Найти в Дзене
Hard Volume Radio

ПАВЕЛ МОЛЧАНОВ: "ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС" (1999)

- Паша, скажи, а где мог бы состояться и какой песней должен начаться творческий вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности Павла Молчанова? - Если такое и будет, то пусть это произойдет на Можайском водохранилище в деревне Красновидово — там покой и тишина, и никакой суеты. А музыку я сам сыграю. Вырежу флейту из бузины и поиграю. Я сам себе музыка. Павел Валерьевич Молчанов, известный в рок-кругах также под псевдонимом Торвлобнор Петрович Пуздой, в ансамбле Тайм Аут всю дорогу был ответственен за лирическую, проникновенную часть творчества. Кроме того, как одарённый ученик школы им.Кабалевского и недоучившийся студент консерватории, он как никто умел разукрасить рок-н-ролльное творчество группы в самые неожиданные яркие цвета. Блестящий мультиинструменталист, Молчанов, казалось, мог сыграть что угодно и на чём угодно, превращая дурашливые тайм-аутовские полотна в неожиданные музыкальные калейдоскопы. Альбом 1997 года «Жертвы научной фантастики» тоже не обошёлся без фирменно

- Паша, скажи, а где мог бы состояться и какой песней должен начаться творческий вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности Павла Молчанова?

- Если такое и будет, то пусть это произойдет на Можайском водохранилище в деревне Красновидово — там покой и тишина, и никакой суеты. А музыку я сам сыграю. Вырежу флейту из бузины и поиграю. Я сам себе музыка.

Павел Молчанов, 19.07.1997. Фото автора.
Павел Молчанов, 19.07.1997. Фото автора.

Павел Валерьевич Молчанов, известный в рок-кругах также под псевдонимом Торвлобнор Петрович Пуздой, в ансамбле Тайм Аут всю дорогу был ответственен за лирическую, проникновенную часть творчества. Кроме того, как одарённый ученик школы им.Кабалевского и недоучившийся студент консерватории, он как никто умел разукрасить рок-н-ролльное творчество группы в самые неожиданные яркие цвета. Блестящий мультиинструменталист, Молчанов, казалось, мог сыграть что угодно и на чём угодно, превращая дурашливые тайм-аутовские полотна в неожиданные музыкальные калейдоскопы.

Альбом 1997 года «Жертвы научной фантастики» тоже не обошёлся без фирменной молчановской лирики («Океан сладких грёз», «Мрачная песня», «Как прожить без зла»), а также без спонтанных инструментальных находок («Пиэса для акустической гитары с нейлоновыми струнами»). Тайм Аут и персонально Молчанов в тот год погружались в кризис. Пуздой прогуливал радиоэфиры, порой без энтузиазма пел на концертах старые хиты (даже подзабывал слова) и, похоже, начинал уставать от мотологического творчества и концертной рутины. Александр Минаев прикрыл товарища своей широкой спиной как сумел, но лихорадочное для Павла время не прошло незаметно для публики. Альбом «Погоня за длинным рублём» (1999) содержал в молчановском исполнении такое, что лучше бы он его не содержал, а дальше… дальше ансамбль плавно покатился к полураспаду и уходу Павла Валерьевича.

Обложка альбома "Волшебный Лес" (1999). Из коллекци автора.
Обложка альбома "Волшебный Лес" (1999). Из коллекци автора.

Чем же по-настоящему Молчанов жил в 1997 – 1999 гг., что его вдохновляло, от чего у него горели глаза? А жил он как раз этой «сам себе музыкой». В свободные от Тайм Аута часы бродил по любимому им с детства Кунцевскому лесу, прозванному им волшебным, впитывал картины и звуки природы и мечтал воплотить это в музыке. И постепенно в домашней студии, своими силами он это воплотил. На одном из клубных концертов 1999 года публике был представлен компакт-диск «Волшебный Лес» – сборник из 10 инструментальных композиций, по звучанию и духу очень далёких от того, чем занимался ансамбль мотологической музыки. Мир отнёсся к сольному молчановскому творчеству по-разному – кто-то негромко хвалил, кто-то хмыкал «ничего особенного», кто-то пожимал плечами. А в общем и целом – мир эту работу не заметил, и очень, надо сказать, зря.

Элемент оформления альбома "Волшебный Лес". Из коллекции автора.
Элемент оформления альбома "Волшебный Лес". Из коллекции автора.

Вы не найдёте на этом диске никаких сенсаций, композиторских и исполнительских прорывов, виртуозной игры, новаторства и изобретений, но – здесь вы найдёте душу Павла Валерьевича, что куда ценнее. Найдёте чистое и незамутнённое восприятие природы, впитанной с младых лет и столь дорогой каждому жителю нашей средней полосы.

