27 июня 1980 года. Вечерний рейс из Болоньи в Палермо. 81 человек на борту DC-9 готовились к посадке на Сицилии через час. Но в 20:59 самолет внезапно исчез с радаров. Обломки нашли через несколько дней в Тирренском море. Все погибли.
Что на первый взгляд выглядело как обычная авиакатастрофа, превратилось в самое громкое нераскрытое дело Италии. 44 года спустя мы знаем правду - но виновные до сих пор на свободе. Эта история о том, как большая политика и военные игры сверхдержав стоят жизней невинных людей. И о том, как государство может десятилетиями скрывать правду от своих граждан.
Вечер, который изменил все
Представьте: вы садитесь в самолет с часовой задержкой. Раздраженно смотрите на часы - опаздываете на встречу с родными. Не знаете, что эта задержка спасет сотни жизней в аэропорту Палермо. И что сами вы окажетесь не в том месте не в то время.
Рейс IH 870 вылетел из Болоньи 27 июня 1980 года в 20:08 - почти на два часа позже расписания. Командир экипажа Доменико Гатти, 44 года, и второй пилот Энцо Фонтана, 32 года, вели Douglas DC-9 с бортовым номером I-TIGI. На борту 77 пассажиров и 4 члена экипажа. Обычный вечерний рейс над Тирренским морем.
В 20:37 пилоты в последний раз вышли на связь, передав свою позицию около острова Устика - в 120 километрах юго-западнее Неаполя. Летели на высоте 7300 метров. Голоса спокойные, рутинная работа. Через 22 минуты их не стало.
То, что увидели радары
А теперь самое странное. То, что итальянские власти скрывали следующие 20 лет.
В момент исчезновения DC-9 с гражданских радаров военные системы отслеживания зафиксировали нечто необъяснимое. В том же воздушном пространстве внезапно появились множественные отметки неопознанных целей. Быстрых. Маневрирующих. Военных самолетов.
Два итальянских истребителя F-104 были подняты по тревоге в 21:00 с авиабазы Гроссето - через минуту после катастрофы. Официальная версия: искали место крушения. Но почему подняли боевые истребители, а не поисково-спасательные вертолеты? Почему сразу знали примерное место падения, хотя контакт потерялся за 22 минуты до этого?
Обломки DC-9 нашли плавающими на поверхности воды. Основная часть фюзеляжа затонула на глубину 3500 метров. Спасать было некого - все 81 человек погибли мгновенно.
Первая версия: теракт
Италия в 1980-е переживала "свинцовые годы" - серию терактов и политических убийств. Логично было предположить бомбу на борту. Тем более что рейс задержался почти на три часа — возможно, таймер взрывного устройства был рассчитан на взрыв в аэропорту Палермо или в следующем полете этого самолета.
В 1990 году независимый эксперт Фрэнк Тейлор возглавил техническую комиссию. Его вывод: взрыв произошел в задней туалетной кабине. Даже провели эксперимент - взорвали устройство в туалете точно такого же DC-9. Деформация конструкции оказалась почти идентичной обломкам разбившегося самолета.
Казалось, дело закрыто. Но тут начались нестыковки.
Детали, которые не сходились
Британская Исследовательская Лаборатория Обороны в 1994 году провела тесты на остатках взрывчатых веществ. Результат: ничего. Ни следа взрывчатки.
Еще странность: унитаз из того самого заднего туалета, где якобы произошел взрыв, подняли со дна неповрежденным. Как такое возможно, если там взорвалась бомба?
Но самое зловещее открытие ждало впереди.
Загадочный МиГ
18 июля 1980 года - ровно через 21 день после катастрофы - пастух в горах Сила в Калабрии наткнулся на обломки истребителя. Ливийский МиГ-23МС. Нет пилота. Нет следов катапультирования. Самолет просто летел на автопилоте, пока не закончилось топливо.
Официальная версия Ливии: пилот потерял сознание от гипоксии (недостатка кислорода). Самолет продолжил лететь прямо, пересек Средиземное море и упал в Италии, когда закончился керосин.
Но откуда ливийский военный самолет взялся над Италией в тот вечер? Что он делал в том же воздушном пространстве, где разбился пассажирский лайнер? И почему в самолете не было пилота?
"Резиновая стена"
Семьи погибших требовали ответов. Начались расследования. И тут итальянское общество столкнулось с феноменом, который назвали muro di gomma - "резиновая стена".
Каждое расследование натыкалось на преграду и отскакивало назад. Запросы на рассекречивание документов отклонялись. Свидетели меняли показания. Записи радаров исчезали. Ключевые документы уничтожались.
В 1989 году Парламентская Комиссия по Терроризму огласила шокирующее заключение: "DC-9 был сбит в результате военной операции по перехвату. Это был акт войны - настоящей, необъявленной войны. Тайная международная полицейская операция против нашей страны, которая нарушила наши границы и права".
