Найти в Дзене

Датский королевский фарфор в собраниях музеев "Кусково" и Петергофа

Оглавление

Фарфоровая марка Royal Kopengagen появилась немного позднее, чем другие мануфактуры, но смогла уверенно заявить о себе в мире декоративного искусства. В этой статье я расскажу о нише, которую занял копенгагенский фарфор, и о некоторых особенностях "датского стиля".

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки и музеи в Москве, бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Ваза с изображением силуэтов летящих лебедей. Автор А. Крог, 1887-1890 гг. Из собрания ГМЗ "Петергоф". Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе", Т. Н. Носович
Ваза с изображением силуэтов летящих лебедей. Автор А. Крог, 1887-1890 гг. Из собрания ГМЗ "Петергоф". Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе", Т. Н. Носович

Международное признание

Мировая слава настигла датский фарфор на Всемирной парижской выставке 1889 года, где марка была награждена Большим почетным призом. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже обозреватели окончательно утвердили, что: «В области керамики Дания далеко опередила всех, не исключая Франции».

Успех датского фарфора в России

В российских музеях представлена внушительная коллекция копенгагенского фарфора, благодаря художественным вкусам императора Александра III и его супруги Марии Федоровны, до замужества - датской принцессы. Особенное расположение они питали к вазам и фарфоровым статуэткам. Изящные вещицы украшали комнаты во дворцах в Петербурге и пригородных резиденциях, в том числе в Зимнем, Аничковом, Гатчинском, Александровском дворце в Царском Селе, а также в Петергофе.

Портреты Александра III и его супруги Мария Федоровны. Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе". Автор Т. Н. Носович
Портреты Александра III и его супруги Мария Федоровны. Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе". Автор Т. Н. Носович

В музее керамики "Кусково" в Москве хранится коллекция вдовствующей императрицы Марии Федоровны из более, чем 500 предметов.

В 2020 г. в "Кусково" проходила выставка "Три волны датского фарфора", посвященная 245-летию Копенгагенской фабрики. На ней были представлены символические "три волны"- три периода развития датского фарфора.

Фарфоровая плакетка с профильным портретом императрицы Марии Федоровны. Авторы Х. Томсен, Е. Хассельриис, 1917 г. Из собрания ГМЗ "Петергоф". Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе"
Фарфоровая плакетка с профильным портретом императрицы Марии Федоровны. Авторы Х. Томсен, Е. Хассельриис, 1917 г. Из собрания ГМЗ "Петергоф". Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе"

История появления

Начало датскому фарфору было положено химиком Ф.Х. Мюллером в 1775 году. Считается, что автором клейма для королевского предприятия была королева Дании Юлиана-Мария Брауншвейгская. По ее распоряжению появился рисунок: три волны, выполненные синей краской, символизирующие три важных датских пролива: Зунд (Эресунн), Сторебельт и Лиллебельт.

Клеймо марки Royal Kopengagen (с 1897 года). Источник фото: сайт Antiqueland.ru
Клеймо марки Royal Kopengagen (с 1897 года). Источник фото: сайт Antiqueland.ru

"Первая волна" расцвета связана с знаменитым ботаническим сервизом "Флора Даника", который украшали растения Дании из старейшего ботанического атласа. Работа над сервизом была начата в 1790, а окончена в 1802 году. По легенде, сервиз предназначался как дипломатический подарок Екатерине II, но из-за ее кончины остался в собственности у датской королевской семьи.

Предмет из сервиза Flora Danica из собрания "Кусково". Предположительно, лоток попал в Россию во 2-й пол. XIX – нач. XX века. Источник фото: сайт "Кусково"
Предмет из сервиза Flora Danica из собрания "Кусково". Предположительно, лоток попал в Россию во 2-й пол. XIX – нач. XX века. Источник фото: сайт "Кусково"

«Вторая волна» успеха (1830-1880 гг.) была связана с производством уменьшенных копий скульптур из бисквита Бертеля Торвальдсена, который творил в стиле позднего классицизма.

Третья волна, прославившая датский королевский фарфор, состоялась в эпоху модерна, в конце XIX- начале XX века. "Датский способ" монохромной подглазурной живописи стал визитной карточкой Королевской датской мануфактуры.

Ваза "Ландыши и лесной щавель". Авторы А. Крог, К. Лиисберг, 1888-1892 гг. Украшала кабинет императрицы Марии Федоровны во дворце Коттедж. Хранится в Петергофе. Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе"
Ваза "Ландыши и лесной щавель". Авторы А. Крог, К. Лиисберг, 1888-1892 гг. Украшала кабинет императрицы Марии Федоровны во дворце Коттедж. Хранится в Петергофе. Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе"

Успех фарфоровой фабрики состоялся во многом благодаря директору Ф. Скоу и художественному руководителю А. Крогу.

В 1885 году они посетили Англию, Францию, Голландию и Бельгию. Во время путешествия по Франции А. Крог ознакомился с большой коллекцией японского искусства, принадлежавшей знаменитому коллекционеру С. Бингу. Он обратил внимание, в том числе, на стилистику восточной живописи: лаконичность мотивов, передний план и фон, контрасты темного и светлого и прочие нюансы.

"В росписях ваз и блюд, а также среди произведений фарфоровой пластики, создававшихся на рубеже XIX-XX веков датскими керамистами достаточно часто встречаются изображение ворон. Ваза с изображением зимнего пейзажа и сидящей на ветке вороны восходит к сюжетам средневекового японского искусства".
Из аннотации к выставке "Три волны датского фарфора", сайт "Кусково"

Подглазурная живопись

А. Крог заинтересовался возможностями подглазурной техники росписи, при которой используются так называемые краски «высокого огня». Под воздействием высоких температур роспись приобретает необычный, более размытый оттенок.

"Подглазурная роспись красками, для которой служат соли и окислы различных металлов, наносится на полусырой фарфор, прошедший обжиг в 900 градусов, затем расписанные изделия покрываются глазурью и обжигаются при температуре 1380 градусов".
Из книги "Русский фарфор", сост. Агаркова Г.Д., Астраханцева Т.Л, Петрова Н.С.

Подглазурная роспись потребовала искать новые формы сосудов, и датские керамисты обратились к искусству Китая: на округлых и каплевидных формах живописные пейзажи, птицы и цветы смотрелись наиболее органично.

Императрица Мария Федоровна, как уже упоминалось, была большой почитательницей датской марки. Вероятно, под ее влиянием, техника подглазурной живописи была заимствована Императорским фарфоровым заводом, что стало новым этапом в истории русского фарфора.

Фарфоровые статуэтки из Дании

Расцвет датской пластики с подглазурной росписью пришелся на рубеж XIX-XX века. Скульпторы Копенгагенской мануфактуры сумели создать неповторимый, живой и узнаваемый стиль. Большой популярностью пользовались фигурки животных и птиц, играющих детей или сценки из будничной жизни горожан. Мода на датскую пластику, особенно на анималистические статуэтки, быстро распространялась в аристократических кругах.

Из собрания ГМЗ "Петергоф". Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе"
Из собрания ГМЗ "Петергоф". Источник фото: книга "Датский фарфор в Петергофе"

Датский фарфор в XX веке

Современные ценители датской пластики могут приобрести статуэтки XX века, созданные по моделям конца XIX - начала XX века. Антикварные статуэтки, вазы и даже предметы сервиза "Flora Danica" можно найти в антикварных магазинах и на аукционах, к примеру, на bidspirit.ru.

В заключении, скажу, что что мне близка эстетика стиля "модерн" и датского фарфора, особенно морские мотивы в исполнении художников этой северной страны.

В качестве иллюстраций к статье использованы:

  • Электронная книга "Датский фарфор в Петергофе". Автор Т. Н. Носович. Санкт-Петербург, ГМЗ "Петергоф", 2016
  • Сайт музея-усадьбы "Кусково". Экспонаты выставки "Три волны датского фарфора"
  • Сайт аукциона bidspirit.ru

С подписчиками я могу поделиться бесплатной книгой в формате PDF об истории Петергофа и собрании датского фарфора. Там прекрасные фотографии и иллюстрации. Кому интересно, напишите мне в комментариях, отправлю по эл. почте.

Спасибо за внимание!

Лучший способ поблагодарить автора - подписаться, оставить комментарии и лайки! Я отключаю рекламные блоки из своих статей.
Для желающих помочь донатом на книги по искусству и билеты в музеи, карта Сбербанка: 5469 3800 3878 4830.
Ссылка для донатов на Юмани: https://yoomoney.ru/to/410011143998649 Огромная благодарность всем, кто поддерживает мой канал!

#старинныйфарфор #историяфарфора #музеимосквы #кусково #петергоф #антиквариат #александрIII #датскийфарфор #копенгагенскийфарфор