Эх, в последнее время громкая фамилия «Высоцкий» в титрах фильма не сулит ничего хорошего. И всё потому, что сын В. С. Высоцкого Никита Владимирович возомнил себя великим рЭжиссером и снимает один шедевр за другим. А продюсирует это всё Константин Эрнст.
И получаются у ребят такие пироги, что лучше их не есть.
Отравишься.
Поэтому сериал «Союз спасения» в авторстве этих двух товарищей я начинала смотреть с опаской. Мало ли что они там могут показать.
И пока посмотрела только пару серий.
Но оказалось не всё так страшно. Хотя, конечно, могло быть и лучше.
Но что ждать от Первого канала с его руководством и художественной концепцией?
От кинофильма к сериалу
Сериал «Союз спасения», созданный режиссерами Никитой Высоцким и Ильей Лебедевым, появился на свет не сразу в том виде, в котором мы видим его сейчас на Первом канале, куда он добрался только 26 февраля 2024 года.
Изначально это был полнометражный фильм, который я помню по кинотеатральному показу в 2020 году и который, честно признаться, не произвел особого впечатления именно из-за того, что попытка впихнуть масштабную историю декабристского восстания в два с небольшим часа обернулась катастрофической нехваткой хронометража и рваным повествованием.
Теперь перед нами 8 серий, которые, казалось бы, должны были исправить ситуацию и дать возможность раскрыть характеры героев, показать глубину их мотивации, объяснить зрителю, почему молодые блестящие офицеры, победители Наполеона, вдруг решили пойти против системы.
Но увы, даже четырехкратное увеличение хронометража не спасло фильм от главной его беды – отсутствия внятной драматургии и серьезной проработки исторического материала, что для картины с претензией на историческую достоверность представляется непростительным упущением.
Блеск мундиров и пустота смыслов
Что бросается в глаза сразу, так это, безусловно, масштаб производства: здесь и роскошные костюмы эпохи, которые радуют глаз своей детальной проработкой, и звездный актерский состав, включающий Павла Прилучного, Максима Матвеева, Леонида Бичевина, Ивана Янковского, Алексея Гуськова, и попытка воссоздать атмосферу того переломного времени через батальные сцены и салонные разговоры.
Однако за всей этой внешней красивостью скрывается драматургическая пустота, которую не заполняют ни красноречивые монологи о свободе, ни патетические сцены прощания героев с прежней жизнью, потому что зритель так и не понимает до конца, за что именно эти люди готовы жертвовать собой.
Сериал начинается с возвращения русских офицеров после победы над Наполеоном, когда, как говорится в описании, «теперь возможно всё», и молодые дворяне, воодушевленные европейскими идеями свободы и смелыми замыслами масонов, начинают строить планы по переустройству политического строя своей Родины.
Но вот в чем проблема: авторы так и не дают внятного ответа на вопрос, что именно их не устраивает в существующей системе, ограничиваясь общими фразами о необходимости конституции и свободы, которые звучат скорее как лозунги, чем как осмысленная программа действий, что делает мотивацию героев туманной и непонятной для современного зрителя.
Исторические вольности сюжета
Историки, знакомые с хроникой декабристского движения, отмечают множественные исторические ляпы, которыми изобилует сериал, начиная с самого названия «Союз спасения», которое отсылает к первому тайному обществу, прекратившему существование еще в 1818 году, тогда как события восстания 1825 года происходили уже при совершенно других организациях – Северном и Южном обществах.
Создатели явно решили, что красивое название важнее исторической точности, и это только начало длинного списка вольностей, которые они себе позволили.
В сериале практически не объясняются глубинные причины недовольства декабристов: мы не видим ни разговоров о крепостном праве, которое превращало миллионы людей фактически в рабов, ни упоминаний о том политическом климате, который царил в России после наполеоновских войн, ни анализа влияния европейских революционных идей на русскую интеллигенцию.
Вместо этого зрителю предлагается поверить, что группа состоятельных офицеров просто вдруг решила устроить бунт, потому что... ну, потому что им показалось, что народ заслуживает лучшего, что выглядит неубедительно и превращает сложную историческую драму в историю о «глупых и избалованных мажорах», как справедливо отмечают критики.
Вспоминается только шутка того времени:
«В Европе сапожник, чтоб барином стать, бунтует — понятное дело! У нас революцию сделала знать: в сапожники, что ль, захотела?..» (историческая острота, приписываемая графу Фёдору Васильевичу Ростопчину).
Актеры спасают, что могут, но сценарий не помогает
Говоря об актерском составе, нельзя не признать, что в проекте собраны известные люди, однако здесь даже они не могут преодолеть слабость сценария, превращающего живых людей в картонные фигуры из учебника истории.
Особенно огорчает Павел Прилучный в роли Пестеля – одного из ключевых идеологов движения, харизматичного и жесткого лидера Южного общества, которого Прилучный играет так, будто перед нами очередной герой современного криминального сериала, а не сложный исторический персонаж с противоречивым характером и радикальными взглядами.
Отдельного упоминания заслуживает появление в сериале Софьи Эрнст в роли вымышленной Анны Бельской – юной возлюбленной одного из героев, которая, по задумке авторов, должна была добавить истории романтики, но на деле лишь отвлекает от основного повествования и вызывает недоумение, особенно учитывая, что актриса явно не подходит по возрасту для роли восемнадцатилетней девушки.
Понятно, что когда продюсер – муж актрисы, возникают определенные кастинговые решения, но профессионализм требует все же исходить из интересов картины, а не из семейных привязанностей, потому что каждое появление этого персонажа на экране выбивает из исторического контекста и напоминает о том, что перед нами не столько художественное высказывание, сколько коммерческий проект с определенными обязательствами.
«Попсовая» история
Нельзя не заметить, что «Союз спасения» – сериал откровенно слабый, снятый в парадигме неуважения к отечественной истории, которая предписывает показывать декабристов не романтическими борцами за свободу, как это было в советском кино вроде «Звезды пленительного счастья», а запутавшимися людьми, чьи благие намерения привели лишь к кровопролитию и хаосу.
Эта концепция прослеживается через весь сериал: от сцен разбоя и мародерства в деревнях, через которые проходит восставший полк Муравьева-Апостола, до финального диалога арестованного декабриста с императором Николаем, где звучит мысль о том, что «и у вас, и у нас цели правые, а способы преступные», уравнивающая репрессивную машину самодержавия и попытку революционного переворота.
Такой подход, конечно, имеет право на существование, и было бы наивно ожидать от проекта, финансируемого Первым каналом и его руководством, какой-то иной идеологической позиции, но проблема в том, что эта позиция навязывается зрителю не через глубокий анализ событий, а через манипуляцию образами и упрощение сложной исторической реальности.
Нам показывают декабристов как людей, которые «пили, ели, развлекались» и вдруг решили устроить бунт непонятно зачем.
Стоит ли смотреть сериал дальше?
Подводя итог своим размышлениям после первых серий, я бы сказала, что «Союз спасения» — это типичный продукт современного российского исторического кино, которое умеет создавать красивую картинку, собирать звездные касты и тратить бюджеты, но совершенно не умеет рассказывать истории так, чтобы они цепляли зрителя и заставляли задуматься о серьезных вещах.
Сериал можно рекомендовать разве что тем, кто глубоко интересуется темой декабристов и хочет увидеть визуализацию тех событий, понимая при этом, что придется самостоятельно отделять зерна исторической правды от плевел художественного вымысла и идеологических наслоений.
Для обычного зрителя этот сериал может стать разочарованием, потому что вместо драмы выбора между долгом и совестью, вместо трагедии поколения, которое хотело изменить мир к лучшему, нам предлагают запутанное повествование с обилием персонажей-функций, которых невозможно запомнить.
Впрочем, как я писала об этом раньше: от Первого канала с его нынешним руководством и художественной концепцией ждать чего-то действительно значимого и глубокого, к сожалению, не приходится.
А вы, мои уважаемые читатели, как оцениваете этот сериал?