Найти в Дзене
transportSpb.com

Дорога в ад: как федеральная трасса «Лена» стала позором России

Федеральная трасса А-360 «Лена» — это жизненно важная артерия, соединяющая город Невер в Амурской области с Якутском, а далее перетекает в трассу «Колыма» до Магадана. Дорога стала печально знаменита на весь мир в 2006 году, получив незавидное звание «самой опасной трассы мира» - по версии западного авторесурса Autospies.com. Протяженность этого пути составляет более тысячи километров, и значительная его часть проходит по территории вечной мерзлоты, что изначально создает колоссальные проблемы для строителей и содержателей дороги. Исторически сложилось, что трасса получила у водителей мрачное прозвище — «дорога в ад». Это название родилось не на пустом месте: десятилетиями водители грузовых и легковых автомобилей были вынуждены преодолевать участки, где дорожное полотно практически отсутствовало, особенно в период распутицы. Фотографии, которые можно было встретить в сети, часто больше напоминали кадры из фильмов о постапокалипсисе, а не вид федеральной трассы: машины буксуют по колеса
Оглавление

Федеральная трасса А-360 «Лена» — это жизненно важная артерия, соединяющая город Невер в Амурской области с Якутском, а далее перетекает в трассу «Колыма» до Магадана. Дорога стала печально знаменита на весь мир в 2006 году, получив незавидное звание «самой опасной трассы мира» - по версии западного авторесурса Autospies.com. Протяженность этого пути составляет более тысячи километров, и значительная его часть проходит по территории вечной мерзлоты, что изначально создает колоссальные проблемы для строителей и содержателей дороги.

Исторически сложилось, что трасса получила у водителей мрачное прозвище — «дорога в ад». Это название родилось не на пустом месте: десятилетиями водители грузовых и легковых автомобилей были вынуждены преодолевать участки, где дорожное полотно практически отсутствовало, особенно в период распутицы. Фотографии, которые можно было встретить в сети, часто больше напоминали кадры из фильмов о постапокалипсисе, а не вид федеральной трассы: машины буксуют по колеса в грязи, невероятные колеи и полное отсутствие инфраструктуры.

Источник: https://pin.it/6F3oglYQi
Источник: https://pin.it/6F3oglYQi

Суровый климат

Основная причина такой ситуации — сложнейшие природно-климатические условия. Вечная мерзлота летом подтаивает, что приводит к деформации и проседанию любого дорожного покрытия, каким бы прочным оно ни было. Кроме того, удаленность многих участков и логистическая сложность их обслуживания усугубляли проблему.

Движение по федеральной трассе Лена» почти каждый раз парализуется после долгих и интенсивных дождей. Полотно трассы превращается в вязкую жижу, начинается вспучивание. Машины буквально тонут в грязи. Свидетели и участники многокилометровых пробок могут многое рассказать о перевернутых КамАЗах и «Уралах», лежащих на обочинах, о рассыпавшихся по трассе грузах, о голоде, о самоубийствах водителей на дороге, ставших следствием испорченных и пропавших продуктов на миллионные суммы.

Источник: https://www.drive2.ru/l/399150/
Источник: https://www.drive2.ru/l/399150/

В августе 2025 года на участке Тында — Соловьевск произошел масштабный провал дорожного полотна, потребовавший введения ЧС и строительства объезда. Проблемы сохраняются даже на участках с твердым покрытием.

Провал дорожного покрытия. Источник: https://m.ok.ru/group/54010060013574/topic/156803787589638
Провал дорожного покрытия. Источник: https://m.ok.ru/group/54010060013574/topic/156803787589638

Что меняется сейчас?

Власти признают проблему и предпринимают шаги по её решению. Ещё в 2014 году сообщалось о применении на трассе «Лена» передовых технологий, например, устройства поверхностной обработки покрытия с использованием армирующего стекловолокна. Эта технология позволяет увеличить межремонтные сроки и продлить жизнь дорожной одежде.

По примерным данным сейчас уже 90% трассы «Лена» имеет твердое асфальтовое покрытие, некоторые участки даже состоят из четырех полос. Однако проблема высокой аварийности, освещенности и провалов так и не решена. Несмотря на видимый прогресс, трасса «Лена» по-прежнему остаётся «дорогой риска».

Увеличение доли твердого покрытия трассы продолжает увеличиваться. Источник: https://amur.info/2023/12/20/v-priamure-zakovali-v-asfalt-18-kilometrov-leny/
Увеличение доли твердого покрытия трассы продолжает увеличиваться. Источник: https://amur.info/2023/12/20/v-priamure-zakovali-v-asfalt-18-kilometrov-leny/

В 2025–2026 годах планируется заасфальтировать ещё несколько десятков километров федеральной трассы «Лена», таким образом полностью перевести трассу на твердое покрытие.

Дорога «Лена» — федеральная. И если у нас в таком состоянии ещё недавно пребывали самые главные дороги страны, то про состояние региональных и местных дорог говорить не приходится. В последнее время рынок ремонта и строительства дорог в России сократился на четверть, а общее финансирование закупок снизилось. Это может в первую очередь ударить по региональным дорогам, чье состояние и без того оставляет желать лучшего, но сейчас не о них.

Трасса «Лена» медленно, с трудом, но превращается из символа безнадежности в пример того, как даже самые сложные инфраструктурные вызовы в России постепенно, ценой огромных усилий и инвестиций, поддаются решению. Это уже не дорога в ад, а дорога, которая, несмотря на все ямы и ухабы, все же ведет к развитию и освоению огромной территории страны. И этот тренд заслуживает признания.

Автор: Михаил Чапаев