Приветствую вас на канале "Фарфоровые путешествия"! На радость ценителям имперской роскоши, Москва и Санкт-Петербург встречаются на выставочном проекте "Сокровища императорских резиденций. Царское Село". Масштабная выставка декоративно-прикладного искусства и живописи проходит в Государственном Историческом Музее Москвы. Подробную информацию я оставлю в конце статьи.
Для читателей поясню, что я интересуюсь историей фарфора, поэтому посещаю художественные музеи, выставки декоративно-прикладного искусства, керамики и стекла. Также я бываю на блошиных рынках, ярмарках, в антикварных салонах Москвы и Санкт-Петербурга ( и не только). Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Культурное наследие
Я большая поклонница выставок декоративно-прикладного искусства, особенно из собраний императорских и великокняжеских усадеб. Самыми известными дворцово-архитектурными и парковыми ансамблями в Петербурге и его пригородах являются Петергоф, Ораниенбаум, Александрия, Павловск, а также летняя императорская резиденция "Царское Село".
На выставке из музея-заповедника "Царское Село" я ожидала увидеть лучшие образцы фарфорового и стекольного искусства. В этом обзоре я познакомлю вас с экспонатами, которые оправдали мои самые высокие ожидания.
Музей-заповедник "Царское Село"
Государственный музей-заповедник "Царское Село" ( ГМЗ "Царское Село") находится в городе Пушкино (Ленинградская область). На его территории расположены великолепные Большой Царскосельский (Екатерининский) и Александровский дворцы, а также Екатерининский и Александровский парки.
Царское Село - парадная летняя резиденция, связанная не только с именами российских самодержцев XVIII- начала XX века, начиная с Екатерины I, но и с Царскосельским лицеем, где провел юношеские годы Александр Сергеевич Пушкин.
На выставке посетители могут познакомиться с историей Царского Села, увидеть предметы роскоши, памятные вещи владельцев дворцов, которые находились в личных покоях императоров и членов их семейства. Посещение выставки позволяет проникнуться духом императорской России.
История Царского Села
В 1710 году Петр I отписал усадьбу будущей супруге Екатерине Алексеевне и включил в разряд дворцовых земель. В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает строиться загородная царская резиденция, с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.
В залах музея представлены старинные литографии и картины с изображением видов Царского Села. Среди них - работы прославленных живописцев С. Ф. Щедрина, Ф.Я. Алексеева, Ф. Г. Баризьена и других.
На выставке можно увидеть портреты императоров: знаменитый портрет Петра Первого работы И.Н. Никитина, портрет Елизаветы Петровны кисти В. Эриксена, Екатерины Великой, а также уникальный макет дворца Царского Села, выполненный из дерева в 1744 году.
Коллекция художественной мебели
Выставочный проект демонстрирует не только предметы из основной дворцовой экспозиции, но и из запасников музея. На выставке можно увидеть богато инкрустированную дворцовую мебель, как из парадных залов, так и из личных покоев членов царской семьи.
В первую очередь приковывают взгляд предметы мебельного гарнитура Лионского зала, выполненные из лазурита и золоченой бронзы. Помимо эффектного гарнитура, на выставке представлены стол из убранства Серебряного кабинета, а также перламутровый стол, вероятно, подаренный императрице Екатерине II турецким султаном после русско-турецких войн. Заслуживает внимания и другая мебель из личных императорских покоев. Листайте фото.
Янтарная коллекция Царского Села
Гордостью Царского Села является всемирно известная возрожденная Янтарная комната, трагически пострадавшая в годы Великой Отечественной Войны. Летом 1941 года почти вся янтарная коллекция была эвакуирована в Новосибирск, благодаря чему смогла уцелеть. Листайте фото.
На выставке демонстрируются драгоценные шкатулки, шахматные доски, выполненные из янтаря. Посетители знакомятся с настольными украшениями, несессерами и ларцами, созданными в XVII-XVIII веке в Данциге (Гданьске) и Касселе, а также с курительными трубками, выполненными в XIX веке мастерами Франции, Германии и Вены.
Важное место в экспозиции занимает картина "Осязание и обоняние" (Италия, Флоренция, мастерская Луи Сириеса "Pietra Dure", по эскизу Дж. Дзокки, 1750 г.). В годы Великой Отечественной войны она была похищена нацистами, долгое время считалась без вести пропавшей, но в 1997 году обнаружена в Германии, в г. Бремен. В 2000 году произведение было возвращено в Россию, на свое историческое место.
Личная трагедия семьи Николая I
На выставке экспонировалось большое количество прекрасных полотен из собрания императорской семьи. Но среди прочих картин выделяется портрет-икона, написанная Карлом Брюлловым.
Икона с изображением умершей Великой Княгини Александры Николаевны, Адини ( такое имя было принято в кругу семьи) в образе святой царицы Александры. Портрет был заказан К. Брюллову офицерами Преображенского полка, княгиня была их шефом, они несли дежурство у ее гроба. Портрет был преподнесен императору Николаю I и с того времени постоянно находился в Царском Селе.
Дочь императора умерла от туберкулеза в 1844 году, в возрасте 19 лет. Александра Николаевна успела сочетаться браком и родить сына, который умер вскоре после рождения, и в тот же день скончалась. Смерть дочери император считал наказанием свыше за кровь, пролитую в год её рождения - год подавления восстания декабристов.
Художественные гарнитуры из бронзы и камня
Особой роскошью отличаются предметы из бронзы, служившие украшением кабинетов Большого Царскосельского Дворца. На выставке экспонируются предметы из каминного гарнитура "Поэзия", часы и канделябры из убранства Малинового кабинета вдовствующей императрицы Марии Федоровны (интерьер не сохранился).
Многие предметы из бронзы и мрамора, часы, чернильные приборы для оформления царских покоев были выполнены в Париже, во Франции.
Эффектно выглядит комплект из мемориальных предметов из уральского малахита и черной бронзы, изготовленный русскими мастерами в неоготическом стиле, вошедшем в моду в 1820-х годах.
Экспозиция художественного стекла
Коллекция художественного стекла в собрании ГМЗ "Царское село" насчитывает 471 предмет. На выставке представлены произведения, созданные на русских императорских заводах и привезенные из-за рубежа. На выставке многие экспонаты из стекла являются произведениями французских фирм Э. Галле и братьев Дом.
Хрупкая стекольная коллекция Царского села значительно пострадала во время Великой Отечественной войны. Сохранившиеся предметы демонстрируют высокий уровень развития отечественного стеклоделия. На выставке представлены кубки, блюда, чайная и кофейная посуда, вазы, хрусталь.
Большой интерес вызывают изделия Императорского стеклянного завода. Среди экспонатов - величественные парные вазы из темно-зеленого стекла в виде амфор, графин по проекту И.А. Монигетти в византийском стиле с надписью Хересъ" (1861-1862), бокал из парадного сервиза яхты Держава" ( 1871).
Фарфоровая экспозиция
Коллекция фарфора и керамики ГМЗ "Царское село" весьма разнообразна и включает около 5000 предметов.
Одним из знаковых сервизов Императорского фарфорового завода, показанных на выставке, является Бабигонский сервиз, выполненный для Большого Петергофского дворца в 1823-1824 гг., который в 1911 году перевезли в царскосельские кладовые. В экспозиции представлены 9 десертных тарелок с видами Царского Села.
Экспозиция фарфора включает: роскошные вазы Императорского фарфорового завода, Берлинской королевской мануфактуры, Мейсенской фарфоровой мануфактуры XVIII-XIX века, а также предметы из фарфоровых парадных сервизов.
Знатоки исторического фарфора легко узнают Корбиевский сервиз ( основной состав создан в 1830-х гг.), Рафаэлевский сервиз по мотивам росписи лоджий Ватикана ( 1883-1903), предметы из Орденских сервизов. На выставке экспонируются не столь известные сервизы, такие, как Сервиз фермерского дворца в Петергофе (Императорский фарфоровый завод), Пурпуровый сервиз, автор росписи Э. Кремер ( 1903-1906), Московский ( Собственный сервиз) завода Гарднера.
Мейсенские изделия заняли почетное место в центральной части фарфоровой экспозиции. Сервиз с индианскими цветами ( 1725-1735) был создан мейсенскими художниками, вдохновленными японским фарфоровым искусством. Японский фарфор производился в мастерских города Ариты и экспортировался из порта Имари специально для европейского рынка. Сервиз отображает стилистические черты как восточного, так и западного искусства.
Датский фарфор
На выставке можно увидеть копенгагенский королевский фарфор, а также изделия художника А. Тимуса в стиле модерн. Истории любви российских императоров к датскому фарфору я посвящала отдельную статью на моем канале. Можно прочитать здесь:
На выставке представлены новые поступления в фонды ГМЗ "Царское Село" - датская анималистическая пластика начала XX столетия. Листайте фото.
Несколько фарфоровых шедевров выставки заслуживают отдельных постов на канале "Фарфоровые путешествия", поэтому следующая неделя будет посвящена историям некоторых экспонатов, не вошедших в статью. Подписывайтесь, чтобы поближе познакомиться с историей фарфора!
Восточное искусство в Царском Селе
Большой интерес к китайскому искусству наблюдался у многих европейских монархов, и российские императоры не стали исключением. В Царском Селе были возведены китайские постройки в Екатерининском и Александровском парках. Императоры, начиная с Петра Первого, были страстными собирателями восточного искусства, украшали резиденции и дворцы в китайском вкусе.
В период расцвета царскосельской резиденции при Елизавете Петровне был устроен Китайский кабинет по проекту Ф Растрелли. При императрице Елизавете в коллекции появились предметы "зеленого" и "розового" семейств, некоторые из которых представлены на выставке.
В Китайском зале, созданном Ч. Камероном при Екатерине Второй, появилась группа бронзовых курильниц и подсвечников XVII-XVIII века. В 1773 году из Иркутска в Санкт-Петербург по заказу императрицы Екатерины II прибыли стулья из черного лака, образцы восточной мебели можно увидеть на выставке.
Коллекция резиденции была пополнена в 1846 году кантонскими эмалями и роскошным сервизом из 40 предметов, завещанных императору Николаю I тайным статским советником Д. П. Татищевым. На выставке демонстрируются драгоценные пекинские лаки, изделия из перегородчатой эмали, фарфоровые блюда и вазы XVII-XVIII века, настенные панно. Листайте фото.
Помимо живописи, фарфора, художественного стекла и бронзы, на выставке представлены образцы костюма, включая гвардейские мундиры, рыцарские латы и мундирное платье, принадлежавшее лично Екатерине II (листайте фото).
Коллекция Царского Села включает редкие образцы отечественного и иностранного оружия, которым владели российские императоры. Особенно целостной коллекцией является собрание оружия, принадлежавшее императору Александру II.
На выставке также можно увидеть аксессуары, серебро из Нарышкинского клада, экипажи и коляски, холодное оружие. Листайте фото.
Видео-ролики по выставке смотрите на канале "Фарфоровые путешествия".
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
ВКонтакте: https://vk.com/myloveiscups
Информация о выставке:
Выставка: "Сокровища императорских резиденций. Царское Село".
Даты: 19 ноября 2025 года — 13 апреля 2026 года
Место: Москва, ГИМ, Выставочный комплекс Исторического музея (здание Музея Отечественной войны 1812 года).
Адрес: Площадь Революции, д. 2/3. Метро "Площадь Революции".
Стоимость входного билета: взрослый 800 р.