Но кто стрелял - комиссия установить не смогла.
Генералы и странные смерти
20 лет спустя начались судебные процессы против генералов итальянских ВВС. Обвинения: фальсификация документов, государственная измена, лжесвидетельство, сокрытие улик.
Генералы Корраддо Мелилло и Зено Таскио предстали перед судом в 2004 году. Оправданы. Обвинения против генералов Ламберто Бартолуччи и Франко Ферри прекращены по сроку давности. В 2007 году Кассационный суд полностью снял все обвинения.
Но тут начались странности, которые даже для конспирологов выглядели зловеще.
Необычно высокая смертность среди военных и свидетелей, связанных с делом. Один убит. Двое повесились. Двое погибли в автокатастрофах. Статистическая аномалия или устранение неудобных свидетелей?
Прорыв 2011 года
В сентябре 2011 года гражданский суд Палермо вынес сенсационное решение. Итальянское правительство обязали выплатить 100 миллионов евро родственникам погибших. За три вещи:
- Неспособность защитить воздушное пространство
- Сокрытие правды
- Уничтожение доказательств
23 января 2013 года Верховный Суд Италии подтвердил: есть "неопровержимые" доказательства того, что самолет был сбит ракетой. Неконтролируемой ракетой в ходе военной операции.
Версия, которая объясняет все
А теперь - самое важное. То, ради чего вы читали до этого момента.
В 2008 году бывший премьер-министр Италии Франческо Коссига, который был у власти во время катастрофы, сделал заявление: DC-9 был сбит французской ракетой в ходе воздушного боя с ливийскими истребителями.
В сентябре 2023 года другой экс-премьер Джулиано Амато раскрыл детали. Франция готовила операцию по ликвидации Муамара Каддафи. Ливийский лидер должен был лететь в Югославию в тот вечер - на военном самолете через то же воздушное пространство. Французские истребители ждали в засаде.
Но Италия предупредила Ливию. Каддафи не сел в самолет. Вместо него полетел другой ливийский МиГ - возможно, приманка или просто военный патруль.
Французские пилоты открыли огонь. В воздушном пространстве начался бой. В радиусе нескольких десятков километров летел ни о чем не подозревающий пассажирский DC-9. Неуправляемая ракета, возможно, повредившая ливийский истребитель, отклонилась от курса и поразила гражданский самолет.
Ливийский пилот, получив повреждения, возможно, катапультировался над морем. МиГ на автопилоте пролетел еще 600 километров и упал в горах Италии.
Почему молчали?
Каддафи в 1980 году был врагом Запада. Операция по его устранению не могла быть официальной. Если бы правда вышла наружу:
- Франция признала бы попытку международного убийства главы государства
- Италия призналась бы в предательстве союзника по НАТО
- США подтвердили бы свою причастность к операции
- НАТО пришлось бы объяснять военные действия над нейтральными водами
81 гражданская жизнь против международного скандала и политических последствий. Выбор был сделан.
Что мы знаем точно?
- 27 июня 1980, 20:59 - DC-9 рейса 870 взорвался над Тирренским морем. Погибли все 81 человек на борту.
- Верховный Суд Италии постановил в 2013 году: самолет сбила ракета. Это установленный факт, а не теория.
- Итальянское правительство скрывало правду, уничтожало доказательства и фальсифицировало документы. Суд это подтвердил.
- Через 21 день после катастрофы в Италии нашли обломки ливийского МиГ-23 без пилота.
- Военные радары зафиксировали множественные неопознанные цели в момент катастрофы. Записи уничтожены.
- Два бывших премьер-министра Италии официально подтвердили: это была французская операция против Каддафи.
- Виновные не найдены и, вероятно, никогда не предстанут перед судом.
Заключение
44 года спустя правда известна всем, кроме официальных судов. Франция так и не признала свою роль. США и НАТО хранят молчание. Документы засекречены еще на десятилетия.
Трагедия Устики - это история о том, как жизни обычных людей становятся "побочным ущербом" в большой политике. О том, как государства предпочитают десятилетиями лгать своим гражданам, вместо того чтобы признать ошибку.
81 человек летели домой вечером 27 июня. Кто-то ждал встречи с семьей. Кто-то возвращался с работы. Кто-то впервые летел в отпуск. Их имена выгравированы на мемориале в Болонье.
Но справедливости они так и не дождались.
Если эта история вас зацепила - поддержите канал подпиской. Мы продолжаем рассказывать о том, что скрывают правительства и на что закрывают глаза СМИ. Каждая ваша подписка - это мотивация копать глубже и находить правду там, где нас просят не смотреть.
Поделитесь статьей с друзьями - пусть об этом узнают больше людей.
Напишите в комментариях: знали ли вы об этой катастрофе? Как вы считаете, почему спустя 44 года виновные до сих пор не наказаны?
Читайте еще: