Найти в Дзене
Такси с косичками

От чего устаёт водитель такси?

"Что такого сложного - весь день кресле сидеть да баранку крутить?", "Работа - не бей лежачего!", "Иди в таксисты, если больше ничего не умеешь делать!"... Знакомые фразы? Кто-то до сих пор их произносит и свято верит, что, например, слесарю на заводе - куда тяжелее. Ведь он же НЕ СИДИТ, а если сидишь - значит, расслаблен. Значит, отдыхаешь. (Ха-ха, расскажите это программисту или бухгалтеру - со сколиозом, нервным тиком от постоянных горящих сроков и личной ответственностью). Ни в коем случае не хочу конкурировать с работниками заводов (особенно в горячих цехах), шахтёрами и прочими реально тяжёлыми профессиями. И ни в коем случае не жалуюсь на свою участь (тем более, что сама же её и выбирала). Хочу только развенчать мифы о "лёгкости" и "простоте" работы в такси. Физическое утомление - на первом месте Не смотря на то, что водитель почти всю смену "СИДИТ" в своём кресле! Именно вот это постоянное сидение в одной вынужденной позе вызывает напряжение во всех частях тела. Мы же не на ди
Оглавление
"Что такого сложного - весь день кресле сидеть да баранку крутить?", "Работа - не бей лежачего!", "Иди в таксисты, если больше ничего не умеешь делать!"...

Знакомые фразы? Кто-то до сих пор их произносит и свято верит, что, например, слесарю на заводе - куда тяжелее. Ведь он же НЕ СИДИТ, а если сидишь - значит, расслаблен. Значит, отдыхаешь. (Ха-ха, расскажите это программисту или бухгалтеру - со сколиозом, нервным тиком от постоянных горящих сроков и личной ответственностью).

Ни в коем случае не хочу конкурировать с работниками заводов (особенно в горячих цехах), шахтёрами и прочими реально тяжёлыми профессиями. И ни в коем случае не жалуюсь на свою участь (тем более, что сама же её и выбирала). Хочу только развенчать мифы о "лёгкости" и "простоте" работы в такси.

Физическое утомление - на первом месте

Не смотря на то, что водитель почти всю смену "СИДИТ" в своём кресле!

Именно вот это постоянное сидение в одной вынужденной позе вызывает напряжение во всех частях тела. Мы же не на диване перед телевизором расселись, не в расслабленном состоянии, извернувшись так, как удобно и комфортно! И руль мы не просто "держим", а УДЕРЖИВАЕМ, РАБОТАЕМ им.

Ноги, руки, плечи, голова, шея - всё в работе, ничто не расслабляется ни на минуту. Исключение - дневные дальние поездки, когда на трассе можно выбрать постоянную комфортную скорость и ненадолго ткнуться затылком в подголовник, чуть расслабить плечи. А в активном городском режиме - все 8 (и более) часов сплошное напряжение.

Нагрузка на позвоночник колоссальная! Проблемы с осанкой, мышечные спазмы, постоянные боли в плечах, лопатках и пояснице - без регулярной гимнастики, массажа и физиопроцедур не обойтись.

Ещё одним фактором физического утомления становятся нерегулярные приёмы пищи. Полноценный уход на полноценный обед позволяют себе только самые ответственные. Мне же настолько жалко своих 7-8 часов, что и перерыва не делаю более чем на 10-15 минут. За это время я съем свою булку, запью своим чаем из термоса и сделаю небольшую разминку, пройдусь вокруг машины и руками помашу, поприседаю.

А ещё одну булку (или бутерброд) и вовсе ем в дороге, по пути к очередному пассажиру. Ну я всегда любила что-то жевать за рулём, так что не жалуюсь. Иногда и семечки очищенные беру и отправляю в рот пригоршнями. Или орешки какие-нибудь. Неплохой белковый перекус.

Начало смены, 16.00: ещё полна сил и энергии
Начало смены, 16.00: ещё полна сил и энергии

Психологическое давление

Оно есть на любой работе, и такси - не исключение.

Яндекс в этом плане очень нехорошо поступает. Стремясь привлечь новых водителей какими-то бонусами и обещаниями, он в то же время разработал такую систему штрафов, что только отпугивает и деморализует.

Все эти баллы приоритета, рейтинги, звёздочки и прочая неосязаемая чепуха - очень действует на нервы даже самым стойким. И таксисты стараются не терять свои виртуальные плюшки или же поскорее вернуть потерянное. И не говорите, что это не так! Как бы водитель не "плевал с высокой колокольни" на свой приоритет - риск блокировки всё же вынуждает брать и неудобный заказ.

А время до подачи? Если водитель ответственный, он сильно нервничает, глядя на убегающие минуты и понимая, что не успевает. Впрочем, в пробках нервничают все, даже уже с пассажирами в машине. Ведь время - деньги! Чем быстрее завершишь этот заказ, тем быстрее возьмёшь следующий.

Дополнительный источник давления - нестабильность заработка в такси. Доход сильно зависит от количества (и качества!) заказов, погодных условий, времени суток и прочего. И не так уж сильно - от самого водителя, от его умения работать. Каково это - знать, что за твой доход ответственны удача и воля случая?

Периодически возникающие периоды низкого спроса приводят к финансовым трудностям и чувству неопределённости, неуверенности.

23.55: 12 заказов в одном такси, 6 в другом, один межгород туда и обратно…
23.55: 12 заказов в одном такси, 6 в другом, один межгород туда и обратно…

Эмоциональное истощение вплоть до выгорания

Как и любая работа с людьми, такси вызывает постоянное эмоциональное напряжение.

Общение с пассажирами требует выдержки и терпения, умения строить диалог и уходить от конфликтов, сглаживать острые углы. Некоторые пассажиры ведут себя агрессивно или просто невежливо - тем самым создавая стрессовые ситуации. Редкая смена проходит без негатива, хотя бы минимального.

И вот это регулярное столкновение с негативом и приводит к эмоциональному выгоранию и ухудшению психологического состояния. К счастью, у меня такие пассажиры - большая редкость. В основном происходит небольшая перебранка, переброс словами и претензиями - и мы оба забываем друг о друге, работа продолжается. Но иногда так обидят, что ночью заснуть не могу, всё прокручиваю в голове, веду молчаливый диалог.

Дополнительный уровень стресса - постоянная необходимость ориентироваться на местности. Приходит заказ - и за 3-5 секунд я должна понять: откуда забирать пассажира, куда именно его везти, какая будет цена (примерно) и вообще - стоит ли оно того. А я в это время лавирую на перекрёстке! А потом ещё нужно построить в голове оптимальный маршрут с учётом пробок и дорожных работ, о которых Яндекс часто и не в курсе.

А если ещё в чужом, незнакомом, городе - один глаз в навигатор, другой на дорожную обстановку, светофоры, знаки и полосы.

Моё рабочее место теперь выглядит так
Моё рабочее место теперь выглядит так

Работа водителем такси - не самая лёгкая!

Не смотря на кажущуюся простоту и романтику - в реальности она гораздо напряжённее и сложнее. Не "тупо сидеть и баранку крутить". Необходимо точно так же вкладывать своё здоровье (как физическое, так и ментальное), как и в любой другой профессии.

Обычно это понимают в первый же месяц работы в такси. Иной водитель думает: покатаюсь пару часов, денег по-быстрому заработаю, проще простого! А потом выясняется, что усталость за эти "пару" регулярных часов такая же, как если бы снег возле дома расчищал. Не говоря уж о том, что "по-быстрому" заработать нужную сумму никогда не получится - как минимум придётся заправляться и комиссию агрегатору платить.

Нормальная работа. Обычная. Но - РАБОТА. А не расслабление в водительском кресле под спокойную музыку.

У меня сейчас получается по 8 часов 6 дней в неделю. И один выходной, в который я лежу тряпочкой, обложенная подушками со всех сторон, и ничего не хочу делать, никуда не хочу идти. Но это временно. К весне будет полегче в финансовом плане, и я немедленно вернусь к своим 6-часовым сменам. Здоровье дороже! А эмоционального выгорания даже допускать нельзя - потом очень сложно восстановиться.