Многие пассажиры такси жалуются на высокие цены. Они же и недоумевают: "Водители говорят о дешёвых поездках, а разве сейчас я дёшево еду?", в то время, как таксисты, все как один, раздражены низкими тарифами. И всё это - в одном и том же городе, в одно и то же время, в одной и той же реальности. Как такое может быть?
И если, например, сравнивать вплоть до цифр, открыть клиентское и водительское приложение, то так и получается. У пассажира в истории поездок цифры 300-400р, а у водителя в основном 120-200р. Почему такая большая разница?
Разный взгляд на одну и ту же сумму
Возьмём, к примеру, поездку из Первоуральска в соседний Билимбай. В среднем получится 12км. И если брать не голую "зелень" и не самый высокий спрос - ну, скажем, стоимость будет 420р по Яндексу.
- 15% комиссия агрегатора;
- 4% (с физического лица) налог самозанятого;
- 4% режим "Гибкий" (да, мы платим за то, чтобы видеть конечную точку).
То есть с этого заказа я получу на баланс 323р. Минус бензин и обязательная копеечка на будущий ремонт машины. А если учесть, что из Билимбая уеду, скорее всего, без обратного заказа, то пробег будет уже 24км. Получается менее 13р за километр. Это ОЧЕНЬ мало! Неудивительно, что водители не спешат брать такие заказы.
А пассажир платит 420р за 12км. Он и не обязан разбираться в расценках, стоимости бензина и запчастей. Он просто платит. И ему дорого. А если учесть, что человек едет в свой Билимбай 5 раз в неделю после работы - это ОЧЕНЬ дорого. Неудивительно, что пассажир жалуется на высокую цену.
Вообще, если человек пользуется услугами такси ежедневно (пусть даже только по городу), то в конечном итоге за месяц набегает довольно внушительная сумма. Тот факт, что водитель получает от неё рожки да ножки никого не колышет (и не должно, я не об этом). Кататься на такси ежедневно - это дорого, и точка. Я и не спорю.
Другое дело, когда раз в месяц и реже - на праздник какой-нибудь или к друзьям на посиделки.
В выходные взяла по местному такси просто шоколадный заказ в Ревду с обратом. Никогда я не брала такие поездки по Яндексу, даже когда дорогу до Ревды отремонтировали. Поездка туда стоит от 450р (по зелени) до 750р (это когда очень хороший спрос). Совсем другая картина в местном: 1040р туда и столько же обратно. Заманчиво? Ещё бы! Я таких цифр в Яндексе и не видела никогда. Вот и схватила.
По дороге зашёл разговор о стоимости и альтернативе:
- Да я посмотрел по Яндексу, он тысячу с копейками рисует, - рассказывает мой пассажир. - Думаю: ну кто поедет за такие деньги?! Вот и вызвал подороже, чтобы наверняка. Я последний раз на такси не помню когда ездил, раз в год-то можно и раскошелиться.
Отлично его понимаю. Сама не часто такси вызываю, но уж если поеду, то и в комментариях укажу, что доплачу. Лишь бы быстрее приехали. А каждый день бы, конечно, не стала так барствовать.
В общем, всё зависит от того, как часто пассажир, которому "дорого" передвигается на такси.
Отдельно взятый заказ - не показатель средней цены на такси в городе
Из чего складывается статистика? Общая стоимость поездок за неделю, к примеру, поделенная на их количество.
И тут уж водителям такси можно верить больше, чем пассажирам! Самое маленькое - 20 заказов за смену, 120 за неделю. А у пассажира? Максимум 14, если он в будни едет на работу, потом с работы, да ещё в выходные два раза прокатится в гости и обратно. Но это редкость. Думаю, не больше 10 наберётся.
Возьмём поездки на работу и с работы. Это утро, час пик, высокий спрос и высокая цена. Довольно дорогая логистика получается - в среднем до 300р за поездку. Накладно. Такси - это роскошь, а таксисты - богачи и хапуги.
- С каждого по 300р за 10 минут, это ж сколько вы зарабатываете?! - возмущалась одна бабуля.
Я не стала рассказывать ей о бешеной комиссии Яндекса, ценах на бензин и запчасти. Дело не в этом. НЕ С КАЖДОГО! Такие хорошие заказы (300р за 10 минут) бывают редко, только в самые "хлебные" дни. А если это час пик, то за 10 минут точно не уложиться.
А водители работают ещё и днём, и тихими будними вечерами, когда спроса в городе почти нет и заказы по Яндексу приходят по 112-135р. И если перемешать это всё в статистику, то те самые, "хорошие", заказы - просто делают чуть терпимее заказы "плохие". В конечном итоге средняя сумма заказа за смену в будни варьируется от низкой до средней.
- И если какой-то отдельно взятый пассажир возмущается дороговизной, то возмущение его направлено конкретно на эту самую поездку, а не на сферу такси в целом.
- Но если таксист негодует на дешёвые заказы - то негодование его направлено как раз на сферу, на работу такси в общем и целом, а не на отдельно взятую поездку.
Такой вот парадокс.
А задумалась я над ним после разговора с сыном:
- Мама, вот ты говоришь (и показываешь), что заказы дешёвые. А я каждое утро в колледж уезжаю по 300р. Я таких цен, как у тебя в истории заказов, и не видел ни разу. Как так?
- Сын, такие цены, как в твоей истории заказов, я тоже вижу крайне редко. А ты вычти минимум 23% из своей поездки, и посмотри - сколько достанется водителю. И потом посчитай, сколько надо таких поездок за день, чтобы заправить машину, отложить на ремонт и купить продукты для обеда и ужина.
И если уж родной сын, который почти всю свою сознательную жизнь так или иначе крутится около темы такси, не до конца понимает весь расклад, что уж говорить о пассажирах, у которых из знакомых таксистов только вот этот, которому они сейчас отдают свои кровные.
Так и остаётся непонимание между пассажирами и водителями. Одним - дорого, другим - дёшево. И каждый берёт в расчёт своё собственное, отдельно взятое. Только пассажиры - одну поездку, а водители - одну смену.