В поводе к вызову значилось: ребенок 11 лет, на платформе станции метро, боли в груди, руке, ноге, голове, тошнота. В примечаниях: учительница предполагает нервное расстройство или паническую атаку.
Но ничто не происходит просто так на ровном месте, и любая ситуация, в которой позднее разбирается скорая помощь, имеет свою предысторию.
Так было и в этот раз:
– Марь Иванна, а мы скоро пойдем домой? – Илья осторожно потянул учительницу за рукав пальто. – У меня рука болит.
– Потерпи немного, – ответила она, пересчитывая детей у выхода. – Еще пять минут, и поедем. Сними рюкзак, тяжелый поди. Вот рука и затекла.
Это был момент выхода школьников из Музея изобразительных искусств. Пятый класс средней общеобразовательной школы возвращался с экскурсии — двадцать восемь детей, взволнованных, уставших, но вполне довольных.
Илья был одним из них – тихий, ответственный мальчик, который всегда помогал учителям и никогда никому ни на что не жаловался. Сегодня он старательно делал зарисовки в альбоме во время экскурсии, первым поднимал руку, когда экскурсовод задавала вопросы о картинах известных художников. Он все о них знал и активно этим интересовался.
Но в последний час ему внезапно стало нехорошо. Сначала просто закружилась голова в зале с полотнами Айвазовского. Потом заболела рука — странно, ноюще, будто её выкручивает изнутри.
Эти изменения стали замечать другие дети.
– Смотри, у Ильки-то лицо какое красное, – прошептала одноклассница на ухо своей матери, которая помогала учительнице сопровождать школьников.
Действительно, щеки мальчика горели, будто он пробежал марафон. Но Илья продолжал молчать, сжимая лямку своего рюкзачка. Когда зашли в метро и на эскалаторе начали спускаться, ему стало еще хуже.
Лесенка-Чудесенка продолжала уходить вниз, и от этого зрелища перед глазами школьника все плыло. Сердце стучало так громко, что, казалось, его слышат все окружающие. Илья невольно прижал руку к груди.
Это действие не осталось без внимания со стороны взрослых.
– Ты как, в порядке? – Мария Ивановна наклонилась к нему, когда они ступили на платформу. – Что с тобой?
– Не знаю, – прошептал ученик. Голос его дрожал. – Мне страшно, Марь Иванна. Очень страшно. И тут болит. И рука. И нога тоже.
Учительница потрогала его лоб — мокрый от пота, но не горячий. Пульс частый-частый, будто колотится птичка в клетке.
– Может, в туалет хочешь? Или воды попить? – растерянно спросила она.
– Не-е-ет, – мальчик вдруг схватился за голову. – Голова болит. Ой, плохо! Ой…
Ребенок принялся раскачиваться из стороны в сторону, его глаза широко раскрылись. Потом вдруг осел прямо на каменный пол, прижав колени к груди.
– Илюша, вставай, поезд сейчас придет! – педагог попыталась поднять его, но ученик никак не реагировал. Он смотрел в одну точку, тяжело дышал.
– Господи, что с ним?!
– Похоже на истерику, – сказала мать одноклассницы. – У моей племянницы такое было. Перенервничал.
– Звоните в скорую! – крикнула учительница. – Быстрее!
Ну что же, вызов в метро в нашем светлом городе – довольно-таки обычное дело, и по частоте случаев ничем не отличается от вызовов в другие виды общественного транспорта.
Вот и в этот раз, получив новый наряд, мы быстро добрались до стеклянных дверей входа и, как самые простые пассажиры, прошли через них внутрь вестибюля.
В нос моментально ударил тот самый запах. Его ни с чем не спутаешь. Такой знакомый с детства, и название ему одно: «метро».
Далее на эскалатор, шаг на ступеньки и вниз к платформе.
Мы не бежим, а спокойно идем. В моих руках – тяжелый рыжий ящик с медикаментами, и если я вдруг набегу где-то ненароком запнусь, то тем, кто находится ниже меня, я откровенно не завидую. Себе, кстати, тоже.
Поэтому мы всегда соблюдаем правила техники безопасности и двигаемся к месту вызова в спокойном темпе вне зависимости от его повода. Ну а «забеги на дальние дистанции» на таких сложных объектах, как метро, оставим для киношной картинки. Там в их условностях все возможно.
Спустившись, неподалеку от кабины дежурной по станции увидели толпу детишек в сопровождении пары взрослых. Ага. Вот туда-то нам и надо.
Среди них были: взволнованная женщина старшего возраста и мальчик, сидящий возле стены одной из колонн. Он то и дело раскачивался из стороны в сторону, обхватив голову руками.
Парадокс! Но вот где бы мы ни оказались, всегда находятся несколько пар любопытствующих глаз.
– Скорая, освободите проход! – я протиснулся через их плотные ряды и спустя несколько мгновений оказался рядом с ребенком.
Гул от прибывающих и уходящих поездов подземки нарастал, поэтому, подойдя ближе, я громко поинтересовался о произошедшем у первой попавшейся мне на глаза женщины. Это была учительница – Мария Ивановна. Она и поведала мне о том, что происходило ранее.
– Доктор, с Ильей что-то случилось! Он весь бледный, говорит, что ему страшно, боли какие-то по всему телу! Я думаю, нервное что-то, он у нас очень впечатлительный!
– Подождите, спокойствие, только спокойствие. Сейчас во всем разберемся. – Оль, давление, сатурацию, температуру.
Присел рядом с мальчиком. На вид, как и заявлено: одиннадцать лет, худенький, одет в осеннюю курточку, рюкзак рядом. Лицо мокрое от пота, кожа бледная с мраморным рисунком, глаза широко раскрыты — в них читается страх.
– Привет, Илья. Я Саша, доктор скорой помощи. Покажи, где у тебя болит?
Мальчик молчал секунду, потом вдруг выпалил:
– Везде! Сначала рука, потом вот тут, – он показал на грудь, – а еще нога! И голова, очень голова! Страшно! Марь Иванна, мне очень страшно!
Голос ребенка срывался, руки дрожали. На первый взгляд: классическая картина панической атаки. Стресс после экскурсии, переутомление, шум в метро — все это спусковые крючки для возникновения подобных явлений в детском возрасте.
Пока я опрашивал, Оля проводила первичное обследование: измерение давления и сатурации.
– Оль, что там?
– Погоди, пульс, давление... – она нахмурилась. – Саш, тут что-то не то… Нет, так же не бывает.
– В смысле?
– Ну на, сам послушай.
Тонометр у нас механический, всяким электронным — доверия нет.
Положив мембрану фонендоскопа в лучевую ямку, я чуть подкачал манжету прибора и внимательно прислушался. То, что я услышал, поставило меня в самый настоящий тупик и кардинально изменило взгляд на ситуацию.
Первая версия о панической атаке не подтвердилась.
Пожалуйста, оцените начало статьи.
Кстати, как оно вам?
Ну, а верный диагноз — см. в продолжении истории
Как открыть статью, если она закрыта:
➡️ https://dzen.ru/a/aS29BoSFyGzMFAbu
Шаг 1. Копия и вставка ссылки в строку поиска любого браузера.
Шаг 2. Вход на сайт Дзен + подключение подписки Премиум.
Шаг 3. После — свободное чтение и комментирование.