Элемент оформления альбома "Волшебный Лес" (фото П. Молчанова). Из коллекции автора.
Элемент оформления альбома "Волшебный Лес" (фото П. Молчанова). Из коллекции автора.

Музыка очень проста и бесхитростна. В принципе структурно она не выходит за рамки классической двухчастной формы. Найдя нужную тему, Молчанов с удовольствием идёт по ней, не гнушаясь повторов, не боясь прослыть неоригинальным или ещё каким не таким. И это идёт музыке на пользу – нет ощущения, что композитор и музыкант (а сыграно здесь абсолютно всё самим маэстро) хотел выпендриться, показать мастерство, кого-то поразить и т.п. Автор просто делится со слушателем сокровенным и приглашает на неспешную прогулку – и каждый, войдя сюда, чувствует себя комфортно, расслабляется и просто плывёт по течению в своё удовольствие.
В принципе лучший подход к восприятию альбома – это закрыть глаза, включить воображение и представлять (благо всё, о чём эта музыка, каждый житель нашей страны видел близко множество раз). Неспешный
«Лес», суетливая «Сорока», мятущаяся «Зима» (немного отсылающая нас к другим классикам, бравшимся музыкально живописать природу – к тому же Вивальди), медитативный и почти неподвижный "Ручей 2 (рыбалка)" – все как-то очень наглядно, живо и действительно будто списано с натуры.

Элемент оформления альбома "Волшебный Лес" (фото П. Молчанова). Из коллекции автора.
Элемент оформления альбома "Волшебный Лес" (фото П. Молчанова). Из коллекции автора.

Стилистически… стилистически это вещь в себе, музыка ради музыки, без попыток играть в каком-либо жанре. Так пишут, когда нельзя не написать, и когда не думают о том, как музыка будет воспринята и кто её купит. С одной стороны, это всё же инструментарий и звучание музыканта 20 века и человека студийного, с другой – здесь практически нет электричества. Автор порой может позволить себе даже немного перегруза, примочек и синтезатора, но – именно что немного, чтобы никого и ничего не спугнуть. Гитара, домра, аккордеон, духовые… всё по-домашнему тепло.

Инструменты, использованные при записи альбома. Элемент оформления альбома "Волшебный Лес" (фото П. Молчанова). Из коллекции автора.
Инструменты, использованные при записи альбома. Элемент оформления альбома "Волшебный Лес" (фото П. Молчанова). Из коллекции автора.

Альбом (наряду с натуральными звуками природы) мог бы стать великолепной звуковой дорожкой к творчеству Пришвина или Паустовского. Он годится и в качестве фоновой музыки, и как самоценное произведение. Он может быть смело рекомендован для дошкольных учреждений и вообще для любой аудитории.

Если мозг устал от избытка информации и не хочет ничего видеть и слышать, а читать уже нет сил, если на дворе унылое время года, лучше всего включить эту музыку, налить чаю, надеть любимый тёплый колючий свитер и сидеть в тепле, взирая, например, на мрачное и ненастное ноябрьское небо, на унылый пейзаж за окном. Радоваться тому, что оно – там, а ты – здесь, и тебе тепло и уютно. Дремать наяву и видеть сны о том, как однажды метели уйдут, лёд тронется, небо снова станет голубым, а любимый с детства лес снова заиграет знакомыми красками…

Элемент оформления альбома "Волшебный Лес". Из коллекции автора.
Элемент оформления альбома "Волшебный Лес". Из коллекции автора.

Альбом выдержал одно единственное издание и, понятное дело, был предан забвению. Раз уж сам Тайм Аут нынче не то чтобы в фаворе, кому нужны эти тихие опыты одного из бывших его лидеров… Однако диск этот каким-то чудом сохранился в коллекции и является одним из самых близких и дорогих сердцу изданий. Наверное, он никому нынче не нужен, и никто бы не стал хватать его в магазинах и на аукционах. Ну и пусть. Это не из мира купли-продажи. Это из Волшебного Леса, где работают другие законы.

«Эта работа представляет из себя сгусток чувств, накопившихся за 31 год проживания в Кунцевском Лесопарке, где трелью велосипедного звонка пролетело детство вашего покорного слуги.
С уважением, П. Молчанов».
(Из аннотации к изданию).

Элемент оформления альбома "Волшебный Лес". Из коллекции автора.
Элемент оформления альбома "Волшебный Лес". Из коллекции автора.