 2004 году. Оправданы. Обвинения против генералов Ламберто Бартолуччи и Франко Ферри прекращены по сроку давности. В 2007 году Кассационный суд полностью снял все обвинения.

Но тут начались странности, которые даже для конспирологов выглядели зловеще.

Необычно высокая смертность среди военных и свидетелей, связанных с делом. Один убит. Двое повесились. Двое погибли в автокатастрофах. Статистическая аномалия или устранение неудобных свидетелей?

Прорыв 2011 года

-4

В сентябре 2011 года гражданский суд Палермо вынес сенсационное решение. Итальянское правительство обязали выплатить 100 миллионов евро родственникам погибших. За три вещи:

  1. Неспособность защитить воздушное пространство
  2. Сокрытие правды
  3. Уничтожение доказательств

23 января 2013 года Верховный Суд Италии подтвердил: есть "неопровержимые" доказательства того, что самолет был сбит ракетой. Неконтролируемой ракетой в ходе военной операции.

Версия, которая объясняет все

А теперь - самое важное. То, ради чего вы читали до этого момента.

В 2008 году бывший премьер-министр Италии Франческо Коссига, который был у власти во время катастрофы, сделал заявление: DC-9 был сбит французской ракетой в ходе воздушного боя с ливийскими истребителями.

В сентябре 2023 года другой экс-премьер Джулиано Амато раскрыл детали. Франция готовила операцию по ликвидации Муамара Каддафи. Ливийский лидер должен был лететь в Югославию в тот вечер - на военном самолете через то же воздушное пространство. Французские истребители ждали в засаде.

Но Италия предупредила Ливию. Каддафи не сел в самолет. Вместо него полетел другой ливийский МиГ - возможно, приманка или просто военный патруль.

Французские пилоты открыли огонь. В воздушном пространстве начался бой. В радиусе нескольких десятков километров летел ни о чем не подозревающий пассажирский DC-9. Неуправляемая ракета, возможно, повредившая ливийский истребитель, отклонилась от курса и поразила гражданский самолет.

Ливийский пилот, получив повреждения, возможно, катапультировался над морем. МиГ на автопилоте пролетел еще 600 километров и упал в горах Италии.

Почему молчали?

Каддафи в 1980 году был врагом Запада. Операция по его устранению не могла быть официальной. Если бы правда вышла наружу:

  • Франция признала бы попытку международного убийства главы государства
  • Италия призналась бы в предательстве союзника по НАТО
  • США подтвердили бы свою причастность к операции
  • НАТО пришлось бы объяснять военные действия над нейтральными водами

81 гражданская жизнь против международного скандала и политических последствий. Выбор был сделан.

Что мы знаем точно?

  1. 27 июня 1980, 20:59 - DC-9 рейса 870 взорвался над Тирренским морем. Погибли все 81 человек на борту.
  2. Верховный Суд Италии постановил в 2013 году: самолет сбила ракета. Это установленный факт, а не теория.
  3. Итальянское правительство скрывало правду, уничтожало доказательства и фальсифицировало документы. Суд это подтвердил.
  4. Через 21 день после катастрофы в Италии нашли обломки ливийского МиГ-23 без пилота.
  5. Военные радары зафиксировали множественные неопознанные цели в момент катастрофы. Записи уничтожены.
  6. Два бывших премьер-министра Италии официально подтвердили: это была французская операция против Каддафи.
  7. Виновные не найдены и, вероятно, никогда не предстанут перед судом.

Заключение

44 года спустя правда известна всем, кроме официальных судов. Франция так и не признала свою роль. США и НАТО хранят молчание. Документы засекречены еще на десятилетия.

Трагедия Устики - это история о том, как жизни обычных людей становятся "побочным ущербом" в большой политике. О том, как государства предпочитают десятилетиями лгать своим гражданам, вместо того чтобы признать ошибку.

81 человек летели домой вечером 27 июня. Кто-то ждал встречи с семьей. Кто-то возвращался с работы. Кто-то впервые летел в отпуск. Их имена выгравированы на мемориале в Болонье.

Но справедливости они так и не дождались.

Если эта история вас зацепила - поддержите канал подпиской. Мы продолжаем рассказывать о том, что скрывают правительства и на что закрывают глаза СМИ. Каждая ваша подписка - это мотивация копать глубже и находить правду там, где нас просят не смотреть.

Поделитесь статьей с друзьями - пусть об этом узнают больше людей.

Напишите в комментариях: знали ли вы об этой катастрофе? Как вы считаете, почему спустя 44 года виновные до сих пор не наказаны?

Читайте еще: