- Паша, скажи, а где мог бы состояться и какой песней должен начаться творческий вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности Павла Молчанова?
- Если такое и будет, то пусть это произойдет на Можайском водохранилище в деревне Красновидово — там покой и тишина, и никакой суеты. А музыку я сам сыграю. Вырежу флейту из бузины и поиграю. Я сам себе музыка.
Павел Валерьевич Молчанов, известный в рок-кругах также под псевдонимом Торвлобнор Петрович Пуздой, в ансамбле Тайм Аут всю дорогу был ответственен за лирическую, проникновенную часть творчества. Кроме того, как одарённый ученик школы им.Кабалевского и недоучившийся студент консерватории, он как никто умел разукрасить рок-н-ролльное творчество группы в самые неожиданные яркие цвета. Блестящий мультиинструменталист, Молчанов, казалось, мог сыграть что угодно и на чём угодно, превращая дурашливые тайм-аутовские полотна в неожиданные музыкальные калейдоскопы.
Альбом 1997 года «Жертвы научной фантастики» тоже не обошёлся без фирменной молчановской лирики («Океан сладких грёз», «Мрачная песня», «Как прожить без зла»), а также без спонтанных инструментальных находок («Пиэса для акустической гитары с нейлоновыми струнами»). Тайм Аут и персонально Молчанов в тот год погружались в кризис. Пуздой прогуливал радиоэфиры, порой без энтузиазма пел на концертах старые хиты (даже подзабывал слова) и, похоже, начинал уставать от мотологического творчества и концертной рутины. Александр Минаев прикрыл товарища своей широкой спиной как сумел, но лихорадочное для Павла время не прошло незаметно для публики. Альбом «Погоня за длинным рублём» (1999) содержал в молчановском исполнении такое, что лучше бы он его не содержал, а дальше… дальше ансамбль плавно покатился к полураспаду и уходу Павла Валерьевича.
Чем же по-настоящему Молчанов жил в 1997 – 1999 гг., что его вдохновляло, от чего у него горели глаза? А жил он как раз этой «сам себе музыкой». В свободные от Тайм Аута часы бродил по любимому им с детства Кунцевскому лесу, прозванному им волшебным, впитывал картины и звуки природы и мечтал воплотить это в музыке. И постепенно в домашней студии, своими силами он это воплотил. На одном из клубных концертов 1999 года публике был представлен компакт-диск «Волшебный Лес» – сборник из 10 инструментальных композиций, по звучанию и духу очень далёких от того, чем занимался ансамбль мотологической музыки. Мир отнёсся к сольному молчановскому творчеству по-разному – кто-то негромко хвалил, кто-то хмыкал «ничего особенного», кто-то пожимал плечами. А в общем и целом – мир эту работу не заметил, и очень, надо сказать, зря.
Вы не найдёте на этом диске никаких сенсаций, композиторских и исполнительских прорывов, виртуозной игры, новаторства и изобретений, но – здесь вы найдёте душу Павла Валерьевича, что куда ценнее. Найдёте чистое и незамутнённое восприятие природы, впитанной с младых лет и столь дорогой каждому жителю нашей средней полосы.
Музыка очень проста и бесхитростна. В принципе структурно она не выходит за рамки классической двухчастной формы. Найдя нужную тему, Молчанов с удовольствием идёт по ней, не гнушаясь повторов, не боясь прослыть неоригинальным или ещё каким не таким. И это идёт музыке на пользу – нет ощущения, что композитор и музыкант (а сыграно здесь абсолютно всё самим маэстро) хотел выпендриться, показать мастерство, кого-то поразить и т.п. Автор просто делится со слушателем сокровенным и приглашает на неспешную прогулку – и каждый, войдя сюда, чувствует себя комфортно, расслабляется и просто плывёт по течению в своё удовольствие.
В принципе лучший подход к восприятию альбома – это закрыть глаза, включить воображение и представлять (благо всё, о чём эта музыка, каждый житель нашей страны видел близко множество раз). Неспешный «Лес», суетливая «Сорока», мятущаяся «Зима» (немного отсылающая нас к другим классикам, бравшимся музыкально живописать природу – к тому же Вивальди), медитативный и почти неподвижный "Ручей 2 (рыбалка)" – все как-то очень наглядно, живо и действительно будто списано с натуры.
Стилистически… стилистически это вещь в себе, музыка ради музыки, без попыток играть в каком-либо жанре. Так пишут, когда нельзя не написать, и когда не думают о том, как музыка будет воспринята и кто её купит. С одной стороны, это всё же инструментарий и звучание музыканта 20 века и человека студийного, с другой – здесь практически нет электричества. Автор порой может позволить себе даже немного перегруза, примочек и синтезатора, но – именно что немного, чтобы никого и ничего не спугнуть. Гитара, домра, аккордеон, духовые… всё по-домашнему тепло.
Альбом (наряду с натуральными звуками природы) мог бы стать великолепной звуковой дорожкой к творчеству Пришвина или Паустовского. Он годится и в качестве фоновой музыки, и как самоценное произведение. Он может быть смело рекомендован для дошкольных учреждений и вообще для любой аудитории.
Если мозг устал от избытка информации и не хочет ничего видеть и слышать, а читать уже нет сил, если на дворе унылое время года, лучше всего включить эту музыку, налить чаю, надеть любимый тёплый колючий свитер и сидеть в тепле, взирая, например, на мрачное и ненастное ноябрьское небо, на унылый пейзаж за окном. Радоваться тому, что оно – там, а ты – здесь, и тебе тепло и уютно. Дремать наяву и видеть сны о том, как однажды метели уйдут, лёд тронется, небо снова станет голубым, а любимый с детства лес снова заиграет знакомыми красками…
Альбом выдержал одно единственное издание и, понятное дело, был предан забвению. Раз уж сам Тайм Аут нынче не то чтобы в фаворе, кому нужны эти тихие опыты одного из бывших его лидеров… Однако диск этот каким-то чудом сохранился в коллекции и является одним из самых близких и дорогих сердцу изданий. Наверное, он никому нынче не нужен, и никто бы не стал хватать его в магазинах и на аукционах. Ну и пусть. Это не из мира купли-продажи. Это из Волшебного Леса, где работают другие законы.
«Эта работа представляет из себя сгусток чувств, накопившихся за 31 год проживания в Кунцевском Лесопарке, где трелью велосипедного звонка пролетело детство вашего покорного слуги.
С уважением, П. Молчанов».
(Из аннотации к изданию).