Идея добывать осветительное топливо из кира - пористой горной породы, пришла на ум Василию Кокореву, миллионщику, меценату, славянофилу и хлебосолу (хлебосольству тогда неприменно сопутствовал разгул с купеческой удалью), заработавшему своим миллионы на винных откупах и дружбе с высокими чиновниками, в середине 50-Х годов XIX века, и идея казалась не слишком безумной - известно было уже, что канадец Геснер получал из каменного угля жидкость, названную им кероселином (позже слово упростилось и запатентовал Геснер уже название “керосин”), почему бы не попробовать сделать аналогичное?
Керосиновая лампа к тому времени уже изобретена, Кокорев об этом знает, знает и то, что лучший осветительный прибор своего времени (доживший до наших времен) нуждается в наполнителе.
Сказано - сделано (позже Кокорев разорится, погорит именно на том, на чем разбогател, на “дружбе” с высокими чинами, ну да не о том речь, речь о том, что денег тогда было - ну вот просто очень много!), и Кокорев стоит завод в Сураханах, в 20 км от Баку.
Дела идут так себе - заказанная из Германии, у самого Юстуса фон Либиха, самого знаменитого химика своего времени, техника, не дает того эффекта, на который отчего-то рассчитывал Кокорев, проблема в том, что содержание нефти в кире слишком уж низкое.
В 1960-м Кокорев приглашает звезду МГУ, Вильгельма Эйхлера, решить эту проблему, и Эйхлер предлагает ему забыть о дорогом оборудовании и получать осветительную жидкость (он же придумывает ей название - фотонафтиль) непосредственно из нефти (что уже пять лет делается в Галиции и около полугода в Пенсильвании). Дела сразу пошли в гору, но навыка добычи еще нет, технологии придумываются на ходу и только осваиваются, словом, проблем довольно много, за что не ухватишься - кругом беда, причем о главных бедах - откупной системе, которая не позволяла вкладывать деньги в развитие, и об отсутствии дорог, что делало добываемый керосин на территории России дороже американского (в то время пуд бакинского керосина в Петербурге стоил 40 копеек, а американского - 16, причиной чему была дешевая доставка последнего по морю и дорогая доставка гужевым транспортом из Баку) - говорить не приходилось, хотя бы с технологией разобраться.
В 1863 году Кокорев вызывает в Баку 29-летнего Дмитрия Менделеева, еще ничем не знаменитого химика. Сказать, отчего выбор Кокорева, водившего дружбу со всей московской профессурой, известным покровительству науке (его-то образование состояло исключительно из заучивания церковных книг) пал именно на Менделеева, невозможно, хотя в людях он разбирался очень даже неплохо (на чем и нажил барыши), но, так или иначе, Менделеев - в Баку.
Визит Менделеева продолжался меньше месяца, и львиная доля его трудов и забот была посвящена качеству керосина - в конце концов стараниями его самого и Эйхлера получится добывать первоклассный керосин, ничуть не уступающий американскому.
Менделеев, однако, проявил себя не только как химик, но и как технолог, инженер и экономист.
Собственно, не будет большим преувеличением сказать, что он в небольшой своей работе нарисовал всю архитектуру будущей нефтяной отрасли.
Первое, на чем Менделеев настаивает - перегонка нефти должна осуществляться круглосуточно (в это время все нефтеперерабатывающие заводы работают только днем, в светлое время суток). Далее - перемещение нефти и керосина должно осуществляться с помощью трубопроводов, а на дальние расстояния - с помощью специальных судов, которые надо сделать наливными. Нужны нефтехранилища, так как дебит скважин неравномерен, а простоя перегонного оборудования и поставок готовой продукции допустить нельзя. Наконец, следует полностью отказаться от рытья колодцев и использовать только бурение скважин, что удешевляет добычу нефти и в несколько раз (иногда в несколько десятков раз) увеличивает добычу.
Большую часть записки Менделеева занимают те же темы, которые занимаю и Кокорева - отказ от откупов, которые сам Менделеев считает самым страшным злом, удушающим отрасль.
Дает Менделеев и массу практических советов, которые они с Эйлером тут же и реализуют: меняют форму перегонных кубов, пробуют эмалированные покрытия для...
Продолжение этой статьи можно прочитать ЗДЕСЬ, Ссылка приведет вас в блог автора на платформе Boosty, где можно прочесть не только продолжение этой статьи, но и еще больше 400 статей, посвященных истории экономики. Блог в Boosty - платный, но там можно выбрать опцию оплаты по карману.
А смысл оплаты - поддержать работу по теме, которая в школьные учебники никак не попадает. Потому что школьные учебники - это про войны, разрушения, убийства - словом, читая их, кажется, что суть и смысл существования - в ограблении, в стремлении кого-то убить, ограбить, чего-то отнять, и читая их, совершенно непонятно, как так вышло, что, в итоге, человечество становится гуманнее, а мир - удобнее и уютнее.
Ну вот это недоразумение и призвана исправить (или хотя бы скорректировать) работа автора. Если вы "за" такой подход - жду вас в Boosty.
Если кому-то туда переходить лень, то сейчас сказать автору "спасибо" можно, просто отправив донат в Дзене.
Мой благодарность всем услышавшим и правильно понявшим смысл сказанного. И великая благодарность - всем подписчикам, людям, которые, что называются, подставляют плечо.