Сегодня рискну предложить на прослушку не самый простой и очевидный альбом. Который, тем не менее, легко принять, если соответствующим образом настроиться. «Shamal» — интеллектуальная музыка, созданная умными музыкантами, которая, тем не менее, ничего не требует от слушателя, кроме любопытства и готовности выйти за рамки привычного.
Отправиться в путешествие в компании Gong — как общаться с профессором в области чайникологии и гномоведения. Вы понятия не имеете, в чём он эксперт, но с ним не соскучишься!
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Группа Gong — классики французского прога, одна из самых экспериментальных, эксцентричных и смелых команд в истории рока. В их дискографии немало жемчужин, но сегодня послушаем альбом, скромно оформленный видом бархана под голубым небом. Даже по дизайну видно: Gong отправились за вдохновением в экзотические уголки света...
Всего за год до выпуска «Shamal» эти безобидные искатели альтернативного образа жизни носили гномьи шапочки, жили в полуанархических коммунах и тусовались с хиппи. Теперь им предстояло «переродиться» в группу, играющую фьюжн с солидной долей джаза и рока.
Дорога в сторону фьюжна обычно усеяна сложностями и сопровождается жёсткой критикой. Но Gong, к счастью, не пытались никому подражать и двигались по собственной траектории.
За предыдущие два года на планете Гонг несколько раз менялся кадровый состав. Последний релиз в выдающейся трилогии о радио-гномах — «You» — вышел в октябре 1974 года. В начале 1976 года Gong покинул главный идеолог — австралийский гений Дэвид Аллен. Ещё до выхода «Shamal» из состава вышел Стив Хиллидж, прихватив с собой клавишницу и вокалистку Микетт Жироди.
У руля остался более прагматичный, невероятно талантливый французский барабанщик Пьер Мерлен. Он и повёл Gong в направлении фьюжна, привнеся в этот жанр некоторые специфические черты своей взбалмошной команды.
«Shamal» — переходный альбом, который обернулся музыкальными исканиями высшего порядка. Записанная в 1975 году в нескольких лондонских студиях под руководством барабанщика Pink Floyd Ника Мейсона, пластинка продемонстрировала явный отход от астральных мифов и эксцентрики эпохи Аллена к более прямолинейному, но великолепно исполненному гибриду прогрессивного джаза и фьюжна, дополненному цветастой восточной экзотикой.
«Wingful of Eyes»
Нежная, мягкая и воздушная композиция «Wingful of Eyes» демонстрирует, как басист Майк Хоулетт эффективно справляется с вокальными партиями в отсутствие Дэвида Аллена. Всё сосредоточено на перкуссии: Пьер Мерлен играет на барабанах, трубчатых колокольчиках и вибрафоне. Его девушка Мирей Бауэр привнесла в проект элементы мировой музыки, сыграв на глокеншпиле, ксилофоне, гонге и маримбе. Флейта и бансури Дидье Малерба пропитаны ближневосточным колоритом...
«Chandra»
Композиция, написанная клавишником Патрисом Лемуаном, тяготеет к мрачному джаз-року с сопрано-саксофоном. В звуковом водовороте мы также слышим скрипку Хорхе Пинчевского. Смены темпа происходят легко, без каких-либо затруднений или неуклюжести: музыка течёт сама по себе, словно без усилий. Вся картина была мастерски смикширована Ником Мейсоном.
«Bombooji»
«Bambooji» начинается с шума ветра, голоса японской флейты, восточной перкуссии и пения, уносящего воображение ещё дальше на восток... Но трек, написанный Дидье Малербом, пересечёт континенты, впитает узнаваемый гитарный стиль Стива Хиллиджа и превратится в андскую джигу под аккомпанемент флейты. Путешествие во времени и пространстве заканчивается, как и начиналось, под завывание ветра.
«Cat in Clark's Shoes»
Энергичная музыкальная фантазия «Cat in Clark's Shoes» того же Малерба — не менее разнообразное и разноплановое произведение. Начинается как рок с элементами джаза, но саксофон привносит в гущу красок еврейские мотивы, а скрипач Хорхе Пинчевский направляет музыкантов в сторону аргентинского танго.
«Cat in Clark's Shoes» скачет от одного стиля к другому, меняет темп и солистов, мечется от саксофона к скрипке, но при этом ритм-секция никогда не теряет фокуса и не упускает из виду динамику, поддерживая любую смену настроений.
«Mandrake»
Изящная созерцательная пьеса, написанная Пьером Мерленом, соткана из звуков вибрафонов, ксилофонов и других инструментов, по которым ударяют молоточком. За флейтой следуют лёгкие партии сопрано и замечательная полиритмия перкуссии.
«Shamal»
Написанная всей честной компанией (правда, без участия Хиллиджа) заглавная композиция выдержана в духе медленного фанка Херби Хэнкока, но в ней не теряется изобретательность ранних Gong. Такое редко найдёшь в фанке или фьюжне: почти авангардный вокал, мощный бас и скрипка, которая подхватывает настроение, возносит музыкантов в небо, а затем возвращает на землю.
После выхода «Shamal» группа должны была лейбу Virgin ещё два альбома. Следом были записаны «Gazeuse!» и «Expresso II». Когда контракт закончился, Gong (возможно, неожиданно для себя) подписали контракт с Arista Records и продолжили свои приключения.
Лидером теперь был Пьер Мерлен, который стремился превратить группу в инструментальный коллектив, играющий джаз-фьюжн. В конечном счёте это воплощение команды стало известно как Pierre Moerlen's Gong. Так началась новая глава в длинной истории Gong…
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!